Новости

Новости

«Госслужащим Крыма придется очень серьезно перестроить свою работу»

08 Апреля2014
«Госслужащим Крыма придется очень серьезно перестроить свою работу»

В соответствии с поручениями Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ с конца марта 2014 г. начала переобучение руководящего состава органов государственной власти и местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Завершился первый этап обучения. Руководитель рабочей группы РАНХиГС по подготовке кадров государственных и муниципальных служащих Крымского федерального округа Игорь Кокин рассказал о том, как идет работа по переобучению крымских чиновников.

– Несколько дней назад был подписан документ о том, что РАНХиГС займется подготовкой госслужащих в Крыму. Как родилось такое решение, и что уже сделано на текущий момент?

– РАНХиГС – это крупнейший вуз, который специализирован на подготовке именно государственных и муниципальных служащих, поэтому было бы удивительно, если бы кто-то другой этим занимался. Что касается того, что уже сделано: в конце марта большая и представительная делегация Академии во главе с проректором Дмитрием Буташиным провела первый обучающий семинар для госслужащих Крыма в Симферополе. Сейчас готовится большая образовательная программа для государственных и муниципальных служащих республики и города федерального значения Севастополя.

– Зачем необходима переподготовка чиновников Крыма? С чем это связано – с требованиями законодательства?

– Дело в том, что в России сегодня, в том числе и в РАНХиГС, проходит такой уникальный опыт: в РФ влились два субъекта, которые с момента распада СССР фактически жили по законодательству Украины. Выросло уже целое поколение при определенной законодательной базе и определенных подходах. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в Крыму должны соответствовать требованиям российского законодательства и работать по нему. Необходимо обучение людей, которые ментально находятся в другой правовой системе. Я бы не сказал, что она совсем другая: базовые нормы гражданского и конституционного законодательства, в частности прав человека, конечно, едины. Но очень много отличий, очень много российских особенностей, которых эти чиновники не знали и не понимали, и не знают. Безусловно, для того, чтобы органы власти Крыма заработали в правовом поле РФ, необходимо обучение, я бы даже сказал – интеграция этих людей в правовое, в технологическое поле РФ, потому что на Украине заметно значительное отставание по целому ряду направлений.

– Назовите несколько таких направлений.

– Не берусь критиковать законодательство Украины – каждая страна выстраивает свое законодательство по-своему, – но очень много того, что уже сделано сегодня в РФ, на Украине просто нет. Например, в России активно развернуты механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе и предоставление этих услуг в электронной форме. На Украине этого нет. У нас достаточно широкие полномочия органов местного самоуправления. На Украине полномочия органов местного самоуправления, по сравнению с российскими, значительно урезаны. Соответственно, в органах местной власти в Крыму нет достаточно большого количества тех специалистов, которые есть в органах нашего местного самоуправления. Украина – унитарное государство по Конституции, а Россия – федеративное, соответственно, территории Украины никогда не имели своего законодательства и своего правотворческого потенциала. В России же каждый субъект Федерации имеет свое законодательство, свою сферу компетенции, в которой он достаточно свободен. На Украине этого нет, там действует единая государственная власть, соответственно, на всех уровнях выполняются только единые решения.

– А какие преимущества дает российская федеративная система по сравнению с унитарной?

– Полномочия, которые получают Республика Крым и Севастополь как город федерального значения, уникальны. Их можно в чем-то соотнести с теми полномочиями, которые были у Крыма в начале 90-х гг., когда он был автономной республикой. Сегодня субъекты РФ значительную часть вопросов решают самостоятельно. Да, у нас есть некие рамки федерального законодательства, у нас большой круг совместных полномочий РФ и субъектов Федерации, но есть и значительный круг самостоятельных полномочий субъектов. И в этом отношении в Крыму придется провести очень большую работу – в законодательной, правовой, организационной и ментальной части, потому что перестроить сознание чиновников очень сложно.

Мы проводили семинары в Крыму и выяснили, что по очень большому кругу вопросов у слушателей возникали достаточно серьезные проблемы. Например, на Украине выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию объектов строительства осуществляют централизованные органы государственной власти. В Крыму есть специальная структура, которая занимается этим на всей территории республики. В РФ эти вопросы в полномочии органов местного самоуправления. Соответственно, на сегодня в Крыму нет специалистов на местах, которые выполняли бы эти полномочия.

