Новости

Новости

Обзор первого дня Гайдаровского форума

16 Января2014
Обзор первого дня Гайдаровского форума

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации открылся Гайдаровский форум – уникальная интеллектуальная площадка, объединяющая теоретиков и практиков, ведущих мировых ученых и политиков, представителей высших финансовых кругов и глобальной бизнес-элиты.

15 января, в день открытия форума, прошли следующие мероприятия.

Пленарная дискуссия «Контуры посткризисного мира»

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев принял участие в работе Гайдаровского форума. Премьер-министр РФ выступил на пленарной дискуссии «Контуры посткризисного мира» с докладом, посвященным перспективам, глобальным вызовам, проблемам и путям их решения.

Открывая мероприятие, ректор РАНХиГС Владимир Мау отметил, что кризис, с которым сталкивается сегодня Россия, отличается от других кризисов рядом глобальных тенденций, новыми конфигурациями резервных валют, новой экономической доктриной, механизмами регулирования, индустриальной парадигмой.

В своем докладе Дмитрий Медведев обозначил актуальные особенности экономической повестки страны и рассказал о ряде ключевых задач, способствующих выходу России на траекторию роста. Глава Правительства РФ подчеркнул важность модернизации большинства национальных институтов и процедур. «Ключевой задачей сегодня является повышение качества труда, товаров, продуктов и проектов, которые предлагаются для инвестирования, и качества управленческих решений, направленных на формирование качества жизни в целом», – заявил Дмитрий Медведев.

Помимо этого, премьер-министр рассказал о комплексе мер, проводимых Правительством РФ для достижения приоритетных целей. Среди них – обеспечение профессионального роста, гибкости рынка труда посредством реализации задачи по созданию до 2020 г. 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, модернизация предпринимательской среды и повышение качества делового климата, а также развитие конкурентоспособности, создание современной транспортной и социальной инфраструктуры. Важнейшим ресурсом экономического роста Дмитрий Медведев назвал повышение мобильности населения. Так, например, глава российского Правительства отметил, что к 2015 г. доля работников, занятых в системе повышения квалификации, должно вырасти на 10% и составить порядка 37%. Для этого ведется масштабная работа по разработке профессиональных стандартов по основным специализациям, поиску дополнительных стимулов к внедрению в компаниях программ переподготовки кадров.

Одним из эффективных инструментов достижения устойчивого роста, как отметил Дмитрий Медведев, является инвестирование в знания, инновационные технологии. Ключевую роль в повышении качества делового климата и борьбе за инвестиции должны играть региональные власти. Комментируя вопрос о развитии конкуренции в стране, Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость проведения эффективной государственной политики, обеспечения открытости системы государственных закупок и повышения доступности кредитных ресурсов для малого и среднего предпринимательства (МСП). «В настоящее время обсуждается механизм создания Федерального гарантийного фонда и использования средств Фонда национального благосостояния на возвратной основе в целях предоставления кредитов предприятиям МСП», – сказал премьер.

В завершение выступления Дмитрий Медведев отметил важность системной работы Правительства РФ в части восстановления стабильности и доверия на финансовых рынках, снятия барьеров для торговли и инвестиций, развития глобальных и локальных рынков капиталов и создания новых международных центров, повышения качества государственного регулирования и ряда других сфер.

В дискуссии также принял участие президент Университета Боккони, пожизненный сенатор, председатель совета министров Италии 2011-2013 гг. Марио Монти. Действенными решениями выхода из кризиса эксперт назвал проведение политики фискальной дисциплины и структурное реформирование.

Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития Анхель Гурриа, в свою очередь, назвал барьером для устойчивого роста России зависимость страны от внешней мировой экономической конъюнктуры, замедления темпов развития экономики ряда государств – ключевых торговых партнеров. «России сложно расти, так как она встроена в глобальный контекст, однако страна готова к очень конкурентной экономике», – сказал Анхель Гурриа.

Президент Чехии в 2003–2013 гг. Вацлав Клаус рассказал о предпосылках устойчивого экономического роста, акцентируя внимание на установлении надлежащих институциональных и правовых рамок в стране.

