Новости

Новости

Прошел международный семинар «Противодействие коррупции»

01 Июня2011
Прошел международный семинар «Противодействие коррупции»

31 мая 2011 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся Международный семинар «Противодействие коррупции: новеллы российского и зарубежного законодательства».

- Коррупция крайне опасна, и сейчас все страны ведут активную борьбу с этим злом, однако, успехов в этом направлении достигают немногие. Сегодня мы рассмотрим институциональные инструменты России и других стран, которые помогают мировому сообществу бороться с коррупцией, - сказал во вступительном слове ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау.

В ходе семинара эксперты обратились к опыту других стран в сфере противодействия коррупции. В США Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (FCPA), который предусматривает уголовную ответственность за подкуп иностранных должностных лиц, а также за нарушение правил ведения бухгалтерского учета, действует с 1977 года. Однако, активно применяться он начал не сразу.

- В течение некоторого времени Закон «О коррупционных действиях за границей» являлся серьезной декларацией, однако применялся ограниченно. Фактически, Соединенные Штаты были одиноки в этой борьбе, поскольку мало других стран наказывали свои компании за участие во взяточничестве за рубежом, а многие международные корпорации просто игнорировали эту проблему. Отчасти именно по этой причине закон не применялся столь часто, как мог бы быть, - говорит председатель Комитета по законодательству Конгресса США Патрик Лейхи. - Данная ситуация стала меняться. Соединенные Штаты начали активно бороться с нарушениями Закона «О коррупционных действиях за границей». Лично я не рассматриваю защиту национальных интересов, борьбу с терроризмом, противодействие коррупции как конкурирующие между собой интересы. Я считаю их взаимодополняющими.

В нынешней редакции закона FCPA взяткой считается не только денежные средства, но и нематериальные ресурсы (ценная информация, различные услуги). Максимальное наказание для юридических лиц – штраф до 25 млн. долларов, для физических – 20-летний тюремный срок. С каждым годом количество уголовных дел в рамках этого закона растет, и только за 2009-2010 года нарушители выплатили штрафы на сумму более 2 млрд. долларов. Зачастую нарушителями закона становятся иностранные компании, которые подлежат американской юрисдикции. С 1988 года делается исключение для платежей, призванных облегчить или ускорить «повседневные действия государственных органов».

- Если компания при заключении контракта сомневается, не нарушает ли она законодательство, есть возможность обратиться в Министерство юстиции, где в течение 30 дней обязаны выдать Консультативное заключение об отсутствии коррупционной составляющей, - говорит постоянный представитель по правовым вопросам Министерства юстиции США, Посольство США Томас Файрстоун. – Несмотря на то, что закон имеет широкое применение и богатую практику, в будущем мы намерены ввести систему гонораров заявителю в размере 10-30 % от суммы взятки.

О сфере применения и последствиях Закона Великобритании о взяточничестве рассказал старший юрист юридической фирмы Clifford ChanceКэмерон Хози: «В отличие от FCPA закон Великобритании распространяется не только на государственный, но и на частный сектор, не делает исключения для платежей, ускоряющие или облегчающие процессы, а также имеет транснациональный охват, то есть в том числе и Россия входит в юрисдикцию этого закона. Максимальное наказание за нарушение закона для физических лиц – 10 лет лишения свободы, для корпораций – неограниченный размер штрафа, а также принудительный запрет на участие в госконтрактах согласно Директиве ЕС по госзакупкам или 15-летняя дисквалификация директоров компаний.

Законодательство и правоприменительная практика Швейцарии о конфискации активов нерезидентов не предусматривает классификацию активов (имущества) по категориям.

- Для конфискация имущества (активов) в Швейцарии достаточно самого факта преступления, отсутствует процедура принятия судебного решения, даже не возбуждается судебное производство против нарушителя закона, достаточно признания объективного нарушения положения Уголовного кодекса, - рассказывает партнер юридической фирмы «Wenger & Vieli» Майкл Мраз. - Даже совершение уголовного преступления за границей может привести к конфискации имущества в Швейцарии. Конфискации имущества можно добиться с помощью уголовного преследования, правовой помощи.

