Репозиторий
Публикация
Print
Публикация
Print

Теоретические основы стратегического планирования развития предпринимательских структур

Автор
Дудин Михаил Николаевич
 
Соавторы
Лясников Н.В., Лубенец А.Е., Горохова А.Е.
 
Тип публикации
Статья
 
Язык публикации
Русский
 
Издательство
Экономика и предпринимательство: №12(3).
 
Год
2014
 
Количество страниц
470-477.
 

Аннотация
Предмет / тема. Тема данной статьи актуальна, так как развитие рыночных отношений требует новых стратегических и концептуальных подходов к совершенствованию системы экономических отношений и создания на этой основе стабильного высокоэффективного производства. Формирование внутрихозяйственной рыночной экономики предполагает развитие инициативы, самостоятельности и предприимчивости, создает потребность в воспитании рыночной психологии у работников основного производства. Определение стратегии долгосрочного социально-экономического развития предприятия, реализация стратегии в стратегическом плане в условиях активно развивающегося рынка в значительной степени обусловлены внешними инновационными, экономическими, правовыми, финансовыми и социальными изменениями внешней среды. При этом высокая неопределенность наступления последствий воздействия негативных факторов внешней среды на экономические и иные результаты, эффективность производственного процесса ставят перед менеджментом предприятия задачу соединения технологий перспективного и стратегического планирования в целях стабилизации и последующего экономического роста социально-экономических систем в процессе преодоления негативных влияний макросреды. Для улучшения экономических показателей отечественных предприятий в условиях нестабильной геополитической обстановки, экономических санкций со стороны стран Запада, новой волны экономического кризиса, необходима мобилизация всех внутренних резервов организации, таких как: улучшение организации труда, совершенствование управления технологическими процессами, используя новые научные подходы в сочетании с достижениями научно-технического прогресса, совершенствование системы управления, разработка стратегических планов. Стратегическое планирование – это «управленческий процесс поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга» [16]. Многие известные во всем мире компании процветают вследствие того, что предложили в свое время нужный товары в необходимых количествах на наиболее подходящем, быстро растущем рынке. Жизненно важные решения о производстве данных товаров были приняты без использования методов стратегического планирования, а на основе накопленного опыта и интуиции. Однако, в современных условиях менеджеры зарубежных компаний все чаще осознают, что руководствуясь лишь интуицией и здравым смыслом невозможно управлять организацией, отбирать инвестиционные проекты, определяющие будущие предприятия, в условиях ежедневно меняющейся рыночной ситуации. За рубежом управляющие крупных компаний прибегают к стратегическому планированию инноваций на предприятии. Начало XXI века можно назвать расцветом методологии стратегического планирования, проникшей во все сферы социально-экономической деятельности общества. Сфера применения методов стратегического планирования в настоящее время чрезвычайно обширна: коммерческие организации, групповые формы деятельности, общественные организации, государственные учреждения. Как показали исследования консультационной фирмы «Bain & Company», стратегическое планирование является самым распространенным методом управления. Крупные российские и зарубежные фирмы, такие, как «ЛУКОЙЛ», «BASF», «Toyota», «General Motors», регулярно разрабатывают стратегические планы. Стратегическое планирование осуществляют учреждения, выполняющие функции государственного управления, а также образовательные и медицинские учреждения. Наблюдается широкое проникновение стратегического планирования во все сферы общественной жизни. В России федеральные и региональные органы власти широко применяют методы стратегического планирования в процессе государственного управления и регулирования. Эффективное использование ресурсов во всех производственных системах всегда было и остается важным направлением экономического роста, снижения себестоимости и получения максимальной прибыли. Экономическому обоснованию формирования эффективной управляемой системы должна предшествовать программа ее описания по основным аспектам политики развития организации. Исходя из этого, определяются основные направления и конкретные мероприятия развития и повышения экономической эффективности производства, которые выражаются в конечном результате – прибыли. Актуальность данной проблемы определила выбор темы выпускной квалификационной работы. Цель / задачи. Цель работы – рассмотреть теоретические основы разработки стратегического плана развития предпринимательской структуры в условиях современной внешней среды. Задачи работы: определить сущность и функции стратегического планирования, рассмотреть процесс разработки стратегического планов развития предпринимательских структур, описать методику составления стратегического плана. Методология. Методической основой данной статьи явились сравнительный, структурный методы исследования, системный, комплексный и динамический подходы. Результаты. Основными процедурами стратегического планирования в рамках выполнения стратегического плана выступают: – стратегический анализ, включающий исследование состояния внешней среды и ресурсного потенциала организации; – формулирование целеполагания по этапам установления миссии и ценностей высшего руководства; – создание обобщающей базовой стратегии, исходя из ресурсных и конкурентных возможностей; – процесс согласования развивающейся внутренней среды с формированием функциональных стратегий и осуществлением обновлением и модернизации основных фондов, создания (приобретения) технических, технологических и информационных новшеств, их внедрения в производственный процесс; – контроль и оценка эффективности реализации процедур стратегического планирования и разделов плана, определяющих учет результативности анализа состояния макросреды и ресурсного потенциала; соблюдение функционального предназначения предприятия в долгосрочном периоде производить продукции узкой или расширенной номенклатуры, организационный уровень менеджеров предприятия, от которого зависит реализация стратегического плана и степени вероятности достижения планово-расчетных экономических результатов предприятия в перспективном периоде времени; сбалансированность ресурсного потенциала с объемами производств; осуществление бизнес-процессов по инвестированию средств в основной капитал, в создание технических и информационных новшеств; экономические и финансовые результаты реализации стратегического плана. Выводы / значимость. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенной методики разработки стратегического плана при осуществлении стратегического планирования в предпринимательских структурах.

Ключевые слова
Стратегия, стратегический план, стратегический анализ, конкурентные преимущества

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!