Вице-президент Всемирного банка по устойчивому развитию Рэйчел Кайт обозначила важность гармонизации устойчивого роста наряду с решением актуальных экологических проблем.

Председатель J.P. Morgan Chase International Яков Френкель выступил с докладом о мегатрендах в области национального развития в условиях нестабильности.

Дискуссия завершилась докладом директора Института Земли Колумбийского университета Джеффри Сакса. Эксперт рассказал об оптимистичных перспективах развития экономики в РФ. В частности, Джеффри Сакс назвал Россию комплексным лидером в таких областях, как космос, авиастроение, атомная энергетика, открывающим новые возможности для динамичного достижения целей.

Панельная дискуссия «На пути в ОЭСР: перспективы для России»

Центральной темой панельной дискуссии «На пути в ОЭСР: перспективы для России» стал анализ последнего экономического обзора ОЭСР по России.

О его результатах, а также о некоторых рекомендациях со стороны Организации экономического сотрудничества и развития рассказал генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа. «2013 год в целом был медленным для мировой экономики», – отметил он. На этом фоне особенно заметным был экономический рост России.

При этом Анхель Гурриа не обошел вниманием вызовы, которые стоят перед Россией. Актуальна все та же зависимость экономики РФ от цен на природные ресурсы. Коррупция – один из факторов, который, в частности, замедляет развитие малого и среднего предпринимательства. Сегодня, по словам Анхеля Гурриа, только 1 из 50 россиян считает, что у него есть потенциальная возможность заняться бизнесом, в то время как в Европе так думает каждый четвертый.

«В России низкий уровень безработицы, однако каждый третий сотрудник меняет место работы раз в год», – отметил Анхель Гурриа. Решением этих проблем генеральный секретарь ОЭСР назвал вложение средств в развитие человеческого капитала.

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау продолжил тему развития человеческого капитала, подчеркнув важность профессионального образования. Также Владимир Мау отметил, что сегодня пора отходить от оценки качества образования по тому факту, сколько выпускников работает по специальности.

Дошкольное образование, по мнению ректора РАНХиГС, – еще один ключевой блок, которому надо уделять внимание.

Также Владимир Мау обсудил ряд аспектов пенсионной реформы, отметив при этом, что проблема возраста не играет в ее рамках ключевой роли.

В свою очередь первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов подчеркнул важность независимой экспертизы ОЭСР для России, особенно в той части, которая связана со сравнительными таблицами и анализом того, что происходит в экономиках других стран. «Процесс присоединения к ОЭСР важен прежде всего с точки зрения членства в «клубе», который формирует лучшие стандарты поведения и позволяет модернизировать собственные институты, а в дальнейшем принимать участие в формировании новых практик», – отметил Игорь Шувалов. В частности, пенсионная реформа во многом была основана на анализе практики стран ОЭСР.

Сегодня Россия сделала выбор между наращиванием темпов экономического роста за счет дополнительного государственного стимулирования и политикой ответственного макроэкономического поведения, разумного расходования резервов, концентрации на вопросах развития институтов. Во многом, отметил Игорь Шувалов, это продиктовано тем, что качеством последних россияне недовольны, их не удовлетворяет состояние здравоохранения, образования, инфраструктуры, при этом расходы на них довольно высоки. В данных условиях на повестку дня ставится необходимость борьбы с неэффективными расходами.

В данный момент происходит фокусировка работы над качеством роста, а не над ускорением его темпов. В то же время, по словам Игоря Шувалова, неплохая ситуация в макроэкономике, а также накопленные резервы могли бы позволить России в ближайшие годы добиться очень высокого экономического роста, «но это будет уже совсем иная политика и другой курс развития страны». Что касается нынешнего экономического положения, то «сегодня доходная часть федерального бюджета больше, чем планировалось, дефицит по итогам 2013 г. составил 0,5% ВВП, нефтегазовый дефицит не сократился до планируемого объема в 9,7%, сейчас он составляет 10,2%, что меньше, чем в прошлом году».

