Новости

Новости

Проректор РАНХиГС Максим Назаров рассказал о поступлении в вузы в 2014 г.

11 Апреля2014
Проректор РАНХиГС Максим Назаров рассказал о поступлении в вузы в 2014 г.

8 апреля в программе «Револьвер» на радиостанции «Столица FM» проректор Президентской академии Максим Назаров рассказал ведущему – декану МИГСУ РАНХиГС Игорю Барцицу – об особенностях поступления в московские вузы в этом году.

БАРЦИЦ: Тема сегодняшней передачи: «Выбор университета – это выбор образа жизни». Максим Николаевич, в России действует новый базовый закон об образовании, и прием студентов в 2014 г. впервые будет проведен по новым правилам. Что изменится в условиях действия этого закона для будущих абитуриентов и студентов?

НАЗАРОВ: Порядок приема студентов утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации и в рамках действия нового закона имеет свои особенности. Прежде всего, это то, что касается льготных категорий граждан, или, как это сейчас называется, имеющих особое право. В этом году впервые вводится квота на прием таких граждан: вузы имеют право установить свою квоту в размерах не менее 10%. И для многих вузов – это очень важное нововведение.

По нашему вузу могу сказать: по итогам прошлого года порядка 20% бюджетных мест занимали льготные категории граждан, а нововведение о квоте дает больше шансов на поступление именно абитуриентам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ. Раньше по некоторым направлениям все бюджетные места занимались льготными категориями, сейчас это ушло на второй план.

Второе – это разные условия конкурса. Сейчас вводится возможность конкурса не по направлениям, а по образовательным программам, что тоже дает возможность абитуриентам выбирать конкретную программу, которая им интересна. Это тоже достаточно полезное нововведение, которое становится возможным по новым правилами приема, но решение остается за вузом.

Изменения коснутся и олимпиадников. Впервые установлено ограничение на балл ЕГЭ для тех, кто имеет право поступить без вступительного испытания по итогам олимпиад. Теперь по профильному экзамену абитуриент должен набрать не менее 65 баллов. Человек не только должен победить в олимпиаде или стать призером, но еще и подтвердить свои знания на ЕГЭ по профильному предмету. Это тоже новое условие, и тоже дает определенное преимущество.

Еще одно базовое нововведение – впервые при зачислении в вуз по договору на платное обучение абитуриент не обязан предоставлять оригинал аттестата. Основанием для зачисления будет подтверждение согласия на обучение. Вот несколько базовых моментов, которые надо отметить.

БАРЦИЦ: Спасибо, Максим Николаевич, пожалуйста, уточните для слушателей, что означает «конкурс по направлениям, по программам»? Насколько я понимаю, студент может одновременно выбрать пять вузов, пять университетов, и в каждом из них выбрать по три направления. Что значит еще и по программам?

НАЗАРОВ: Берем какое-нибудь направление, например менеджмент. Оно может содержать в себе самые разные профили: от менеджмента спортивной индустрии и заканчивая международным менеджментом. Раньше абитуриент подавал заявление на направление, на менеджмент. Далее, естественно, учитывалось разделение по профилям и по факультетам. Эта возможность организации сохранилась и в этом году. Теперь вузам разрешено вести прием, в том числе, по образовательным программам. То есть абитуриент может по конкурсу поступать отдельно на международный менеджмент и отдельно – на менеджмент спортивной индустрии. В конкурсе участвуют те, кто поступает.

БАРЦИЦ: Тем самым он выбирает эти три квоты, которые у него есть в вузе, или их становится больше?

НАЗАРОВ: Это определяется правилами приема вуза, их просто надо внимательно посмотреть, почитать и спросить у приемной комиссии. Зависит от этого, однозначного ответа здесь нет.

БАРЦИЦ: Вы отметили особенности приема льготников в этом году. У меня вопрос к вам, скорее, как к практику в системе образования. По статистике, по вашему опыту, как складывается судьба льготника уже после поступления? Насколько я знаю, очень многие льготники не выдерживают даже первой сессии.

НАЗАРОВ: Совершенно верно, здесь нельзя обобщать. Студенты льготных категорий самые разные. Есть такие, которые имеют очень высокие баллы ЕГЭ, большие, чем у бюджетников, и могли бы поступать, не используя свои льготы. Есть льготники, которые замечательно учатся. Тем не менее, доля слабоуспевающих либо отчисляемых с бюджетных мест среди льготных категорий граждан, все-таки выше.

