Репозиторий
Публикация
Print
Публикация
Print

С.П. Ковалев, П.В. Сороколетов, Е.Р. Яшина, А.В. Генералов. Системы поддержки принятия решений для обеспечения финансовой устойчивости медицинских организаций

Автор
Сороколетов Павел Валерьевич
 
Соавторы
Ковалев С.П., Яшина Е.Р., Генералов А.В.
 
Тип публикации
Монография
 
Язык публикации
Русский
 
Издательство
Москва: Изд-во «Дело» РАНХиГС
 
Год
2015
 
Количество страниц
347
 
Количество п.л.
8.00
 
Количество п.л. автора
6.00
 

Аннотация
Происходящее реформирование здравоохранения в нашей стране направлено на улучшение общественного здоровья на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения при повышении эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли. Необходимость улучшения здоровья населения Российской Федерации определяется Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации социальной политики» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». Их финансовое обеспечение конкретизировано требованиями Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (приложение №4 к письму Министерства Финансов Российской Федерации от 11 июля 2013 года №16-01-08/26933). В этих документах запланировано, что к 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни российских граждан должна достичь 74 лет, а численность населения – 145 млн. человек. Достижение этих показателей в срок за 5 лет невозможно без комплексного подхода и без установления приоритетов, решения конкретных задач, охватывающих все факторы, которые определяют здоровье населения, без формирования соответствующих механизмов и индикаторов для контроля, а также определения персональной ответственности исполнителей за достижение поставленных целей и решения конкретных задач. Нельзя, к сожалению, не отметить, что в ряде случаев принятые в последние годы нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере здравоохранения, не способствуют улучшению финансового обеспечения медицинской деятельности в этот сложный период реформирования отрасли. Особенно чувствительными к переходу на т.н. «одноканальное» финансирование в рамках обязательного медицинского страхования становятся ведомственные и бюджетные медучреждения. Задача повышения их финансовой устойчивости при безусловном приоритете качества оказываемых медицинских услуг невозможна без расширенного и, вместе с тем, оперативного анализа, прогноза и планирования производственных и финансово-экономических показателей. Сложность и многофакторность задач такого анализа финансово-экономического состояния медучреждения, прогнозирования и планирования действий, направленных на его инновационное развитие, влекут за собой взрывной рост объемов информации и числа управляющих параметров, который в теории поддержки принятия решений получил название «проклятие размерности». Чтобы справиться с проклятием размерности, лицо, принимающее решение (ЛПР), нуждается в соответствующих инструментах. Одним из перспективных направлений в последнее десятилетие являются компьютерные технологии, основанные на применении систем поддержки принятия решений (СППР). Именно теории и практике создания и применения СППР для принятия решений в целях обеспечения финансовой устойчивости многопрофильных медицинских учреждений и посвящена настоящая монография. В первой главе предлагаемой читателю работы описан процесс развития систем поддержки принятия решений (ППР), изложены основные принципы построения интеллектуальных систем поддержки принятия решений (ИСППР). Вторая глава посвящена проведенному авторами в течение последних 3-х лет исследованию и параметризации определяющих финансово-экономических и нормативных факторов в их взаимосвязи с основными производственными показателями работы многопрофильного медицинского учреждения на примере группы крупных федеральных медучреждений, в том числе в составе Главного медицинского управления (ГМУ) Управления делами Президента Российской Федерации. В третьей главе детально описывается разработанная в результате исследования математическая модель финансовой устойчивости медучреждения, адекватная условиям проводимой реформы здравоохранения и методика анализа, прогнозирования и планирования инновационного развития многопрофильного медицинского учреждения в условиях реформирования реализована в виде инструмента интерактивного моделирования по принципу «что если». В четвертой главе описан созданный на базе модели программно-информационный инструмент – система поддержки принятия решений medAudit®, позволяющий лицу, принимающему решения, в интерактивном режиме осуществлять оптимизацию финансовых и производственных ресурсов руководимого им медучреждения. С учетом всех влияющих факторов моделировать и оценивать влияние нормотворческого процесса и макроэкономических условий на финансово-экономическую устойчивость учреждения, проводить моделирование и планирование баланса доходов и расходов по видам оказываемых учреждением медицинских услуг. Заключительная, пятая глава, посвящена описанию итогов реальных исследований, проведенных с помощью разработанной системы medAudit в период 2013-2014 годов в ряде крупных клинических больниц и поликлиник, а также поиску новых возможностей обеспечения финансовой устойчивости медучреждений за счет дополнительных источников финансирования.

Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА, СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СТАЦИОНАР, ПОЛИКЛИНИКА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, КОЙКО-ДЕНЬ, ПОСЕЩЕНИЕ, ПАЦИЕНТ, ОМС, ДМС

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!