То есть чиновникам сегодняшнего Крыма придется очень серьезно перестроить свою работу в этом направлении. Или, например, придется основательно перестроить работу на местах, потому что на Украине, в соответствии с законодательством, существуют фактически две власти: местное самоуправление и государственная администрация, и они между собой взаимодействуют. Государственная администрация контролирует деятельность органов местного самоуправления и во многом фактически ограничивает. В РФ такого нет: у нас и органы государственной власти, и органы местного самоуправления занимаются своими вопросами. И это, в общем-то, вызывает вопрос, что делать с теми государственными администрациями в районах и городах Крыма, которые на сегодня существуют. Они все фактически должны будут влиться в создаваемые структуры органов местного самоуправления, но придется перестраивать работу сознания.

Или, например, еще один вопрос, который касается имущества. На Украине, так же как в России, существует несколько форм собственности – частная, муниципальная, государственная, – но только в РФ государственная собственность делится еще на собственность субъектов Федерации и федеральную собственность. Украина как унитарное государство не имеет этого, у них государственная собственность единая. Поэтому сегодня перед Крымом стоит задача разграничить имущество на федеральное, региональное и местное. Возникает вопрос, кому принадлежит то имущество, которое есть сегодня в Республике Крым. Понятно, что оно принадлежит народу Крыма, но вопрос разграничения имущественных прав сейчас, или немного позже, встанет достаточно остро. Этим нужно заниматься, так что вопросов много.

– Вернемся к семинарам, которые проводились: что они собой представляют, насколько соответствуют реалиям, сколько длились, и что по итогам получили слушатели?

– Первый семинар, который мы проводили, был двухдневным. Основной задачей была попытка ввести слушателей в базовые основы правового государственного устройства РФ. На обучении была представлена Конституция России как федеративного государства в части полномочий органов субъектов Федерации, федеральных органов и местных органов самоуправления. Это первый блок, по которому проводились лекции и обсуждения. Все воспринималось с большим воодушевлением, потому что для слушателей это была совершенно новая вещь.

Второе – это основы государственной службы, большая тема, связанная с тем, что госслужба регламентируется в РФ особым образом. Есть особые требования к госслужащим, они должны эти требования знать и в части ограничений, и в части прав, и в части обязанностей. В этом отношении механизмы поступления на службу, освобождения от службы и социальные гарантии – это все вызывало живой интерес, тем более что многим придется переходить на госслужбу. Вопросы государственного устройства в части полномочий муниципалитета и в части судебной системы тоже доводились до слушателей.

Большая тема была посвящена антикоррупционному законодательству РФ, поскольку вопросам противодействия коррупции в России сейчас уделяется огромное внимание. Мы изначально обратили внимание слушателей на то, что антикоррупционное законодательство России многогранное, многоплановое и предъявляет большое количество требований в первую очередь к госслужащим в части имущества и других вопросах. Эти вопросы мы попытались уложить в три дня, хотя были рассмотрены только базовые вещи.

Особенности по направлениям еще предстоит рассмотреть, работникам бюджетных организаций необходимо изучить бюджетное законодательство РФ, работникам правоохранительной системы придется изучать административное и уголовное законодательство и т.д. Это перспектива ближайшего времени. Такими были базовые начала, которые у нас в РФ начинают преподавать со школы в курсе обществознания и правоведения. На Украине российское законодательство не изучали, поэтому на первом этапе ограничились этим.

– Какому количеству государственных и муниципальных служащих придется пройти такое обучение?

– Точные цифры не известны. В Крыму достаточно большое количество ведомств формировалось по украинскому законодательству, многие ведомства будут реорганизованы, переформированы по российскому законодательству. Например, у нас есть организация, которая занимается защитой и охраной памятников, у них такая организация тоже есть, но только у нас памятники делятся на федеральные, региональные и местные, а в республике они имеют единый реестр. Поэтому что-то придется перестраивать в работе. Сейчас речь идет примерно о 8000 госслужащих, которых необходимо обучить в Крыму, и около 2500–3000 госслужащих в Севастополе.

– Они будут проходить переобучение на местах?

– Да, поставлена задача провести обучение именно на месте, в Симферополе и Севастополе, вывезти такое количество служащих просто физически невозможно. Во-вторых, это прекратит работу госучреждений, чего допускать совершенно нельзя на сегодняшний период времени, очень напряженный для Крыма, когда идет перестройка и создаются структуры. Что касается обучения муниципальных служащих, то это еще не до конца определено, потому что органов местного самоуправления в понимании российского законодательства в Крыму пока нет. Они будут формироваться после того, как примут Конституцию и законодательство Республики Крым. О количестве городских округов, районов, поселений сейчас сказать очень сложно. Если исходить из того количества чиновников, которые работают сейчас в муниципалитетах Крыма, то это дополнительно около 4000 человек.

– Прошел первый этап краткосрочных семинаров, 18 часов. Какова будет дальнейшая программа переобучения?

– В значительной степени программа обучения зависит от того, какую позицию займет Министерство труда и соцзащиты, поскольку на него возложена компетенция в части обучения, и сейчас идет согласование графика и механизмов обучения. Нам видится, что в течение ближайших трех месяцев в очень плотном режиме несколькими потоками нам предстоит провести такое базовое обучение всех госслужащих Республики Крым и г. Севастополя. Для того чтобы люди поступили на госслужбу в РФ, они должны иметь это базовое образование, которое позволяет им начать подготовку по своей специализации. Поэтому ближайшие три месяца мы будем организовывать обучение еженедельно.

– Это будет с отрывом от работы?

– Да, но мы определились, что это будут двух-трехдневные семинары, которые позволят не очень сильно отрывать от службы. Это небольшие потоки по 250–300 человек, два-три дня – это не критично для части специалистов. Мы будем проводить массовое обучение в координации с местными специалистами и с органами госвласти Республики Крым, в первую очередь – исполнительной власти и Советом министров.

– Какого результата вы ожидаете?

– На выходе госслужащие получат соответствующий документ, удостоверяющий, что они прошли базовую переподготовку, и который позволит им быть зачисленными на госслужбу. В дальнейшем для того, чтобы продвигаться по службе, чтобы получить государственные чины, они должны будут проходить обучение по специализированным программам. В Академии сейчас большая работа ведется по перечню этих специализированных программ. В Крыму очень много людей, которые проходили и сейчас проходят обучение госслужащих, муниципальных служащих в вузах Украины, занимающихся именно подготовкой госслужащих. Эти люди тоже не должны быть забыты, мы этот вопрос обсуждали в Симферополе, и, скорее всего, они будут переводиться в российские вузы, в том числе и в нашу Академию, с зачетом части дисциплин.

– Известно, что в Крыму есть много военных. Академия как-то планирует охватить военнослужащих? Если да, то в какой части переобучения?

– Что касается переподготовки военнослужащих, то это вопросы специфические, и, скорее, к Министерству обороны, которое, вероятно, соответствующие планы разрабатывает. Такая подготовка, видимо, будет проводиться, но я не думаю, что этим будет заниматься РАНХиГС. У нас все-таки несколько другая специализация, у нас госслужащие, гражданские и муниципальные служащие. Военнослужащие входят в категорию госслужащих, тем не менее их подготовка несколько отличается. Кроме того, обучение специалистов Крыма – это не одноразовый процесс: то, о чем мы с вами беседуем, – это вводная часть, это начало длинного пути. В дальнейшем придется организовывать стажировки, приглашать специалистов из других регионов РФ, специалисты из Крыма будут приезжать на стажировки в другие субъекты РФ. Я думаю, что процесс вхождения республики в правовую систему РФ займет не менее двух-трех лет. В этом отношении Академии придется еще многое сделать. Сейчас мы делаем первые шаги, и то, что мы уже включились в этот процесс, – уже большое дело, которое носит исторический характер.

– На какие подразделения Академии перешла основная нагрузка по обучению госслужащих?

– На сегодня основная нагрузка легла на Институт подготовки кадров государственного и муниципального управления РАНХиГС, но нельзя сказать, что не были задействованы и другие структуры Академии. Остальные факультеты и подразделения плавно включатся в процесс обучения, когда мы дойдем до специализированной подготовки. Сейчас идет только базовая подготовка, поэтому структура пока что замкнута.

– А в дальнейшем будет специализация?

– Конечно, будет специализация и обучение по разным программам. Тут много работы для всех подразделений Академии, в ближайшей перспективе РАНХиГС будет очень плотно заниматься Республикой Крым и г. Севастополем.

– Переподготовка по этим специализированным программам будет проводиться для тех же госслужащих, которые пройдут первый этап подготовки?

– Конечно, просто сейчас все госслужащие, которые находятся в Республике Крым, скажем так, в переходном периоде. В ближайшее время будут сформированы органы исполнительной власти в соответствии с Конституцией Республики Крым. Ситуация уникальна: у нас есть субъект Федерации, у которого пока нет Конституции, а единственными легитимными органами являются Верховный совет и Совет министров, поэтому эти органы власти будут формироваться на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Как только они будут сформированы и в них будут приняты служащие, которых мы обучили, безусловно, возникнет вопрос о специальной подготовке по соответствующим программам и направлениям, потому что там уже будут конкретные вопросы, связанные с деятельностью конкретного органа и конкретного чиновника.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!