БАРЦИЦ: Чем это вызвано? Жесткостью и черствостью преподавателей, или есть какие-то объективные причины?

НАЗАРОВ: Нет, это объективные причины, потому что вуз предъявляет одинаковые требования ко всем студентам. Кода человек уже поступил, он обязан учиться и получить знания. И здесь просто не все льготные категории граждан выдерживают эту конкурентную борьбу уже в процессе обучения. Ни преподаватели, ни декан зачастую не знают, кто в его группе из этих бюджетников – льготник, это необязательно. Они учатся вместе, как правило.

Естественно, мы понимаем, что льготные категории тоже бывают разные. К сожалению, встречаются и купленные справки, и тому подобное. Человек, который таким образом приобрел некую льготу, как правило, имеет очень низкий уровень знаний. И поступать в нашу Академию ему нецелесообразно, потому что он будет отчислен по результатам первой-второй сессии по объективным причинам. Мы ко всем относимся хорошо, но предъявляем жесткие требования, которые установлены нашим образовательным учреждением, и по результатам получаем такую картину.

БАРЦИЦ: И следующий блок, который вы назвали – это олимпиадники. Почему допускается ситуация, когда победитель Всероссийской олимпиады, умный и образованный, не сможет сдать ЕГЭ на уровне более 65 баллов?

НАЗАРОВ: Помимо Всероссийской олимпиады, есть еще перечень олимпиад, утвержденных приказом Министерства образования и науки, олимпиады самые разные. Но дело не в том, что нет доверия, олимпиада подразумевает определенный склад мышления и определенную гениальность, как вы совершенно справедливо сказали. Но человек, гениальный в олимпиаде, может не знать каких-то базовых вещей, которые необходимы абитуриенту, которые подтверждаются уровнем ЕГЭ.

Приведу пример. Я сам математик по образованию, и мне не раз встречались студенты, которые могут угадать ответ. На вопрос о том, как получили результат, отвечают: «Я чувствую этот ответ». Он гениальный в своей области. Естественно, он тоже заслуживает поощрения, но сможет ли он обучиться не по математике, а по другим предметам? Поэтому балл ЕГЭ, естественно, тоже требуют. Хотя, опять же, не секрет, мы считаем, что есть какие-то неправильные победители олимпиад, это тоже не секрет.

БАРЦИЦ: Среди особенностей приема этого года ранее обещали учитывать оценки в аттестате, средний балл аттестата. Какова ситуация с этим? Академия при Президенте будет принимать во внимание аттестат и баллы в аттестате о среднем образовании?

НАЗАРОВ: Не только аттестат, но и сведения о достижениях абитуриента в других сферах, так называемое портфолио. На данный момент балл аттестата может дать преимущества при поступлении только при прочих равных условиях, приоритет по-прежнему за баллом ЕГЭ. Если совпал балл ЕГЭ, совпал балл по профильному предмету, в этой ситуации начинаем рассматривать и балл аттестата, и другие достижения. Не буду называть последовательность, в правилах приема Академии это все четко прописано. Это обязанность вуза – информировать абитуриента, как будут учитываться такие достижения. Но только при прочих равных условиях, начиная от балла и заканчивая победителем или в общественной жизни в школе, активным участием, грамоты и все остальное, что нам зачастую несут в приемную комиссию абитуриенты, которые хотят к нам поступить. Это тоже хорошо, что они нам все это несут, но пока, на данный момент, мы можем учитывать только балл ЕГЭ, а при прочих равных уже выбирать себе другие категории.

БАРЦИЦ: Тема ЕГЭ. Процитирую помощника Президента и бывшего министра образования Андрея Фурсенко, который так отреагировал на включение своего имени в список российских политиков и бизнесменов, попавших под американские санкции: «За что? Ну, видимо, за ЕГЭ. Это есть, не буду отрекаться. Кроме этого грехов у меня нет». Некоторые вузы пытаются дополнить ЕГЭ собственными испытаниями. Хотелось бы знать ваше мнение и позицию вуза на 2014 г.: ЕГЭ – это идеальный механизм?

НАЗАРОВ: Дополнительных вступительных испытаний мы не проводим, за исключением профильных, требующих профильной направленности, таких как журналистика и дизайн. У нас есть и такие направления в Академии, там это необходимо. Вводить еще какие-то дополнительные испытания, мы считаем, нет необходимости. Принцип ЕГЭ, который дает возможность поступления и равных прав всем категориям граждан из разных регионов, из разных школ, - правильный.

