Наука и консалтинг

Новости журналов

Новый номер журнала «Государство, религия, церковь» № 3 2015

18 Ноября2015
Новый номер журнала «Государство, религия, церковь» № 3 2015

Тема номера: Иудаизм после СССР: старое и новое, религиозное и национальное

Главная тема настоящего номера — иудаизм на постсоветском пространстве, понимаемом как географически, так и демографически, то есть религиозная идентичность, мировоззрение и практики групп, так или иначе ассоциирующих себя с иудаизмом, на территориях бывшего Советского Союза и в эмиграции.

Несколько парадоксально, но при всем разнообразии религиозной, культурной и академической продукции «еврейского возрождения» современный иудаизм никогда комплексно не описывался. Российская академическая иудаика, разумеется, затрагивает подобные темы, но, как правило, проблематизирует их иначе – не религиоведчески, а социологически или этнографически, используя концепты идентичности, народной культуры и проч. Возможно, это связано с отстаиванием декларативно секулярного характера иудаики как междисциплинарной научной области, на который как будто могло бы бросить тень увлечение изучением еврейской религии; а возможно, дело в сравнительно небольшом удельном весе исследований современности в отечественной иудаике. Религиозные публикации также не представляют современный иудаизм в его многообразии, но по другим причинам; вероятно, подобная картина вступала бы в противоречие с монополистскими представлениями ортодоксии о себе.

Проблематика постсоветского иудаизма предполагает обширный спектр тем: от этапов и акторов возрождения еврейской религиозной жизни в 1990-е до нынешней расстановки сил на этом поле, от разных деноминаций до разных региональных вариантов, от феномена размежевания иудейского вероучения или тех или иных его аспектов и еврейской идентичности до религиозных выборов еврейской эмиграции – различных в Израиле, Северной Америке и Европе. В настоящей подборке рассматриваются некоторые из этих тем. 

 

Аннотации

Мария Каспина. Народный иудаизм: варианты религиозных практик (по материалам экспедиций к евреям Украины и Молдавии 2004–2011)

Статья основывается на анализе интервью с евреями Украины и Молдавии, прожившими часть жизни в условиях существования традиционного еврейского уклада, а часть — в условиях активного государственного неприятия любых религиозных традиций. Рассматривается несколько вариантов «народного иудаизма». Одна из форм «народной религиозности» – это вынужденный отказ от следования заповедям иудаизма и различные варианты обхождения запретов. Второй вариант – это сознательный отказ от религиозных традиций предков, соблюдение «для камуфляжа», и минимальное взаимодействие с современным ортодоксальным иудаизмом. Третий вариант – это формирование собственных индивидуальных норм для выборочного соблюдения некоторых религиозных предписаний. Были выявлены несколько основных механизмов формирования  новых еврейских «народных» религиозных практик. Это трансформация существующих галахических предписаний с помощью а) ритуального обмана; б) изменения статуса объекта; в) применения традиционных законов ритуальной чистоты к заведомо нечистому объекту.

Ключевые слова: религия, народная религиозность, народный иудаизм, еврейские обычаи, современные полевые исследования.

 

Александр Львов. «Нежные псалмы»: этническое и религиозное в культуре русских иудействующих

В центре внимания автора находится исчезающая община русских иудействующих (субботников) в Армении. Анализ фольклорного репертуара этой общины позволяет увидеть, что в основе идентичности нынешних субботников лежит переживание разрыва с религиозным прошлым. Этот разрыв, произошедший во второй половине XX в., сопровождался усвоением экзонима «субботники» и превращением его в относительно устойчивую этническую категорию. Парадоксальность такого превращения раскрывается в статье с использованием различения группы и категории, а также противопоставления этнического и религиозного. Рассматривается история использования термина «субботники» и его противоречивые коннотации, отсылающие одновременно и к иудаизму, и к христианскому сектантству. В противоположность подмеченному Брубейкером существованию этничности без групп, движение иудействующих дает примеры устойчивых сообществ, плохо поддающихся категоризации. Субботники Армении, составлявшие в XIX в. одну из таких «групп вне категорий», ныне приближаются к состоянию «категории без группы». Прослеживается связь этой трансформации с подменой текстуальных (религиозных) оснований повседневных практик этническими.

Ключевые слова: иудействующие, субботники, этнизация религии, русские секты, текстуальные сообщества.

 

Саша Голубофф. Общины траура: погребальные плачи горских евреев в селе Красная Слобода (Азербайджан) и в интернете

Статья рассматривает два примера культуры траура горских евреев – поселок Красная Слобода в Азербайджане, место соблюдения комплекса традиционных обычаев, а также Онлайн-Центр горских евреев в Интернете. Плач об усопших в обоих случаях формирует общину и идентичность горских евреев, однако при этом видно, как появление альтернативных форм траура ставит под вопрос старые гендерные роли и эмоции скорби и даже сами тексты траурных церемоний. Ключевые слова: горские евреи, траур, плакальщицы, гендер, эмоции.

 

Владимир (Зеэв) Ханин.Религиозная идентичность выходцев из бывшего СССР в Израиле

Статья представляет собой анализ масштабного социологического исследования трех групп респондентов, ранжированных в соответствии с критерием «комбинированной еврейской идентичности»: «статусные (или галахические) евреи», «декларативные евреи» и «русские» евреи. Исследование показало, что характерная для поздней советской эпохи классическая оппозиция «атеистов» и «верующих» с оттеснением религиозного фактора на периферию этно-национального самоопределения претерпела в Израиле серьезную трансформацию, адаптировав принятую в местном обществе пятичленную схему: «атеисты», «хилоним» (светские), «масоратим» («традиционалисты»), религиозные сионисты, «харедим» (религиозные ультраортодоксы). Религиозная идентификация выходцев из бывшего СССР в Израиле имеет три основных источника: сохранившиеся в семьях репатриантов остатки восточно-европейской еврейской религиозно-культурной традиции; система приобретенных в позднесоветскую и постсоветскую эпоху и/или в самом Израиле «современных» (или неотрадиционных) религиозных представлений; усвоение религиозных по происхождению поведенческих моделей и ритуалов в качестве элемента не столько религиозной, сколько израильской общегражданской культуры. Вопреки бытующим мнениям, религиозная идентификация первого и тем более второго поколения выходцев из бывшего СССР в Израиле в большей степени является результатом местного израильского опыта, чем итогом так называемого «советского наследия».

Ключевые слова: евреи-репатрианты, еврейская идентичность, религиозная идентичность, еврейская религиозно-культурная традиция, Израиль, СССР.

 

Саша Голубофф. Общины траура: погребальные плачи горских евреев в селе Красная Слобода (Азербайджан) и в интернете

В статье рассматриваются две локации выражения плача горских евреев – Красная слобода, представляющая собой традиционное место воплощения традиций горских евреев, и онлайн-центр горских евреев. Автор изучает то, как плач, выражающий себя в обоих пространствах, помогает создавать общину горских евреев. Однако, как показывает автор, развитие альтернативных мест выражения плача в конечном счете бросает вызов гендерным ожиданиям, касающимся эмоциональности и проявлений горя, равно как и привычным текстам плакальщиков.

Ключевые слова: горские евреи, Азербайджан, плач, гендер, эмоция.

 

Аланна Э. Купер. Ритуалы в состоянии перемен: сватовство и брак у бухарских евреев

Свадебные ритуалы бухарских евреев описываются в статье по материалам полевых исследований автора, проведенных в Узбекистане, Израиле и США в период с 1991 года. Автор предлагает не столько законченный и самодостаточный монтаж, сколько многоплановые кадры из частной жизни, указывая на пересечения между социальной структурой и человеческой деятельностью, между унаследованными традициями и новаторскими изменениями. Рассматриваются шесть празднеств из серии бухарско-еврейских свадебных практик: ширинхори – поедание сладостей, олицетворяющее помолвку; утвержденная советской властью гражданская свадебная церемония в ЗАГСе; кош-чинон – празднество, когда родственники невесты принимают участие в отдалении, пока происходит приведение в порядок волосков на ее лице; праздники кудо-бини и домот-дророн, которые проводятся во внутреннем дворе родительского дома невесты и означают приветствие жениха и его семьи в доме невесты; кидуш – религиозная свадебная церемония. Автор приходит к выводу, что не существует статичной базовой формы бухарско-еврейской культуры, отклонения от которой или изменения внутри которой могут быть опознаны.