Игорь Шувалов отметил, что сегодня правительство «не торопится с госприватизацией», однако задача стоит так, чтобы «к концу этого политического цикла не более четверти экономики контролировалось государством». Президент «ОПОРы России» Александр Бречалов подчеркнул, что самые значимые преобразования для малого бизнеса происходили во время кризиса, а также в периоды стагнации: «Тогда происходят поиски новых точек роста, которые, как правило, сводятся к необходимости развития малого и среднего бизнеса».

Панельная дискуссия «Устойчивое развитие в период нестабильности»

Панельная дискуссия «Устойчивое развитие в период нестабильности» была посвящена основным направлениям государственной экономической политики, в частности структурным и стабилизационным мерам в данном секторе.

В экспертном диалоге приняли участие министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, министр финансов РФ Антон Силуанов, президент – председатель правления Сбербанка России Герман Греф, президент «Unilever Россия, Украина, Беларусь» Лоран Клейтман, первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева.

В ходе обсуждения были рассмотрены перспективы мировых резервных валют и новая глобальная финансовая архитектоника.

Алексей Улюкаев назвал настоящую ситуацию не кризисом, а сменой экономической модели развития мира, его переходом на иные фундаментальные основания. Важным фактором при планировании стратегии для России спикер обозначил исчерпанность фискальных и монетарных стимулов экономического роста. «Приобретает большее значение качество стимулов и институтов роста», – подчеркнул Алексей Улюкаев.

Антон Силуанов отметил, что ключевым сегодня становится вопрос планирования бюджета на основании консервативного прогноза экономической конъюнктуры. По его словам, «необоснованный оптимизм при планировании приводит к недостаткам исполнения бюджета». Стабильным инструментом накопления средств министр назвал размещение средств в Федеральном фонде благосостояния, позволившее в прошлом году заработать более 530 миллиардов рублей. «Сейчас необходимо пересматривать приоритеты и больше прав давать регионам в определении собственной политики развития», – сказал Антон Силуанов. Основной тенденцией реструктуризации государственных программ он назвал снижение общего объема распределяемых через бюджет ресурсов. «Нам нужны ресурсы для инфраструктурных решений, роста малого и среднего бизнеса. Сбор доходов должен обеспечиваться не путем увеличения налоговой нагрузки, а снижением теневого сектора, деофшоризацией, созданием благоприятных условий в России», – подчеркнул он.

Ксения Юдаева в своем выступлении в качестве основных проблем не только России, но и большинства стран мира назвала снижение производительности труда и снижение экономического роста. «В целом круге развивающихся стран можно говорить о проблеме стагфляции – резком замедлении экономического роста при высоком риске инфляции», – заявила она. «Мы исчерпали все возможности для восстановительного роста и положительного влияния на рост, который оказывал системный переход в потребительском кредитовании. К тому же сказывается влияние демографического фактора», – добавила Ксения Юдаева. По ее словам, в условиях стагфляции одним из вызовов становятся структурные реформы, переход к снижению инфляции. В этой связи целями Банка России являются достижение 5% инфляции на следующий год и достижения 4% к 2016 г. При этом спикер отметила, что таргетирование валютного курса может привести к сильному влиянию внешних рисков волатильности глобального рынка на ВВП, поэтому работа Банка России направлена на установление плавающего курса валют и изоляцию экономики от колебаний финансовой конъюнктуры глобальных рынков.

Лоран Клейтман, говоря о российском рынке и условиях ведения бизнеса, отметил, что «систему необходимо починить, обеспечить стабильностью – это важно для устойчивого развития».

Герман Греф рассказал о ситуации на валютном рынке. Согласно исследованиям Сбербанка России, наиболее устойчивыми и надежными для вложений сегодня являются национальные валюты Швейцарии, Норвегии, Швеции, за ними идут Тайвань, Сингапур, Малайзия. Россия в данном рейтинге занимает 11-е место, США – 9-ю позицию. «Ключевое для нашей страны – создание гибкой системы управления. Нам нужны сильные институты на всех уровнях: от муниципалитетов до федерального правительства», – отметил Герман Греф. Он добавил, что не видит возможности достижения поставленных задач с настоящей системой управления. Греф особо подчеркнул значимость развития системы образования: «Необходимо понять, где мы находимся с точки зрения системы образования, и начать серьезно вкладываться не в вузы, а в детские сады, школы, профессиональное образование и только в последнюю очередь в высшие учебные заведения».

