Новости

Новости

В Академии состоялась конференция, посвященная развитию образования

24 Февраля2014
В Академии состоялась конференция, посвященная развитию образования

В Президентской Академии прошла XI Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» на тему «Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?»

На конференции обсудили социокультурные и экономические изменения, которые могут повлиять на критерии оценки эффективности школ и дошкольных учреждений. Целью мероприятия стало выявление наиболее эффективных рычагов воздействия в образовательной системе и наиболее наглядных показателей результативности образования для самих граждан. Вопросы образования рассмотрели на пленарных заседаниях, малых пленумах и тематических круглых столах. Участникам были представлены презентации исследований, проектов и соответствующих нормативных документов.

Открытие конференции прошло при большом количестве собравшихся участников-практиков. Со вступительным словом выступил декан Факультета государственного управления РАНХиГС, ректор МВШСЭН Сергей Зуев. Он отметил, что многие происходящие изменения в образовании имеют стратегическое значение, а тема конференции подтверждает большой интерес к вопросам образования.

Ведущая открытия конференции, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» МВШСЭН Елена Ленская подчеркнула, что с каждым годом мероприятие собирает все больше участников. По ее словам, «усовершенствование школы – процесс, который призван вовлечь учителей. По всей стране идут реформы, связанные с укрупнением школьной сети. Очень беспокоит поспешность проведения реорганизации и ее методы».

На пленарном заседании после открытия конференции выступили заслуженный профессор Института исследований образования Университета Торонто Майкл Фуллан и директор Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Майкл Фуллан выступил с докладом «Стратегия эффективного улучшения результатов на уровне всей системы». По его мнению, главная цель – это совершенствование системы образования, и реформы нужно начинать на том уровне системы, где к этому есть интерес. При этом необходимо концентрироваться на небольшом количестве целей. Нужно правильно выбирать стратегию, отчетность и методологию. Индикаторами успеха является повышение успеваемости учеников и интерес учителей. «Директор школы должен не только учить учителей, он также должен развивать культуру школы, быть лидером», – подчеркнул эксперт. Нужно отладить механизмы подотчетности: чтобы стратегия по наращиванию потенциала работала, необходима ее прозрачность.

По словам спикера, профессиональный капитал включает человеческий и социальный капитал, а также капитал решений. Преподаватели, которые имеют высокий уровень человеческого и социального капитала, работают лучше. К хорошим результатам приводит и сотрудничество в школе. Для успеха должна быть мощная стратегия и «сильный» директор.

Как отметил эксперт, главная ошибка образовательных учреждений – когда они покупают технику, но не совершенствуют методику, в то время как техника должна быть на службе у методики. Безразличие учителей и учеников всегда приводит к плохому результату. Майкл Фуллан подчеркнул: «Считаю, что необходимо учиться на опыте успешных школ. Ученик должен быть способен учиться самостоятельно и стремиться быть эффективным в жизни, а участники образовательного процесса должны иметь возможность контролировать успешность его деятельности».

Второй докладчик, Исак Фрумин, рассказал собравшимся о культуре повышения результативности на основе научных исследований университета. «В наше время результативность становится все более важна. Учителя говорят о соответствии стандартам, но в то же время не говорят о результативности», – начал выступление Исак Фрумин. По словам эксперта, наша страна одна из немногих, где отсутствуют исследования того, что происходит со школьниками.

На основе проведенного исследования, по словам Фрумина, его организаторы планировали выяснить, есть ли особый эффект от российских школ или все нивелируется социальными факторами. Согласно многим исследованиям, школа оказывает влияние, но на разных школьников действуют разный комплекс факторов, при этом школа может вовремя вмешиваться. Результаты исследования это подтвердили.

Вопрос о результативности является ключевым. Школы с устойчиво низкими результатами смирились и не обсуждают это, они сознательно не хотят сравнивать себя с лучшими. В успешной школе, напротив, обсуждают результаты каждого ребенка. Должна быть коммуникация и обратная связь.

По мнению Исака Фрумина, сегодня оценка качества образования проводится для отчетности: аттестация проходит на основе тестов и портфолио. Необходима рефлексия результатов, в основе которой – коммуникация и общее понимание результатов. «Ключевая задача управления школами – построение коммуникации по поводу результатов и факторов улучшения образования», – подытожил эксперт.

На круглом столе о новом федеральном стандарте по дошкольному образованию обсудили вопросы, связанные с нормативными документами, концепцией и возможностями данного стандарта.

Теме оценки эффективности работы школы был посвящен другой круглый стол, на котором попытались рассмотреть тенденции в оценке учебных заведений. Участники согласились с необходимостью разработки инструментов, предоставляющих школам возможность для самооценки.

Итогом круглого стола «Взгляд на вопросы эффективности школы через призму международных сравнительных исследований качества образования» был назван призыв к действию. «Мы сверяем свои представления, чтобы действовать», – заявил ведущий мероприятия А.В. Болотов.

Социальную миссию школы назвали необходимой обществу (в противоположность государству) на одноименном круглом столе, подытожив, что сегодня данное направление уходит на второй план: «Учителя не обсуждают общие проблемы с детьми, так как либо не умеют, либо считают это опасным». Подробно о результатах встречи рассказал ведущий круглого стола на тему эффективности работы педагога С.Г. Косорецкий. Участники пришли к мнению о крайней актуальности профстандарта и необходимости понимания его отличия от так называемой рамки для проведения оценки. Были отмечены важность связи между эффективностью педагога и эффективностью школы, а также значение условий для педагога. «Необходимо создание постоянной площадки, где будут актуализироваться практические данные для соотнесения представлений с реальностью», – заключил ведущий.

Тему «Как школе избавиться от лишней работы» рассмотрели на круглом столе, проведенном А.В. Стеркиным. Оказалось, что у собравшихся разное представление о лишней работе, а механизмов согласования позиций по вопросу нет. Необходимо сменить позицию контроля на позицию поддержки, а для избавления от лишней работы необходимы каналы сопротивления – как для школ, так и для учителей, считают участники мероприятия.

На круглом столе «Что изменил новый школьный стандарт» отметили, что стандарт меняет результаты в начальной школе, но «ожидать помощи сверху не нужно – нужно менять все в своей школе и своем регионе». На встрече, посвященной информационной открытости образовательных систем обсудили итоги рейтинга школ высшего уровня в РФ за 2013 г. По мнению участников круглого стола, эффективность школы складывается из результатов учебы и индивидуального развития школьников, условий и доступности образования. Основным вопросом назвали доступность российских школ высшего уровня.

Организаторами конференции совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ стали Московская высшая школа социальных и экономических наук и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», при участии Московского городского педагогического университета, Института управления образованием Российской академии образования, Издательской фирмы «Сентябрь». Генеральный информационный партнер – проект РИА Новости «Социальный навигатор».

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!