Ключевые слова: бухарские евреи, бухарско-еврейские эмигранты, еврейские обычаи, свадьба, свадебные ритуалы, сватовство, помолвка.

 

Елена Головнева, Ирина Шмидт. Обращение к вере, утопия и сакральное место (д. Окунево в Западной Сибири)

В данной статье предпринята попытка теоретического рассмотрения «сакрального места», сформировавшегося в последние двадцать лет в деревне Окунево в Западной Сибири. Следуя дискурсивному анализу и идеям социального конструктивизма, авторы выделяют некоторые современные нарративы, связанные с Окунево. Это «место силы» рассматривается ими как социальный продукт и взаимодействие мифологии, археологической интерпретации места и туристических практик. Мифотворчество и «изобретение традиций» оказывается главным инструментом реактуализации и артикуляции своей религиозной идентичности для нетрадиционных религиозных групп, присутствующих в Окунево. Выделенные дискурсы, являясь социальными логиками развития «мест силы» и способом их репрезентации, позволяют увидеть данное «сакральное пространство» в исторической перспективе.

Ключевые слова: новое сакральное пространство, нетрадиционные религии, мифология, археологическое наследие, Окунево, Омская область.

 

Роман Светлов. Платон и Эвгемер: «Египетский логос» и «Священная запись»

Античность знает несколько типов интерпретации мифа: аллегорический, рациональный (критический), прагматический и эвгемерический (исторический). Интересно, что с большинством из них мы можем встретиться в текстах Платона, жившего задолго и до Эвгемера, и до Палефата. В статье рассматривается известные рассуждения Платона о Тамусе и Тевте из «Федра» (274с-275а) и «Филеба» (18b-d), а также тематически близкое место из «Политика» (274b-d). Показано, что платоновский «эвгемеризм» опирается на внутренние предпосылки и основания в самом учении Платона. Мы имеем в виду платоновскую космологию и представления об истории (кругообращениях Космоса), которые дали Платону возможность говорить о «земных богах». Нравоучительный рассказ о богах Тамусе и Тевте как земных правителях мог стать одной из предпосылок для учения Эвгемера о том, что почитаемые людьми боги - это великие властители древности. Связь учения Платона и Эвгемера можно увидеть не только на основе анализа предания об Атлантиде (оно могло стать моделью для «Священной записи» Эвгемера). Указанный фрагмент из «Федра» дает нам пример той интерпретации мифа, которая была свойственна Платону, но которая могла стать предпосылкой и для толкования, разработанного Эвгемером. Более того, в тексте «Федра» мы обнаруживаем пример критического рассмотрения «рациональной» интерпретации мифологии. Платон отвергает эту стратегию, предпочитая ей создание собственной исторической мифологии, где «египетский логос» из «Федра» занимает вполне определенное место.

Ключевые слова: Эвгемеризм, Платон, античное толкование мифа, египетский «логос» в «Федре».