Вернусь к среднему баллу аттестата. Не секрет, в разных школах аттестаты разные, оценки одни, но таится за ними разное. Поэтому и были целесообразны вступительные испытания вузов. Хотя здесь тоже свои нюансы, но есть большой плюс: нас никто не может обвинить в предвзятости к абитуриенту, мы всех берем по ЕГЭ.

БАРЦИЦ: Будем откровенны – и в коррупции.

НАЗАРОВ: И в коррупции, совершенно верно. У нас ее нет, и я могу смело об этом заявить. Поэтому балл ЕГЭ – это, в данном случае, хорошо.

БАРЦИЦ: У нас в эфире первый позвонивший.

СЛУШАТЕЛЬ: Я бы хотел задать вопрос гостю о путях поступления в высшие учебные заведения после средне-специального образования, после колледжей. Есть какие-то нюансы? Может быть, если колледж был по университетскому профилю, то проще поступление, или какие-то особые правила?

БАРЦИЦ: Поступление, не имея баллов ЕГЭ? У человека нет результатов ЕГЭ, а учиться хочется?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, это уже после средне-специального образования, после колледжа. Как сейчас поступают выпускники колледжа? По обычным экзаменам классического советского образца, или используя собеседования?

НАЗАРОВ: Лица, имеющие среднее профессиональное образование, могут поступать не только на профильное, как было определено раньше (я имею в виду без ЕГЭ), а на любое направление подготовки, в том числе и без сдачи ЕГЭ, но сдавая внутренние вступительные испытания вуза, в строгом соответствии с перечнем того, что сдают те, кто сдает ЕГЭ. В случае различных конкурсов, допускается еще и по перечню, установленному вузом, это отдельные нюансы, это надо уточнять, вы можете поступать не на профильное направление, в том числе и без сдачи ЕГЭ.

БАРЦИЦ: Максим Николаевич, как вы видите ситуацию, когда молодой человек, который еще не определился с жизненным выбором, должен совершить выбор своей будущей специальности? С вашим опытом что порекомендуете? Ведь кого ни услышишь, все хотят быть либо экономистами, либо юристами. Или эта линия уже проходит? На что обратить внимание, приходя в университет и как разобраться, что интересно и полезно именно тебе?

НАЗАРОВ: Да, решение судьбоносное, и надо к нему подходить ответственно. Поэтому надо ходить по вузам, на мероприятия, устраиваемые вузом, надо смотреть сайт вуза, надо встречаться с людьми. Не стесняться прийти в вуз на факультет, на кафедру, пообщаться с деканом, с тем, кто отвечает за прием на данном факультете, пообщаться с приемной комиссией, задавать любые вопросы, смотреть, общаться с преподавателями.

День открытых дверей, я считаю, это одно из важных мероприятий. И многие, я знаю, не всегда относятся положительно: «Это официоз, нам там ничего не расскажут». Хотел бы из личного опыта сказать, что это не так. Это как раз то мероприятие, куда прийти стоит. Пользуясь случаем, хочу сказать, что у нас будет 19 апреля «День открытых дверей» (общеакадемический), куда приглашаю всех наших радиослушателей, всех абитуриентов, родителей.

Подходите, задавайте вопросы, в том числе и мне их можно задавать. Узнавайте, потому что откладывать принятие решения, откладывать все вопросы на момент подачи документов (с чем мы сталкиваемся постоянно), нести пакет своих документов во все пять вузов, и в каждом из них подавать на три направления, а зачастую еще и на разные формы обучения… Умножаем три направления на три формы – девять, на пять вузов – 45 заявлений, условно говоря…

Абитуриент зачастую подает на направление, а потом теряется. Начинаются обзвоны со стороны приемных комиссий. Тут и вузы абитуриент ставит в неловкое положение. А зачастую можно испортить какому-то человеку судьбу, не дать возможность поступить в тот вуз, в который он стоит, только потому, что место уже занято. Поэтому здесь надо определиться все-таки более-менее заранее. Походить, посмотреть, пообщаться, в том числе пообщаться со студентами – почему нет? Посмотреть по Интернету. Это даже не столько абитуриенту, сколько родителям нужно делать, потому что самая разная бывает информация.

В преддверии приемной кампании начинается так называемый слив информации. На разных форумах один и тот же отзыв под разными именами, об одном и том же вузе, и на всех форумах одно и то же. Поэтому тут надо быть очень аккуратным. А вот когда вы придете в сам вуз, и в том числе на «День открытых дверей», уже на самом деле многое видно.

БАРЦИЦ: Затронули вещи, даты, цифры и 20 июня. Буквально справочно – когда что делать?

НАЗАРОВ: Все должны знать, что полная информация есть на сайте вуза, это четко, это вывешено в соответствии с законодательством. Вы можете это посмотреть, позвонить. И, пожалуйста, особенно возьмите на контроль – когда заканчивается прием документов у разных категорий. Сейчас все это называть смысла просто нет. Две волны по-прежнему представляем на бюджет. Фактически – три, потому что есть еще льготные категории, которые зачисляются 30 июля в нулевую волну. А дальше 5 и 10 августа – это стандартно, это не менялось.

БАРЦИЦ: Прием документов с 20 июня, заканчивается 25 июля?

НАЗАРОВ: Те, кто сдает внутренние вступительные испытания, у них заканчивается прием раньше. И это надо учитывать, не пропустите..

БАРЦИЦ: Ректор Академии при Президенте Российской Федерации Владимир Александрович Мау известен такими яркими, крылатыми фразами. В частности, известна его фраза, когда он говорил о глобализации образования: «Ныне абитуриент имеет право выбирать не только вуз в России, но и за рубежом». Вот эта конкуренция как-то оказывает влияние, что ныне российские университеты конкурируют за студентов не только между собой, но и с зарубежными вузами?

НАЗАРОВ: Мне кажется, что базовое образование нужно получить в хорошем вузе в России. Качество абитуриента зачастую определяет и качество вуза. А вот дальше уже можно смотреть на уровне магистратуры, на уровне программ дальнейшего повышения квалификации, я молчу про MBA и так далее. Можно получить второе образование, плюс, не забываем про существование программ двойного диплома. Но начинать образование в зарубежном вузе в 17 лет, я считаю, нет необходимости.

Тем более, несмотря на всю критику в области образования, несмотря на все проблемы, которые есть в России, можно получить очень качественное образование. И я думаю, что оно на достойном уровне.

БАРЦИЦ: Какие новеллы в Академии, что здесь интересного мы можем предложить?

НАЗАРОВ: Модель подходит не для всех. Абитуриента, во-первых, не везде возьмут, а, во-вторых, не везде возможно. Теперь ЕГЭ действует четыре года. [Раньше было полтора года, на две приемных кампании.] Здесь есть другая модель, которая тоже у нас в Академии сейчас запускается – это так называемый многопрофильный бакалавриат, модель, которая позволяет, поступив на одну из программ, в течение четырех лет поменять ее, начать осваивать разные программы. И это один из методов. Просто о нем мало кто знает, и возникает много вопросов. Поэтому приходите лучше, узнайте на месте, если это интересно. Работать можно, уже поступив. И есть возможность поменять направление переводом на другое направление подготовки даже в рамках одного вуза.

БАРЦИЦ: Да, но при этом есть сложности с разницей в направлениях, потерей бюджетных мест, армия.

НАЗАРОВ: Совершенно верно. Что-то рекомендовать здесь, я считаю, нет необходимости. Хотелось бы только отметить, что, выбирая вуз, абитуриент должен все-таки ориентироваться на уровень знаний, даваемых вузом, а не только гнаться за дипломом, это во-первых. А во-вторых, не забываем про один из базовых принципов нашего образования: вуз не только дает знания, вуз учит их приобретать, и он учит их получать самостоятельно. Это один из базовых принципов образования. Учиться в группе, которая хочет учиться, это тоже очень важно, это подтягивает.

БАРЦИЦ: Общепризнанно, что университетские годы и атмосфера университета – это очень важно: профессура, преподаватели, учебные планы, методическое обеспечение. Но, возможно, важнее всего то, с кем вы учитесь, кто составляет ваших друзей, с кем вы пойдете по жизни, ведь дружба закладывается в университетские годы.

НАЗАРОВ: Да, совершенно верно. И не только важно, с кем учитесь, а еще и атмосфера – где учитесь.

БАРЦИЦ: Спасибо, Максим Николаевич. В заключение программы хочется пожелать всем – студентам, абитуриентам, родителям: сделайте правильный выбор, чтобы он заложил основу на всю вашу дальнейшую жизнь. Успехов!

Оригинал материала: http://stolica.fm/archive-view/10068/1/

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!