Об академии

Как развивать карьеру через «двойной диплом»: восемь рекомендаций

22 Ноября2014
Как развивать карьеру через «двойной диплом»: восемь рекомендаций

70-80% менеджеров едут учиться за рубеж, чтобы получить диплом, который признают ведущие мировые компании. Однако зарубежные топ-школы бизнеса в последние годы сами приходят в Россию. В каких случаях и как выгоднее получать «двойной диплом» без отрыва от работы, выясняет E-xecutive.ru.

Сергей Мясоедов, президент РАБО, проректор Российской Президентской академии (РАНХиГС).

Сегодня человеку с российским паспортом поступить в ведущую американскую или европейскую школу бизнеса заметно проще, чем десять лет назад. Во-первых, вырос экономический вес России на мировой арене. Во-вторых, непростая экономическая обстановка на рынках Европы и США негативно сказывается на наборах ведущих мировых школ.

Открыто об этом не говорится, но сегодня лидирующие школы бизнеса набирают интеллектуалов с деньгами со всего мира интенсивнее, чем делали это ранее.

Обычно россияне едут учиться в Англию, Францию, США, Германию, Испанию, Голландию и Бельгию. Франция лишь немного отстает по популярности от Англии, при этом французская модель менеджмента весьма близка российской. Есть наблюдение, что россияне и французы схожи в своем «креативном раздолбайстве» ― нам не всегда хватает четкости, но творчества больше, чем достаточно. К тому же исторически все российское дворянство говорило по-французски и нередко училось во Франции.

Если вы решаете учиться в зарубежной школе бизнеса и планируете в дальнейшем вернуться обратно в Россию, то ехать надо только в школы первой десятки мирового рейтинга ― Harvard, Worton, Stanford, Kellog, LBS, INSEAD, IMD и так далее. В противном случае ― лучше не ехать за рубеж вообще. Почему?

Представьте себе ситуацию. Вы уезжаете на два года в зарубежную школу бизнеса. Чем в это время займутся ваши столь же талантливые коллеги в России? Не забывайте, что при всех стрессах и нагрузках карьера на российском рынке все еще развивается стремительнее, чем в Европе или США. Может получиться так, что по возвращению в Россию принимать вас на работу будут ваши же бывшие коллеги. Поэтому, если у вас нет 100%-ной уверенности, что после учебы вы продолжите карьеру за рубежом, то учиться лучше в России без отрыва от работы.

Чем «двойной диплом» лучше учебы за рубежом?

Учеба в России дает дополнительные преимущества, если речь заходит о программах двойного диплома, когда две школы (российская и зарубежная) объединяются ради совместной мультинациональной программы.

Первые совместные образовательные программы российских и зарубежных школ бизнеса появились в России накануне дефолта 1996–1998 годов. Это была первая волна. За последние три-пять лет наметился новый тренд – в Россию все чаще приезжают эмиссары из ведущих бизнес-школ. При этом нижняя часть ведущих мировых бизнес-школ уже вошла на российский рынок.

Качественная совместная программа должна сочетать в себе российских и иностранных преподавателей. Например, в новой совместной российско-французской программе МВА Grenoble Graduate School of Business и ИБДА РАНХиГС – 75% преподавателей из Франции и 25% из России.

Только в случае симбиоза двух групп преподавателей вы получаете главную выгоду программы «двойной диплом» – становитесь «переводчиком» для компаний из разных культур. Потому что вы учитесь на ситуациях из разных стран, сравниваете специфику подходов к проблемам, общаетесь и знакомитесь на мастер-классах с практиками из обеих стран совместной программы. Сегодня лишь немногие управленцы обладают такими компетенциями, поэтому работодатели платят таким специалистам внушительные зарплаты. Это то, что европейцы называют «Думай глобально, а действуй локально».

К тому же «двойной диплом» расширяет поле для карьерных маневров. Образно говоря, вГазпромевы показываете российский диплом, а вNestle― диплом Grenoble Graduate School of Business.

Естественно, что преподаватели из разных стран иногда расходятся во мнениях по отдельным вопросам. И это хорошо для слушателя программы. Не случайно ведущие мировые школы бизнеса стремятся к мультикультурности среди слушателей программ и преподавателей.

Учиться менеджменту – это же значит учиться самостоятельно мыслить, вырабатывать собственные подходы, принимать решения и раскрепостить мышление. Совместная программа показывает разные взгляды на проблему и объясняет, почему это различия имеют место быть. И тогда вы либо осмысленно находите золотую середину, либо разумно принимаете одну из сторон.

В этом заключается коренное отличие бизнес-образования от университетского. Университетский профессор должен много и красиво говорить. Преподаватель бизнес-образования должен уметь организованно молчать, раскрутить группу на дискуссию, чтобы слушатели примерили ситуацию на свой опыт и обговорили, какая позиция подходим им здесь и сейчас. Так знания перерастают в сегодняшнюю полезность.

Почему «двойной диплом» особенно выгоден молодым?

Совместные программы MBA особенно актуальны для молодого поколения, которое уже сегодня уверенно чувствует себя в эшелоне среднего менеджмента ведущих российских и зарубежных компаний, а через 15-20 лет придет к руководству страной.

У молодого поколения уже нет того страха перед вертикалью власти и бюрократией, который был у людей в советское время. Молодые свободно мыслят. У них есть хороший предпринимательский запал.

Важно, что молодое поколение лучше знает английский язык. Сегодня бизнес всего мира говорит не на русском и даже не на китайском, а на английском языке. Поэтому программы бизнес-образования в той или иной степени заточены на английский язык, особенно на совместных программах, где командно работают преподаватели западные и российские.

Стоит отметить, что 70-80% начинающих талантливых российских менеджеров (особенно из регионов), решивших выбрать обучение за рубежом, едут в «средние» зарубежные школы бизнеса, рассчитывая получить работу в местных европейских или американских компаниях. Но надо понимать, что сегодня уровень программ «двойной диплом» лучших российских школ бизнеса уже дает качественно более сильное образование, чем европейские «середнячки» и нередко более престижные дипломы, открывающие большие возможности для карьерного рывка.

В середине 1990-х годов вплоть до дефолта 1998 года люди правдами и неправдами старались уехать за рубеж и там зацепиться. В 2000-2007 годы российская экономика развивалась настолько динамично, что люди задумались, как вернуться, – пошел обратный поток. В послание пять-шесть лет на рынок выходит новая генерация российских менеджеров. Она менее подвержена эмоциям при выборе, где учиться. Отличается большей космополитичностью в хорошем смысле слова: люди сравнивают «за» и «против» обучения в России и за рубежом. Сознательно и тщательно ищут оптимальных сочетаний цена-качество. Наконец, если верить исследованиям российской Лиги МВА, новое поколение предпочитает дорогие, но качественные программы более дешевым и слабым. Это очень важно, потому что в большинстве случаев совместные программы обходятся слушателям дороже программ с одним дипломом.

Впрочем, ведущие школы бизнеса России и мира ищут пути снизить издержки и цену не в ущерб качеству. И здесь на помощь приходят информационные технологии, как, например, в уже упомянутой программе «двойной диплом» Grenoble Graduate School of Business и ИБДА РАНХиГС. За счет этого цена обучения снижается. Это при том, что гренобльская школа бизнеса обладает тремя высшими мировыми аккредитациями и входит в двадцатку лучших школ бизнеса Европы (19-е место по рейтингу программам MBAFinancial Times).

Главные рекомендации поступающим на программы «двойной диплом»:

Если вы решились на совместную программу, то внимательно изучите следующие пункты:

1. На какую страту менеджмента эта программа ориентирована?

В России все тянутся на цыпочках вверх. Мы ― страна статусная, поэтому все хотят на программу для топов Executive MBA. Однако если вы сегодня работаете на должности среднего менеджмента, то программа для топов вам не нужна. Программы Executive MBA заточены на стратегию, выработку общефирменных решений. А менеджерам, которые работают на линейном и среднем уровне, для карьерного роста в первую очередь нужна бизнес-техника, те самые практически знания и навыки, которые помогают карьерному росту сейчас. Их дают программы MBA.

2. Какие в программе есть специализации?

Хорошая программа МВА – всегда дженералистская. То есть она учит принимать грамотные и эффективные управленческие решения в разных сферах и областях менеджмента. Однако на большинстве программ есть специализации. И идеально, если специализация совпадает с тем, чем вы занимаетесь в компании сегодня или чем хотели бы заниматься в будущем. Поэтому проверьте, насколько специализация программы совпадает с тем функциональным направлением, по которому вы работаете. Условно, если занимаетесь маркетингом, если ли в этой программе специализация или спецкурсы по маркетингу?

3. Оцените уровень зарубежной и российской школ бизнеса по рейтингам и аккредитациям

Сегодня на российском рынке представлено более 20 зарубежных школ бизнеса. Посмотрите, в какие зарубежные рейтинги входит школа. Есть несколько общепризнанных зарубежных рейтингов – FT, US News and World Report и другие. Можно долго спорить об объективности рейтингов, но в итоге важно лишь одно ― либо бизнес-школа входит в тридцатку Financial Times (если говорим о Европе), либо не входит.

Какие международные аккредитации есть у школы? Высшими в мире считаются три ― AACSB, EQUIS (EFMD) и AMBA. Все три аккредитации у одной школы составляют так называемую«Triple Crown Accreditation» («Аккредитация Тройной короны»). Из 10 тыс. школ бизнеса, существующих в мире, лишь около 70 школ ее добились. «Тройная Корона» гарантирует, что вы получите качество выше среднего по миру и что диплом будет весьма престижен.

4. Придите на день открытых дверей

Внимательно посмотрите на присутствующих преподавателей и других потенциальных слушателей. Задайте себе вопрос: «Я хотел бы учиться с этими людьми и у этих людей?». Первое впечатление в 70-80% случаев оказывается верным. Если чувствуете, что работать с этими людьми вам будет комфортно, то это уже хороший знак.

5. Поговорите с выпускниками

Узнайте о школе у выпускников, поищите среди выпускников друзей и знакомых. Найдите информацию о зарубежном партнере российской школы бизнеса на зарубежных сайтах, где обмениваются информацией о школах.

6. Настройтесь активно работать и уделять учебе много времени

Ни руководитель компании, ни ректор, ни заместитель министра, никто не может позвонить во французскую или, скажем, бельгийскую школу бизнеса и сказать: «У вас учится мой человек, он пропустит очередную сессию, поставьте ему оценку».

На зарубежных программах и программах «двойной диплом» жестко наказываются списывания. Строго отслеживаются посещения и выполнение домашних заданий. Российский посыл «Я заплатил деньги, могу делать что угодно» – здесь не срабатывает.

7. Во время учебы завязывайте отношения с другими слушателями

Ваши одногруппники – это люди, ориентированные на успех. Подружитесь с ними. Вы будете помогать им, они вам. Выстраивайте отношения с клубом выпускников, участвуйте в дискуссиях. Интересуйтесь, как лучше всего искать более высокую позицию в компаниях у тех, кто работает в этих компаниях.

Общайтесь с иностранными слушателями программы во время зарубежных модулей и стажировок. Используйте внутренние социальные сети бизнес-школ. Например, Grenoble Graduate School of Business и ИБДА РАНХиГС объединяют свои базы данных выпускников, чтобы люди знакомились, задавали вопросы, выстраивали связи, договаривались о контактах и помогали друг другу с трудоустройством.

8. Не стесняйтесь еще до окончания программы рассылать ваше резюме

Практика подсказывает, что лучшие карьеры строятся «по зигзагу», когда люди работают на одном месте в одной компании не больше пяти-семи лет, а чаще ― не дольше трех-пяти лет, и потом переходят в другое место. Как было сказано в Священном Писании: «Ищите и обрящете».