 

Дарья Дубовка. Забытое время, или практики самотрансформации в современном православном монастыре

С позиции секулярной идеологии ряд религиозных практик самотрансформации -  например, полное подчинение духовному лидеру - выглядят недопустимыми. Религиозные традиции имеют другие представления о субъекте, о его благе, и как это благо можно достичь. В современном мире, где религиозные группы вынуждены соотносить свои представления с секулярной идеологией, ряд практик самотрансформации представляют собой результат смешения постулатов различных мировоззрений. Данная статья рассматривает, на материалах включенного наблюдения, техники самотрансформации в современном женском православном монастыре. Восточно-христианская традиция включает в представления о духовном росте такие противоречащие друг другу образы, как глубокое осознание собственной греховности и, одновременно, восхождение по лестнице добродетелей. Секулярное понимание времени, свойственное нынешним обитателям монастырей, крайне заостряет указанное противоречие и ставит под вопрос возможность духовного роста. Концентрируясь на диахроническим измерении техник самотрансформации, эта статья полемизирует с существующим пониманием секулярной и религиозной агентности.

Ключевые слова: антропология религии, современные православные монастыри, техники самотрансформации, секулярная/религиозная агентность, субъективность.

 

Андрей Лаврентьев. Теология истории Вольфхарта Панненберга

Статья посвящена осмыслению места и роли христианской Церкви в контексте мировой истории, представленному в трудах современного немецкого протестантского теолога Вольфхарта Панненберга (1926–2014). В первой части обсуждается проблематика антропоцентрического и теологического подходов в анализе и оценке истории Церкви, а также связанные с этим вопросы теории исторического знания. Представлена широко обсуждаемая в западной теологии проблема соотношения религиозной истории спасения (Heilsgeschichte) со всеобщей историей, а также связанные с этим представления Панненберга об универсальной истории и об опосредованном действии Бога в историческом процессе. Предлагается аналитический обзор взглядов Панненберга в диалоге с такими мыслителями XX в., как О. Кульман, К. Ранер, Ж. Даниелу, Э. Мюленберг. Во второй части излагаются взгляды Панненберга на роль христианской Церкви в формировании европейской цивилизации и культуры. В связи с основной миссией христианства – евангельского провозвестия и проповеди сотериологического учения – определяются такие функции Церкви, как образование единого (наднационального и надгосударственного) культурного пространства и влияние на формирование общественно-политического устройства. Помимо вклада Церкви в цивилизационный строй европейских народов рассматривается также идея разрушительных последствий, связанных с отступлением христиан от своей религиозной миссии, результатом чего стали такие драматические события, как религиозные войны и исчезновение христианской государственности. В этой связи рассматривается богословский концепт Божьего суда над христианской Церковью и христианскими народами.

Ключевые слова: философия и богословие истории, история Церкви, современная немецкая теология, Вольфхарт Панненберг.

 

Олег Давыдов. Via premoderna: метафизическо-политический проект Джона Милбанка

В статье исследуется развитие идей Джона Милбанка – английского теолога и философа, лидера христианского интеллектуального движения «радикальная ортодоксия». Через сопоставления идей, изложенных в его ранних и более поздних работах, реконструируется онтологическая концепция автора и ее связь с социально-политическим проектом, предлагаемым как альтернатива существующему порядку. Радикальность методологической позиции Милбанка в сравнении с доминирующим представлением о соотношении секулярного и религиозного заключается в деконструкции онтологических и гносеологичсеких истоков секулярной метафизики и обнаружении их теологической природы. Милбанк говорит о теологической девиации, произошедшей в эпоху позднего Средневековья и связанной с учениями скотизма и номинализма, которые, по его мнению, заложили основу секулярной метафизики и современного социального порядка. Милбанк утверждает возможность возвращения теологического дискурса в публичную сферу через реинтерпретацию христианских интеллектуальных и социальных практик. Он указывает на сущностную связь между метафизической философией и политической философией, а также гносеологии как «представления» – с политическим представительством. В статье проект укорененного в реалистической томистской онтологии христианского социализма, заключающийся в построении демократического общества по ту сторону секулярного социально политического спектра, определяемого оппозицией либеральной и консервативной установок. Разбирается интегральное видение политики как деятельности, объединяющей ныне разрозненные сферы жизни в единстве теологической перспективы, позволяющей реализовать творческий потенциал человека и общества.

Ключевые слова: онтология, теология, унивокальность, аналогия, секулярное, религия, христианский социализм, коммунитаризм.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!