История проекта
Print

«Евробарометр» был первым и долгое время оставался единственным социологическим барометром. Но начиная с первой половины 1990-х гг., т.е. примерно через 20 лет после начала обследований «Евробарометра», стало появляться множество межстрановых исследований, которые включали слово «барометр» в свое название. К 2010 г. не осталось почти ни одного обитаемого географического региона, который не был бы включен в тот или иной барометр.

В значительной степени появление новых барометров было связано с большими социально-экономическими и политическими изменениями. Импорт барометров начался сразу после 1990 г., т.е. сразу после падения социалистического блока. Как и в случае с появлением «Евробарометра» («Стандартного Евробарометра»), основной спрос на социологическую информацию предъявляли именно политические силы. С 1990-х гг. сбор и анализ социологической информации и странах бывшего социалистического лагеря стал остро востребован как в самих этих странах, так и за рубежом. Наблюдалась острая потребность в стабильном притоке информации о разных аспектах жизни населения стран бывшего социалистического лагеря. Именно регулярная система социологического мониторинга жизни населения стала своеобразным «органом зрения» новых государств.

Сейчас в России практически полностью отсутствует система комплексного социологического мониторинга. При этом в странах Западной Европы комплексная социологическая экспертиза, проводимая на основании данных «Евробарометра», уже более 30 лет служит ряду политических целей. Во-первых, осуществляется измерение установок населения по отношению к интеграции ЕС: Евросоюзу, евро, Европарламенту. На основании полученной информации производится уточнение и доработка политических решений. Производится прогнозирование финансового поведения населения стран ЕС, а также их экономических ожиданий. Наконец, проводится быстрая «диагностика» общественного отношения к принимаемым политическим решениям. Выделяются группы поддержки предлагаемых мер, определяются их социально-демографические характеристики.

Таким образом, «Евробарометр» выполняет функции «навигационного прибора», позволяющего ориентироваться сразу в нескольких пространствах: социально-экономическом, политическом, научно-техническом и т.д. Сейчас в России такой навигационный прибор отсутствует. Поэтому данное исследование посвящено разработке, апробации и запуску новой системы социологического мониторинга социальной, экономической и политической жизни населения Российской Федерации.

На сегодня в России уже существует несколько масштабных социологических проектов, изучающих различные аспекты жизни населения на всей территории страны. Так, например, массовые всероссийские социологические опросы регулярно проводятся Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение» делает еженедельные опросы на всей территории РФ и т.д. Однако специфика этих опросов состоит в том, что они «заточены» на измерение общественного мнения – краткосрочного и изменчивого отношения жителей страны к тем или иным событиям, происходящим в их регионе, государстве или во всем мире.

Основные предпосылки, на которых основывается практика массовых социологических опросов, состоят в том, что каждый человек имеет собственное индивидуальное мнение по интересующим исследователя вопросам, что он отдает себе в нем отчет и может рассказать о нем другим (в т.ч. и интервьюеру) и что общественное мнение складывается из суммы мнений индивидуальных членов общества. Поэтому для изучения общественного мнения замеряются показатели отношения людей к релевантным вопросам и событиям.

Цель нашего исследования не просто измерить общественное мнение россиян по тому или иному вопросу. Наша задача – создать «навигационный прибор» наподобие «Евробарометра», который бы позволил ориентироваться одновременно в различных измерениях жизни населения. Он должен быть способен выявлять социальные и экономические условия жизни населения, определять факторы политической и инновационной активности людей, а также позволять выделить ключевые группы участия в социально-экономической, политической и научной жизни государства.

Для этого недостаточно просто измерить общественное мнение. Необходимо осуществить социологический «срез» установок, ожиданий и реальных практик людей. В мировой практике для достижения этих целей используются лонгитюдные исследования ценностей, установок и поведения, наиболее известными из которых мировыми являются «Евробарометр» (Eurobarometer) и «Мировое обследование ценностей» (World Value Survey).

В России регулярное всероссийское лонгитюдное панельное исследование делается только Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» совместно с ЗАО «Демоскоп», Институтом социологии РАН при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (США). Проект «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ) проводится ежегодно с 1992 г., на 2012 г. опубликованы данные по 20 волнам опроса, каждая из которых включает в себя данные по анкетам для домохозяйств и индивидуальным опросникам.

В целом, РМЭЗ является на сегодня единственным лонгитюдным всероссийским социологическим исследованием, в чьи задачи входит не изучение общественного мнения, а сбор данных о социально-экономическом положении и об особенностях экономического поведения населения России. Однако недостатком данного исследования является его узкая специализация. Оно направлено почти что исключительно на изучение только экономической сферы жизни и здоровья населения России. В него включены показатели «о структуре доходов и расходов, материальном благосостоянии, инвестиционном поведении, структуре занятости, миграционном поведении, состоянии здоровья и структуре питания, о планировании семьи и образовательном поведении, о системе ценностей россиян, восприятии ими проводимых в стране преобразований».

Такая структура опросника не позволяет осуществлять интерференции экономических переменных с переменными, измеряющими политические, социальные и другие аспекты жизни населения страны. По сути, оно позволяет ориентироваться только в одном пространстве – социально-экономическом. Не охваченными остаются другие аспекты жизни населения: политическое, научно-техническое и правовое поведение людей.

В целом, в России почти не проводятся всероссийские комплексные социологические исследования. Данные, получаемые из обследований общественного мнения, не дают возможности изучать ценности, установки, и характеристики поведения людей. Единственный крупный лонгитюдный социологический проект – РМЭЗ – носит исключительно экономическую направленность. В результате отсутствует внятная социологическая экспертиза политических настроений и ожиданий, правового поведения населения, условий инновационной активности людей и прочих неэкономических сфер жизни населения.

Запуская проект «Евробарометр в России», мы ставим перед собой две общие задачи:

1. Разработку методологии всероссийских комплексных социологических исследований ценностей, установок и поведения населения;

2. Организацию двух волн социологического мониторинга и исследование социально-экономических, политических, правовых и инновационных условий жизни населения.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!