Эксперт Центра правовых и экономических исследований Андрей Федотов выступил с критикой швейцарского закона. По его мнению, в случае блокирования и конфискации имущества политически значимых лиц или их окружения, судьба таких обязательств и, соответственно, вытекающих из них требований третьих лиц Законом не регулируется и остается юридически неясной: «С учетом позиций России в рейтингах коррупции или рейтингах незаконных финансовых потоков (по данным Global Financial Integrity за 2000-2009 годы – второе место в мире: 427 млрд. долларов) возбуждение процедур, предусмотренных Законом, с очень большой степенью вероятности будет приводить к конфискации принадлежащего российским резидентам имущества, находящегося на территории Швейцарии. Поэтому российским физическим и юридическим лицам, имеющим активы на территории Швейцарии, необходимо определить степень и размеры юридических рисков, которые возникли в связи с вступлением в силу этого Закона».

По словам начальника юридического управления Федеральной службы по финансовому мониторингу Павла Левадного, антикоррупционная система России оценивается ФАТФ довольно высоко, и Россия имеет довольно развитый институцонально-правовой механизм по противодействию легализации преступных доходов. В качестве необходимых условий для эффективной работы эксперт назвал международное сотрудничество, наличие подразделения финансовой разведки, а также привлечение частного сектора, без которого поиск преступных доходов будет неэффективен.

- В России 4 мая 2011 года принят новый революционный закон о взяточничестве, который вводит понятие кратного размера штрафов за взятки, - рассказал о работе в антикоррупционной сфере России заместитель начальника департамента по вопросам профилактики и противодействия коррупции Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров Антон Тронин. – Мы должны прислушиваться к международному опыту, но нельзя бездумно заимствовать иностранные практики. Антикоррупционная работа должна учитывать национальные интересы и фундаментальные основы российской правовой системы.

Тезис о необходимости международного сотрудничества поддержал первый заместитель Генерального прокурора Российской ФедерацииАлександр Буксман. В 2007 году Россия присоединилась к Группе государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), при этом при ратификации не воспользовалась правом оговорок, что Александр Буксман считает ошибкой, так как ряд предложенных организацией поправок требуют пересмотра фундамента российской правовой системы: «Из 26 рекомендаций ГРЕКО мы уже выполнили семь полностью и 14 частично. Однако ввести уголовную ответственность у юридических лиц российская система права вводить не позволяет. Тем не менее, нашу работу оценили положительно и теперь Россия активный игрок на международной площадке по борьбе с коррупцией.

Адаптации международных и российских антикоррупционных комплайенс-программ в сфере финансовых операций в России и СНГ посвятили свои доклады партнер юридической фирмы K&L Gates Уилльям Райкерт и менеджер Forensic& Dispute Services Deloitte Financial Advisory Services LLPВиктория Макарова.

- Следует подробно проанализировать ситуацию и учесть риски при заключении контракта с предполагаемым деловым партнером, - советует Уилльям Райкерт. - Перед началом сотрудничества следует провести коммерчески оправданную комплексную проверку, чтобы снизить коррупционные риски и исключить элемент «осведомленности».

По мнению Виктории Макаровой, самое важное для бизнеса - разработать и внедрить эффективную антикоррупционную программу, а также обучить персонал: «Комплайенс-программы помогают правильно вести бизнес в соответствии с антикоррупционным законом, ведь последствия взяточничества могут быть не только юридическими, но еще и экономическими, и репутационными. Российские бизнесмены часто задаются вопросом, зачем нужны комплайенс-программы? Мой ответ - они необходимы и как средство улучшения инвестиционного климата в России, и как способ слезть с «нефтяной иглы», к чему мы все и стремимся».

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!