Методология Евробарометра
Print

Исследование «Евробарометр в России» включает в себя сбор и обработку данных, а также их социологический анализ в пакете анализа количественных данных SPSS.

Сбор данных осуществляется по неслучайной многоступенчатой стратифицированной репрезентативной выборке методом личного формализованного интервьюирования. Рассчитываются коэффициенты взаимосвязей между переменными (хи-квадрат, коэффициенты корреляции), проводится дисперсионный анализ данных методом Краскэлла-Уоллиса, а также исследование структуры массива данных методами факторного и кластерного анализа.

Описание процедуры построения выборки

Выборка обладает тройной репрезентативностью. Она:

  • отражает общую структуру населения региона;
  • отражает тип региона по социально-экономическому развитию;
  • репрезентативна по РФ в целом.

Построение выборочной совокупности осуществляется в несколько этапов. На первом этапе происходил отбор регионов, в которых будет проводиться опрос. На втором – отбор территориальных единиц и составление списка районов. На третьем этапе производился отбор респондентов, попавших в выборку.

Принцип отбора регионов

Для обеспечения репрезентативности выборки на всероссийском уровне и выделения типов регионов по социально-экономическому развитию в ее основу была положена типология регионов, созданная Натальей Зубаревич. Это иерархическая типология, располагающая регионы в пространстве двух дифференцирующих признаков: по уровню экономического развития и по степени освоенности территории:

Уровень экономического развития региона и экономическое положение домохозяйств – главный дифференцирующий признак в переходной России, причем его индикаторы (душевой ВРП, отношение денежных доходов к прожиточному минимуму и уровень бедности) рассматривались как триединый компонент, чтобы оценить совокупно производство дохода, его потребление и неравенство по доходу <…> Освоенность территории, оцениваемая через плотность населения, которая отражает степень благоприятности климата, тип хозяйственного использования, обеспеченность инфраструктурой и многое другое. Для огромной и разнообразной территории России учет территориального фактора чрезвычайно значим (см. http://www.socpol.ru/atlas/typology/index.shtml).

На основании этих признаков выделяются четыре полюса:

  • «богатые» и освоенные регионы;
  • «богатые» и слабоосвоенные регионы;
  • «бедные» и освоенные регионы;
  • «бедные» и слабоосвоенные регионы.

Предложенная система координат позволяет структурировать все регионы России в пространстве обозначенных признаков:

Диспропорции регионального развития в России настолько сильны, что в качестве «богатых» субъектов – экономических лидеров можно выделить только Москву и два автономных округа Тюменской области. К «богатым» тюменских округам приближается нефтедобывающий Ненецкий АО, но только по показателю ВРП. В конце 2000-х к группе лидеров приблизился Санкт-Петербург. Следующая группа регионов отстает от лидеров существенно, она названа относительно развитой. Наиболее велика и размыта «середина», т.е. медианная группа. В то же время она очень устойчива, это показывает график распределения регионов по величине душевого ВРП (скорректированного на ценовые различия) за 10 лет – основная их часть находится именно в срединной зоне, между значениями душевого ВРП, равными среднему по регионам и половине среднего. Группа аутсайдеров также разнородна, но она сокращалась в течение 2000-х гг. Помимо базового разделения по доходу и освоенности, две последние группы разделены по географическому местоположению с учетом уровня урбанизации как дополнительного фактора (см. http://www.socpol.ru/atlas/typology/index.shtml).

Таким образом, типология распределяет регионы по двум осям – уровень развития (лидеры – развитые – середина – аутсайдеры) и освоенность (освоенные – неосвоенные). В итоге выделяется 8 групп регионов. Отдельные крупные группы внутри разделены на отельные содержательные подгруппы (например, аграрные – урбанизированные). В итоге получается 11 групп (Таблица 1).

Так как нас интересует репрезентация населения России, ключевым показателем является численность населения. Существует 4 группы регионов, в которых проживает в сумме 6,8% населения (Таблица 1.1). Это «Богатые нефтегазодобывающие регионы» (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Сахалинская обл., Ненецкий АО); «Освоенная зона» и «Полудепрессивные промышленные регионы» (Республика Марий Эл, Псковская обл., Кировская обл., Брянская обл.); и, наконец, «Аутсайдеры»: депрессивные и слаборазвитые регионы (Ивановская обл.). В силу того, что, в среднем, в каждом из этих регионов проживает менее 1% населения страны, они не могут быть включены в выборку наравне с другими более населенными регионами. Внесение их в выборочную совокупность приведет к смещениям в полученных данных. Поэтому эти регионы исключены из исследования.

Остается 7 групп регионов, из которых выбирается 10 регионов, вошедших в опрос (Таблица 1.1).

Таблица 1.1 Регионы, вошедшие в выборку

Группы

Число регионов

Доля населения России

Доля сельского населения

Количество регионов из типа, попавших в выборку

Название регионов, вошедших в выборку

1. Лидеры А) Федеральные города

2

11,5

0

1

Москва

2. Относительно развитые или опережающие по доходу 

17

30,9

 

А) Освоенная зона

13

26,9

24,1

3

Ленинградская обл., Свердловская обл., Респ. Татарстан

Б) Слабоосвоенная зона: экспортно-ресурсные регионы

4

4

26,3

1

Красноярский край

3. «Середина»

45

46,8

 

А) Освоенная зона

31

38,1

 

 

Более урбанизированные среднеразвитые промышленные регионы

21

21,3

27,4

2

Ярославская обл., Нижегородская обл.

Более аграрные регионы

10

16,8

38,5

1

Краснодарский край

Б) Слабоосвоенная зона

14

8,7

24,6

1

Хабаровский край

4. «Аутсайдеры»: депрессивные и слаборазвитые регионы

А) Освоенная зона, слаборазвитые республики Юга

8

5

55

1

Республика Дагестан

Общее число регионов, где ведется опрос

10

Доля нерепрезентируемых групп (от населения)

6,8

Ошибка для одного региона (%)

4

Число опрошенных в одном регионе

600

Охват федеральных округов

7

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!