Новости

Новости

Проректор РАНХиГС рассказал о переобучении крымских чиновников

14 Апреля2014
Проректор РАНХиГС рассказал о переобучении крымских чиновников

11 апреля в программе «Умные парни» на радиостанции РСН принял участие проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Дмитрий Буташин. Он рассказал о том, какие задачи стоят перед Академией в Крыму, как вчерашним школьникам поступить в РАНХиГС и для чего «продвинутым» чиновникам программы переобучения и повышения квалификации.

В студии: Никита Нелюбин

Н. НЕЛЮБИН: Наш гость – проректор Президентской академии Дмитрий Буташин. Дмитрий Анатольевич, первый вопрос, естественно, про Крым. Не так давно Крым и Севастополь стали двумя новыми субъектами России. 20 лет республика фактически жила по нероссийским законам, законам Украины. Сейчас, я так понимаю, необходимо как-то адаптировать местных чиновников к российским реалиям, к российским законодательным нормам. Какую роль в этом процессе играет Академия, проректором которой вы являетесь?

Д. БУТАШИН: Здравствуйте. Конечно, вы абсолютно правы. 20 лет – это целое поколение чиновников, которые жили и работали в составе Украины. Это было украинское законодательство, на котором они основывались, принимая свои решения и оказывая государственные и муниципальные услуги населению. Украина – государство унитарное, это уже существенное отличие. И существенное отличие в распределении государственных и муниципальных чиновников на Украине, соответственно, а теперь в новых субъектах Российской Федерации – Республике Крым и в г. Севастополе. Сложный процесс. Чиновники должны перестроиться на работу по российскому законодательству, должна быть построена система государственного управления в Крымском федеральном округе, если коротко называть два субъекта. Поэтому было поручение Академии при Президенте РФ подготовить пакет предложений, направленных не только на обучение, но и на экспертно-аналитическое, научно-методическое и консультационное содействие формируемым органам власти на территории Крыма. Мы такие предложения разработали. Мы посетили Крым с рабочим визитом, в течение 5 дней работали в Симферополе, общаясь с руководством республики, с министерствами, представителями различных подразделений, с органами местного самоуправления для того, чтобы понять основные проблемы и задачи, которые стоят перед ними, и как они видят эти задачи, с тем чтобы правильно сформировать приоритеты, и начать работу. Кроме того, мы 28-29 марта провели первый обучающий семинар для 270 высших руководителей органов власти Крыма, органов местного самоуправления. Это, скорее, был такой разговор, в котором мы пытались понять друг друга, кто что хочет, кому что нужно.

Н. НЕЛЮБИН: Удалось достигнуть взаимопонимания?

Д. БУТАШИН: Вы знаете, взаимопонимания удалось достигнуть. Во-первых, другого пути нет. То есть взаимопонимание должно быть достигнуто, иначе не будет работы и будут сорваны все сроки. А, соответственно, пострадают те люди, которые живут в Крыму. Самое главное, мы поняли те приоритетные зоны опасения крымских чиновников, которых больше всего волнует, что им больше всего нужно понять.

Н. НЕЛЮБИН: А что это за проблемы?

Д. БУТАШИН: Вы знаете, это бюджетная система. Им надо понять, как сформировать бюджет, как осуществлять расчеты, обеспечение деятельности бюджетной сферы в Крыму. Соответственно, как будут работать учреждения, организации. Да, это надо понять. Это больницы, школы, в первую очередь, это социальная сфера, на которую такой переходный период мог повлиять. Следующий вопрос, который их беспокоит, – это вопрос организации государственных закупок для нужд обеспечения деятельности учреждений организаций всего региона, в части, касающейся бюджетной сферы. Соответственно, там могут быть деньги. Но если нет процедуры их расходования на нужды, в том числе неотложные, деньги могут оказаться бесполезны, либо может быть большое количество нарушений. Ну и дальше, соответственно, следуют вопросы организации кадровой работы, потому что это государственная и муниципальная служба, это вопросы приема, оформления людей на работу, масса прочих вопросов. Далее – вопросы имущества, вопросы организации деятельности бюджетных учреждений. Дальше – уже большой набор профессиональных вопросов, в первую очередь, бюджет закупки и организации системы госуправления.

Н. НЕЛЮБИН: Вы сказали о сроках. Какие-то временные рамки установлены в регионе? Когда должен пройти процесс перехода?

Д. БУТАШИН: Переходный период установлен. Он установлен законодательно до 1 января 2015 г. Каждый день на вес золота. Все это понимают. Надо отдать должное, что идет сплоченная работа всех представителей и федеральных структур, министерств и ведомств, и с огромной ответственностью наши крымские коллеги относятся к этому процессу. Конечно, они находятся в самом тяжелом положении. Им нужно не только в текущем режиме работать и взаимодействовать со своими российскими коллегами, но и еще одновременно пытаться выучить те моменты, которые они не знают. Не то что пробелы, а отсутствие знаний российского законодательства.

Н. НЕЛЮБИН: Я слежу за лентами информагентств. Компания Google отделила Крым от Украины на своих интернет-картах. Раньше Яндекс это сделал. Хотя Яндекс сделал хитро. Они для украинских пользователей интернета оставили Крым в составе Украины, а для пользователей доменной зоны .ru все-таки сделали так, что Крым наш. Историческую справедливость таким образом восстановили.

Д. БУТАШИН: Все-таки бизнес более гибкий, и он более честный, чем политика.

Н. НЕЛЮБИН: Мне кажется, политикам надо быть честным.

Д. БУТАШИН: К сожалению, мы видим, что происходит на последнем примере Крыма. И те существенные разногласия, в первую очередь, внешнеполитические, которые резко обострились в связи с ситуацией с Крымом, показывают, что политика, увы, не совсем чистая сфера.

Н.НЕЛЮБИН: Возвращаясь к Академии. Вы сказали, что вы крупнейший вуз в России по количеству студентов.

Д. БУТАШИН: Это так. Это не только самый крупный вуз России, это самый крупный вуз в Европе, один из крупнейших вузов в мире. Если брать формат территориальной распределенности и количества филиалов, он вообще уникален. В Академии ежегодно обучаются порядка 200 тысяч студентов и слушателей. Мы имеем 65 филиалов на текущий момент, которые представлены в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. По сути дела можно сказать, что Академия состоит из 4 частей. Первая часть – это Высшая школа госуправления. Раз уж мы разговариваем о чиновниках, о Крыме, это подготовка кадров для системы государственного управления, для органов власти, для органов местного самоуправления. Это информационно-аналитическое, экспертное обеспечение органов власти всех уровней. Это такая интересная сфера, как оценка государственных муниципальных служащих и работа с резервами. Именно это направление деятельности Академии сейчас и первым в Крыму начинает разворачивать свою деятельность в соответствии с поручениями, которые Академии даны Председателем Правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым и заместителем Председателя Правительства Дмитрием Николаевичем Козаком. Далее Академия – это классический университет с социально-экономической, гуманитарной направленностью.

Н. НЕЛЮБИН: То есть вы не только госчиновников готовите, у вас спектр широкий?

Д. БУТАШИН: В то же время третий большой сегмент, не по порядку, а по значимости, – это бизнес-школа. Исторически Академия является крупнейшей бизнес-школой России. Более половины российских выпускников программы MBA – это выпускники нашей Академии. Ну и важный блок, который цементирует все три, и подпитывает, дает качество, возможности позиционировать себя как ведущая и школа госуправления, и университет и бизнес-школа – это наука. То есть такие четыре слона, на которых стоит Президентская академия.

Н. НЕЛЮБИН: Я хочу поступить на учебу в вашу Академию. Насколько мои шансы велики? Двери вашего вуза открыты для всех или все-таки элемент элитарности присутствует?

Д. БУТАШИН: Никита, давайте я вас 19 апреля приглашу на День открытых дверей, равно как и всех слушателей, которые нас сейчас слушают. День открытых дверей Академии, который показывает, что мы открыты для всех, мы исповедуем принцип, что хороший вуз – это университет, где хорошие студенты, которые требуют высокого уровня преподавателей, которые их обучают. И, соответственно, мы заинтересованы максимально широко распахнуть наши двери и пригласить лучших студентов. Поэтому добро пожаловать 19 апреля к нам. Мы не закрытый клуб. Мы не закрытая школа для подготовки чиновников. Мы действительно открытое образовательное заведение. Мы глубоко уверены в том, что сплав бизнес-образования, и университетского образования, и науки для чиновников дает намного больше, нежели просто было бы закрытое образовательное учреждение для чиновников. Мы имеем возможность использовать самые современные технологии подготовки управленцев, обкатанные на бизнес-образовании. Мы имеем возможность привлекать ученых. Чиновники, приходящие к нам учиться, а их проходит более 80 тысяч в год через нашу Академию, они видят и общаются с молодежью, которая учится на программах высшего профессионального образования, в той части, которую мы называем классическим университетом, и такие элементы наставничества, плюс возможность попытаться вселить уверенность и интерес к системе государственного управления, государственной службы.

Н. НЕЛЮБИН: Насколько понимаю, помимо молодых студентов у вас проходят обучение взрослые люди, которым далеко за 40, чиновники. Что там, переаттестация?

Д. БУТАШИН: Это программа дополнительного профессионального образования, если говорить формальным языком. А если говорить неформально, это регулярное повышение квалификации и переподготовка, которую чиновники, с одной стороны, обязаны проходить раз в три года. С другой стороны, те люди, которые хотят профессионально развиваться, они это делают не из-под палки, они действительно идут, выбирают те программы, которые им интересны с профессиональной точки зрения, либо расширяют их кругозор и круг интересов, и проходят обучение, что позволяет им претендовать на замещение более высоких должностей, выстраивать свою карьерную траекторию. Мы всегда позиционируем себя как вуз непрерывного образования, когда к нам можно приходить со школьной скамьи и до пенсии приходить учиться. В принципе, можно и выйдя на пенсию, тоже продолжить учиться. Учиться никогда не поздно. В общем, человек может развиваться. Чем дольше он развивается, чем дольше он учится, тем у него больше бодрости духа и желания жить.

Н. НЕЛЮБИН: С возрастом ваши студенты и чиновники, которые у вас обучаются, они тянутся к новым знаниям, или их приходится заставлять?

Д. БУТАШИН: Вы знаете, я бы не сказал, что это зависит от возраста. Да, это зависит от состояния человека, от его внутреннего мира. Если человек расположен к знаниям, он будет тянуться в любом возрасте. А если человек не склонен к саморазвитию, к развитию личности, он не будет тянуться ни в молодости, ни тем более уже с возрастом, когда все стабильно, есть работа, нет желания развивать свою карьерную стратегию.

Н. НЕЛЮБИН: Мне стало интересно, наши чиновники прилежные ученики?

Д. БУТАШИН: Вы знаете, хочу сказать, что есть оптимизм в том, что у нас система госуправления развивается правильно. С годами видно, что люди становятся заинтересованы в тех знаниях, которые они могут получить. Наши слушатели становятся требовательнее. То есть они не хотят просто прийти, отсидеться, послушать лекции. Они хотят активной формы обучения, они хотят делать проекты, которые направлены на их профессиональное развитие, и на повышение эффективности работы и их структуры, будь то министерство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Люди приходят с вполне конкретным пониманием, что им нужно. И они достаточно активно нас трясут, чтобы мы им это дали. Это замечательно. Это позволяет нам двигаться вперед. Почему я в начале сказал, что хороший вуз там, где хорошие студенты? Не важно, студент, слушатель, если человек требует, ты вынужден дать ему.

Н. НЕЛЮБИН: Я предлагаю начать со слушателей этот блок нашей беседы. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Петр Николаевич. Как вы оцениваете ваш вуз по сравнению, скажем, с Московским университетом, с другими вузами?

Н. НЕЛЮБИН: Мы уже сказали, что по численности студентов Академия превышает Московский государственный университет.

Д. БУТАШИН: Да. