Репозиторий
Публикация
Print
Публикация
Print

Особенности оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства: зарубежный опыт и российская практика

Автор
Мельников Роман Михайлович
 
Тип публикации
Статья
 
Язык публикации
Русский
 
Аффилиация
РАНХиГС
 
Издательство
Экономический анализ: теория и практика: 15
 
Год
2015
 
Количество страниц
15-25
 
Количество п.л.
0.80
 
Количество п.л. автора
0.80
 

Аннотация
В статье дается оценка методическим походам, используемым в России для выбора оптимального инвестиционного механизма строительства автомобильной дороги на принципах государственно-частного партнерства, с позиций их соответствия лучшей международной практике. Автор рассматривает зарубежный опыт оценки проектов ГЧП, предусматривающий осуществление корректировок денежных потоков по каждому из альтернативных инвестиционных механизмов на «конкурентную нейтральность», риски, принимаемые и передаваемые государственным партнером, а также различия в нефинансовых выгодах, и аргументирует целесообразность его использования в отечественных условиях. В статье анализируются методические подходы, разработанные Росавтодором для сравнительной оценки эффективности механизма государственного заказа и механизмов ГЧП, предусматривающих использование автомобильной дороги на бесплатной и платной основе. Автор доказывает, что определенные методикой Росавтодора критерии бюджетной и экономической эффективности не позволяют исключать из рассмотрения неэффективные проекты и механизмы, а критерий финансовой эффективности может приводить к необоснованному исключению реализуемых механизмов, обеспечивающих значительные выгоды для общества в целом. Отмечается недостаточная проработанность процедур комплексной оценки экономической (общественной) эффективности рассматриваемых инвестиционных механизмов и игнорирование Росавтодором специфических издержек и выгод, характерных для транспортных инфраструктурных проектов (прежде всего снижения обобщенных транспортных затрат пользователей автомобильных дорог). Автор показывает, что определенный Росавтодором критерий оптимальности инвестиционного механизма строительства автомобильной дороги не обеспечивает выбора варианта реализации проекта, отвечающего интересам общества в целом. В качестве оптимального предлагается рассматривать такой инвестиционный механизм реализации проекта, который характеризуется максимальной NPV при оценке экономической эффективности среди всех механизмов, удовлетворяющих критериям бюджетной реализуемости и коммерческой привлекательности для частного партнера. The article evaluates the methodologies used in Russia for the selection of optimal public private partnership options in highway investment projects and compares it with international best practices. The author examines international approaches to public private partnership assessment, especially methodologies for cash flow correction of alternative options for competitive neutrality, retained and transferred risks of the public partner and differences in nonfinancial benefits, and advocates the application of these corrections in the Russian context. The article reviews techniques approved by the Russian Federal Road Agency (Rosavtodor) for comparative assessment of value for money in traditional procurement and public private partnership (for toll or toll-free roads). The author points out that fiscal and economic efficiency criteria defined by Rosavtodor do not exclude nonefficient options; moreover, the agency’s financial criterion is characterized by the risk of erroneous exclusion of feasible options with significant positive social impact. The misguided simplifying assumptions of Rosavtodor’s technique for the assessment of economic efficiency of investment options are revealed. The disregard of specific costs and benefits of the transport infrastructure projects, especially generalized transport costs for road users, is emphasized. The author demonstrates that the optimality criterion of investment option for highway construction defined by Rosavtodor does not ensure selection of the option with the best value for money for society as a whole. He advocates a different criterion of optimality: the maximal economic NPV for investment options satisfying the necessary conditions of fiscal responsibility and commercial viability for the private partner.

Ключевые слова
государственно-частное партнерство, оценка соотношения цены и качества, анализ издержек и выгод, транспортные инфраструктурные проекты, платные автодороги, public private partnership, value for money, cost-benefit analysis, transport infrastructure projec

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!