Панельная дискуссия «Может ли бюджет быть «здоровым»?»

Модератором панельной дискуссии «Может ли бюджет быть «здоровым»?» выступил ректор Всероссийской академии внешней торговли и проректор РАНХиГС Сергей Синельников-Мурылев.

Он предложил участникам дискуссии обсудить контуры будущей бюджетной реформы, бюджетную политику в условиях экономической турбулентности, возможный размер государственного долга и будущее суверенных фондов благосостояния.

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова заявила, что бюджет может быть здоровым, но пока нам далеко до этого. «Потому что у нас страдают недостоверностью прогнозы экономического развития, которые закладываются при планировании бюджета на соответствующий период, и нам часто приходится пересматривать то, что мы включаем в основу для формирования бюджета. Это с одной стороны. С другой – даже те бюджеты, которые мы пересматриваем в течение года, исполняются с другими параметрами – и по доходам, и по расходам, и по источникам финансирования дефицита бюджета. С учетом исполнения бюджета 2013 г., очевидно, что впереди у нас сложное исполнение бюджета 2014 г. Нам предстоит, скорее всего, вносить коррективы в параметры бюджетов 2014-2016 гг., которые на сегодняшний день приняты», – отметила Татьяна Голикова.

Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов назвал российский бюджет «диетическим». «С одной стороны, мы в плотных рамках бюджетного правила и уровня доходов, а с другой стороны, объем обязательств фактически не дает большого лага для правительства с точки зрения свободы творчества, – отмечает он. – Резервы есть в эффективности государственных расходов. Эти резервы отчасти находятся в формате применения нового законодательства о федеральной контрактной системе, которая дает возможность рационализировать расходы наших головных распорядителей бюджетных средств – министерств и ведомств. С другой стороны, целый ряд инвестиционных затрат государства на сегодняшний день возможны к замещению частными средствами. Поэтому сейчас одно из направлений работы Правительства – за счет закона о частно-государственном партнерстве разгрузить бюджетные обязательства и заменить их иными формами господдержки, отличными от прямого бюджетного финансирования. Это магистральное направление».

По его словам, сейчас подготовлен закон о госрасходах, который скоро будет предложен для обсуждения министерствам и ведомствам. «В рамках этого закона предлагаются механизмы замещения прямых государственных инвестиций иными формами и методами поддержки, такими как стимулирование процентных ставок, частно-государственное партнерство, формирование благоприятных условий инфраструктурного характера для развития частных капиталовложений», – сообщил Михаил Абызов.

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев считает, что есть ряд понятных шагов, которые надо предпринимать: «Первое – замещать большую часть денег частными суверенными деньгами. Второе – фокусироваться на эффективных тратах бюджетных денег именно за счет механизмов, которые заставляют расходование средств быть более контролируемыми и инвестируемыми. Мы считаем, что привлечение иностранных инвесторов является одним из таких путей. Третье – инвестирование через различные инструменты с доходностью, такие как инфраструктурные облигации и другие механизмы, которые и развивают инфраструктуру и дают обеспечивают доходность. Четвертое – приватизация, которая, как мне кажется, крайне важна для того, чтобы бюджет действительно становился основой для будущего роста ключевых направлений».

Также на пленарном заседании выступили Михаил Мишустин, руководитель Федеральной налоговой службы, президент – председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин, председатель Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Андрей Макаров, заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров и заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов.

Панельная дискуссия «Макроэкономический прогноз на период до 2030 г.»

В рамках Гайдаровского форума – 2014 прошла панельная дискуссия «Макроэкономический прогноз на период до 2030 г.».

Модератор панели Алексей Ведев, заведующий лабораторией финансовых исследований научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, во вступительном слове сказал: «После кризиса 2008-2009 гг. всем казалось, что темпы роста экономики казались достаточно оптимистичными и мы достигли предкризисного уровня. Однако в середине 2012 г. все экономические показатели стали падать, прогнозы стали пересматриваться в худшую сторону. Причем это касается прогнозов и на текущий год, и на ближайшую трехлетку, и на долгосрочную перспективу. Возникли вопросы: насколько эффективна сложившаяся модель экономического роста, в какой степени возможно финансовое стимулирование российской экономики и не опасно ли это для финансовой стабильности и насколько устойчива российская экономика к внешним шокам».

«К прогнозам можно относиться по-разному, – считает Андрей Клепач, заместитель министра экономического развития РФ. – Можно как к некому предсказанию, а можно как к инструменту, который нужен не для жизни, а для бюджета. И он должен быть консервативным. Прогноз – это некая оцифрованная политика государства, чтó государство собирается делать в ближайшие три года или в долгосрочном периоде».

«Если говорить о прогнозе на прошедший 2013 год, то было два прогноза. Прогноз, который Правительство приняло в виде базы для бюджета, ориентировался на высокие темпы роста в три с лишним процента и был консервативный прогноз, который вначале был 2,5%, а потом снизился до 1,8%», – сказал Андрей Клепач.

Юлия Цепляева, директор Центра макроэкономических исследований ОАО «Сбербанк России», отметила, что прогноз Сбербанка на 2014 г. составил 2,2–2,3%, но, если ничего не предпринимать, то и 2 % покажутся высокими.

По словам Евсея Гурвича, руководителя Экономической экспертной группы, прогноз роста нашей экономики в 5% – это мечта, не подкрепленная реальностью. 4% роста – это тот максимум, который позволяет наша экономика при высоких ценах на нефть. «Наша неконкурентоспособность постоянно тянет нас назад, причем неконкурентоспособность того же нефтегазового сектора», – отметил он.

В панели также принимали участие Кристиан Дезеглиз, управляющий директор HSBC, Сян Сунцзо, ведущий экономист Сельскохозяйственного банка Китая, Марат Узяков, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, и Дмитрий Белоусов, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РАН.

Круглый стол «От G20 к G8: повестка России»

Итогам председательства России в «Большой двадцатке» (G20), а также оценке комплекса намеченных государственных инициатив на 2014 г. в рамках российского председательства в «Группе восьми» был посвящен круглый стол «От G20 к G8: повестка России».

Модератором мероприятия выступил исполнительный директор экспертных советов по G20 и G8, директор по научной работе Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Сергей Дробышевский. В своем выступлении эксперт отметил высокую значимость председательства России в группе стран-участниц G20. «На протяжении двух лет подряд Россия имеет уникальную возможность влиять на темы обсуждения в рамках проведения саммитов «Большой двадцатки», – сказал Сергей Дробышевский.

Российский шерпа в «Большой двадцатке» Светлана Лукаш подчеркнула, что основная задача для России в год председательства была заключена в обеспечении преемственности на уровне государств-председателей. «Несмотря на то что работа группы G20 насчитывает пятилетнюю историю, повестки встречи с каждым годом становятся все обширнее», – сказала спикер.

Основной целью работы России на 2014 г. эксперт назвала разработку программы по созданию условий по стимулированию экономического роста. Повестку будущего председательства определят ключевые государственные приоритеты, среди которых – инвестиции для расширения занятости населения, эффективное регулирование, а также доверие и транспарентность на рынках.

По словам шерпы Организации экономического сотрудничества и развития в G20 Габриэлы Рамос, Россия стала первой страной, которая стала поднимать на встречах представителей «Группы двадцати» вопросы «активного роста». «Российское председательство характерно своей уникальной открытостью повестки дня, чего раньше не было», – подчеркнула спикер.

После официальной сдачи председательских полномочий в конце 2013 г. в G20 для России наступил новый этап развития в качестве страны-председателя в группе стран «Большой восьмерки» на 2014 год. Шерпа РФ в G8 Алексей Квасов обозначил необходимость использования всех инструментов контроля и поддержки системы политического управления для обеспечения наиболее мультипликативного эффекта от решения поставленных задач. «G8 – это группа лидеров, которые готовы взять на себя ответственность за серьезные решения. Очень важно, что в процессе разделения труда постоянно проводились измерения эффективности реализованных действий. Сознательная позиция стран «Большой восьмерки» включает максимальное подключение к решению вопросов и аутрич», – заключил эксперт.

