Репозиторий
Публикация
Print
Публикация
Print

Возмещение экономических убытков, причиненных нарушениями антимонопольного законодательства

Автор
Егорова Мария Александровна
 
Соавторы
Н.М. Казанцев, Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина
 
Тип публикации
Глава монографии
 
Язык публикации
Русский
 
Аффилиация
РАНХиГС
 
Издательство
Право и экономическая деятельность: современные вызовы: Монография / Н.М. Казанцев, Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина и др.; отв. ред. А.В. Габов. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Статут : Статут. § 3. главы 5. С. 251-260
 
Год
2015
 
Количество страниц
10
 
Количество п.л.
45.00
 
Количество п.л. автора
2.30
 

Аннотация
Представленное исследование обосновывает необходимость использования специального подхода к определению применимых мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, который заключается в отграничении факта антимонопольного нарушения как основания применения мер административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности от тех экономических последствий, которые вызывает это нарушение. Этот подход позволяет дифференцированно отнестись к установлению юридических фактов, являющихся основаниями для возникновения охранительных правоотношений различной направленности и содержания. Установлено, что за собственно факт нарушения антимонопольного за-конодательства к его нарушителю должны применяться меры администра-тивной и (или) уголовной ответственности в зависимости от характера со-вершенного правонарушения (ч. 1 и 2 ст. 37 ЗоЗК). Аргументировано, что доходы, полученные нарушителем антимоно-польного законодательства в результате монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, должны рассматриваться как экономи-ческий результат правонарушения и должны подлежать конфискации в поль-зу федерального бюджета (ч.3 ст. 51 ЗоЗК). Подобное изъятие дохода, неза-конно полученного в результате антиконкурентного поведения, так же как и административная ответственность, имеет выраженный штрафной, а не ре-ституционный характер. Обосновано, что экономические убытки, возникающие в результате нарушения антимонопольного законодательства у прямых и косвенных контрагентов и (или) конкурентов, представляют собой разновидность ума-ления имущественного права потерпевших и являются предметом граждан-ско-правового обязательства охранительного содержания, существующего автономно от публичных правоотношений по взысканию с нарушителя штрафных санкций и конфискации дохода, незаконно полученного в резуль-тате антимонопольного нарушения. В случае возможности доказать причин-но-следственную связь возникновения убытков с фактом ограничения или недопущения конкуренции приоритет должен отдаваться применению ч.3 ст. 37 ЗоЗК. Установлено, что в ситуациях, когда причинно-следственная связь убытков и нарушения антимонопольного законодательства доказана, но в си-лу специфики характера этого нарушения и состава убытков доказать их точ-ный размер не представляется возможным, в качестве способа защиты аль-тернативного возмещению убытков (ст. 15 ГК РФ) может применяться взыс-кание компенсации, размер которой устанавливается судом в зависимости от характера правонарушения и особенностей состава гражданско-правовых убытков. Показано, что при отсутствии доказанности причинно-следственной связи между фактом нарушения антимонопольного законодательства и фак-том возникновения убытков является основанием для отказа в принятии су-дом дела о возмещении убытков к рассмотрению. Предлагается имплементация в отечественное антимонопольное зако-нодательство института антимонопольных процедур, который может суще-ственно изменить содержание правового режима взыскания денежной ком-пенсации вместо возмещения убытков при антимонопольных нарушениях, предоставив возможность правоприменителю осуществлять восстановление нарушенных имущественных прав потерпевших из дохода, незаконно полу-ченного в результате монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, что является вполне закономерным явлением с учетом суще-ствующего в настоящее время тренда конвергенции публичного и частного права.

Ключевые слова
Конкуренция; ограничение конкуренции; антимонопольное регулирование; монополистическая деятельность; недобросовестная конкуренция; ответственность; возмещение убытков; конфискация дохода; взыскание компенсации.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!