Хорошая бизнес-школа дает вам дополнительный статус, связи, знания и навыки, но все это срабатывает только в случае, если вы проявляете инициативу и энергично ищете новые возможности. Не стесняйтесь спрашивать. Люди ответят. Не стесняйтесь рассылать резюме. Вы получите ответ. Не стесняйтесь стучать в двери кадровиков крупных российских и зарубежных компаний. Расширяйте круг друзей и свою социальную группу поддержки!

Большинству студентов Академии предоставлена возможность продолжить обучение за рубежом. Академия поддерживает партнерские отношения со многими вузами и бизнес-школами Европы и США, некоторые программы обучения реализуются по принципу «двойного диплома». Даже если выбранная программа не гарантирует автоматического получения диплома зарубежного вуза, у студента всегда есть возможность найти подходящий вариант для дальнейшего обучения за границей. Решающим фактором здесь является вид бизнеса или направление, по которому планирует в дальнейшем развиваться выпускник.

Факультеты и Институты Академии тесно сотрудничают с зарубежными вузами. Например, Высшая школа корпоративного управления реализует несколько программ в соавторстве с Академией экономики и управления (AFW) в Гарцбурге. Слушатели программ МВА Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) получают в финале обучения диплом школы менеджмента Университета Антверпена, а также государственный диплом Министерства образования Бельгии. Институт общественных наук (ИОН) на регулярной основе сотрудничает с Университетом Манчестера (Великобритания) и Джорджтаунским университетом (США), а также Университетом Кингстон, совместно с которым ИОН реализует программу МВА, одну из самых востребованных в России, согласно независимым рейтингам бизнес-образования.

Обучение бизнесу за рубежом является одним из мощнейших факторов для дальнейшего профессионального продвижения как для бизнесменов, так и для наемных менеджеров. Образование за рубежом, учитывая скорость с которой меняется мир, уже не является недоступной роскошью. Современный бизнесмен нуждается в понимании бизнес-процессов, происходящих не только в России, но и за границей. Невозможно, постоянно находясь в Москве, составить объективное и полноценное о том, какие тенденции превалируют в той или иной сфере деятельности. Поэтому для большинства деловых людей, планирующих вести бизнес по самым высоким стандартам, опыт европейских коллег может оказать неоценимую услугу. Программы обучения бизнесу за рубежом сильно варьируются в зависимости от профиля учебного заведения и его специализации. Поэтому очень важную роль в выборе программы обучения могут сыграть преподаватели Академии, которые сориентируют на рынке зарубежного образования.

Обучение за границей по многим критериям отличается от принятых в России стандартов. Прежде всего, как отмечают выпускники зарубежных вузов, в Европе не существует иерархической дистанции между слушателями и преподавателями. Как правило, у студентов есть возможность прямо в течение занятия проконсультироваться с преподавателем, задать все вопросы и высказать свои пожелания, а также корректировать свою индивидуальную программу в течение учебного года. Получение образования – это двусторонний процесс, и студент не может оставаться в стороне на правах молчаливого слушателя. Обучение должно проходить в режиме диалога, активного обмена мнениями. Кроме того, только в процессе обучения за рубежом можно окончательно удостовериться в свободном владении иностранным языком, причем не только разговорным, но и письменным. В процессе занятий также можно освоить необходимый объем бизнес- лексики. Образование – многоступенчатый процесс, и лучше всего, если необходимую помощь в этом процессе будут оказывать преподаватели – носители языка. Если есть выбор, то при равных вводных стоит его сделать в пользу обучения за границей. Только опыт обучения за рубежом может дать ту подготовку, которая действительно станет опорой в дальнейшем развитии карьеры.

Студенты Академии, как бакалавры, так и магистры, могут рассчитывать на продолжение образования за рубежом. Год или несколько, проведенные в стенах европейского университета или бизнес-школы, гарантируют приобретение необходимых практических навыков, новых контактов и уверенности в правильности выбранного пути.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!