Экспертная дискуссия «Зеленый рост» и устойчивое развитие»

В ходе экспертной дискуссии «Зеленый рост» и устойчивое развитие» обсуждались темы энергоэффективности и возобновляемой энергетики как двигателей экономического роста. Помимо этого речь шла о перспективах «третьей индустриальной революции», идея которой хотя и не нова, но открывает перспективы эффективного использования энергии.

В дискуссии приняли участие Олег Луговой, научный руководитель Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС, Джеффри Сакс, директор Института Земли Колумбийского университета, Хиллард Хантингтон, исполнительный директор Форума по энергетическому моделированию Стэнфордского университета, Эммануил Герин, заместитель директора Сообщества по поиску решений устойчивого развития (SDSN), Фредерик Видал, президент Университета Ниццы Софии Антиполис, Сергей Пальцев, заместитель директора по экономическим исследованиям Массачусетского технологического института, Джон Лайтнер, независимый консультант в области энергоресурсов и энергоэффективности, Глен Петерс, старший научный сотрудник Центра международных исследований экологии и климата Норвегии.

Открыл секцию Олег Луговой, на правах модератора определивший вектор обсуждения: «Это дискуссия о том, как, достигая высоких темпов роста и повышая уровень жизни, не наносить вред экологии». Он также отметил, что эта проблема не решается только усилиями бизнеса и общественных организаций, но лежит в плоскости регулирования экономики.

Джон Лайтнер обратил внимание участников обсуждения на проблему повышения качества энергетической эффективности, приведя пример США, где 86% всей энергии расходуется впустую. Неэффективное использование энергии приводит к колоссальным затратам, а также является фактором, который ограничивает, в том числе в России, возможности развития экономики. Сегодня, подчеркнул эксперт, особую значимость приобретает идея третьей промышленной революции, суть которой состоит в сочетании интерактивных коммуникаций и новых энергетически чистых технологий.

Джеффри Сакс напомнил участникам дискуссии об идее выдающегося русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева о периодических экономических циклах (волнах), связав ее с концепцией смены технологических укладов. В рамках каждого из них возникали ограничения по ресурсам, но так, как сегодня, никогда не был велик масштаб экономической деятельности, и так велика численность населения (7,2 миллиарда человек). «90 триллионов долларов – таков объем ежегодного экономического производств, – отметил Джеффри Сакс, – и этот показатель имеет тенденцию к прогрессивному росту. Как и объемы выбросов СО2. Уже сегодня 38 млрд тонн СО2 ежегодно выбрасывается в атмосферу Земли», – отметил эксперт.

Однако поменять энергетическую систему глубоко и серьезно в течение 40-50 лет весьма затруднительно. Одно из решений – переход на альтернативные виды топлива или обращение к возобновляемым источникам энергии. Ядерная энергетика, если она безопасна, также имеет высокий потенциал. Но главное – эксперт предлагает снизить потребление угля, а в качестве конкретной меры «убедить в этом Китай, страну, которая потребляет данное топливо в огромных объемах».

Выступление Хилларда Хантингтона стало поворотом дискуссии в сторону обсуждения темы «сланцевой революции». В отношение добычи сланцевого газа существует много неопределенностей, отметил эксперт, однозначно оценить перспективу ценовой политики в этой области пока сложно, что обусловлено не только особенностями его добычи, но и объемами предложения газа.

В этом с коллегой согласился Сергей Пальцев. Он сразу расставил точки над i, обратив внимание на «заурядность» сланцевого газа: «Он ничем не отличается от обычного метана, разница – в способе добычи, состоящем в разрыве подземных пластов». В отношение пресловутого вопроса о том, «не проспал ли Газпром сланцевую революцию?», эксперт согласился с оценкой главы Правительства РФ Дмитрия Медведева – «это весьма неоднозначный вопрос». «У Газпрома достаточно газа, и при нормальной инвестиционной и ценовой политике он вполне может обойтись без сланцевого газа», – резюмировал Сергей Пальцев. Он также отметил, что последствия, связанные с разрывом пластов, трудно предсказать. К тому же использование большого количества воды при добыче тоже делает неоднозначными преимущества такого способа добычи, а выбросы углекислого от использования природного газа далеко не нулевые, так что не приходится говорить о том, что его добыча способна глобально решить проблему выбросов.

Круглый стол «Тенденции развития мировой экономики»

В круглом столе «Тенденции развития мировой экономики» приняли участие ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау, проректор Всероссийской академии внешней торговли Павел Кадочников, президент Чехии в 2003–2013 гг. Вацлав Клаус, вице-президент Университета Ницца София Антиполис Стефан Нго Маи, независимый директор Alliance Bank (Алматы) Хуберт Пандза, глава представительства Международного валютного фонда в России Бикас Джоши, почетный профессор экономики Университета Париж-Дофан Паскаль Салин, главный экономист Регионального управления Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Ханс Тиммер, Международный советник Goldman Sachs Владимир Длауги.

Павел Кадочников отметил, что, по последнему прогнозу Всемирного банка, общемировой рост составит 3,2% на этот год, в частности 5,3% по развивающимся странам и 2,2% по развитым. «Существует значительная неопределенность в отношении того, что будет завтра с процентными ставками, какой будет архитектура финансовой системы», – подчеркнул он.

Стефан Нго Маи сказал, что «структурные изменения очень важно отслеживать на макроэкономическом уровне». «Когда происходят структурные изменения, мы должны отмечать такие явления также и на микроуровне, чтобы динамика была понятна», – добавил он. Актуальными секторами мировой экономики для структурных изменений он назвал рынки «готовых решений» и цифровую отрасль. «Необходимо перестроить бизнес-модели, которые связаны с такими товарами», – подчеркнул он.

Владимир Длауги отметил, что вследствие эффективной внутренней политики развивающихся стран их рынки становятся перспективными для инвестирования.

Хуберт Пандза рассказал, что финансовое обеспечение системы социального обеспечения в странах Европейского Союза оттягивает значительные средства и не оставляет ресурсов для долгосрочного инвестирования. Такая ситуация обусловила нестабильность и бесконтрольность рынка государственных облигаций.

Также в ходе сессии обсуждались изменение капиталистической модели в настоящей глобальной парадигме.

Круглый стол «Правовой и налоговый климат»

Круглый стол «Правовой и налоговый климат» был посвящен обсуждению правового и налогового климата в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства. Модератором мероприятия выступила заведующая лабораторией развития налоговой системы научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Наталья Корниенко.

Круглый стол продолжил серию профильных сессий. «В этом году мы расширяем круг вопросов. Одними из ключевых вопросов повестки являются сопоставление мирового опыта формирования правового климата с реалиями Таможенного союза, Евразийского экономического союза и Единого экономического пространства, а также определение уровня интеграции законодательства, необходимые для реализации свободы передвижения капиталов», – отметила Наталья Корниенко.

С докладом выступил начальник отдела налоговой политики Евразийской экономической комиссии Нурматбек Мамбеталиев. Эксперт рассказал об инструментах формирования и согласованной налоговой политики на территории Единого экономического пространства, реализации дорожных карт по гармонизации налогового климата. Нурматбек Мамбеталиев также сообщил о ведении совместной работы по созданию систем информационного обмена между странами-участницами объединения.

Конкурентной налоговой системе Таможенного союза было посвящено выступление Партнера KPMG Russia Михаила Орлова. «В основных направлениях налоговой политики, принятых Правительством РФ, было заявлено, что российская налоговая система является конкурентной, так как налоговая нагрузка соответствует показателям развитых стран. Но мы должны понимать, что Россия, в первую очередь, конкурирует не с европейскими государствами, а с ближайшими соседями. В условиях глобализации идет жестокая борьба за привлечение мобильных трудовых и финансовых ресурсов», – подчеркнул спикер. В этой связи, по словам Михаила Орлова, сравнение должно происходить с такими странами, как Китай, Польша, Турция, Украина, Белоруссия, Казахстан.

Помимо этого, в круглом столе приняли участие старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Наталья Постникова, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Елена Великова и ряд других экспертов.

ФОТО: Гайдаровский Форум

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!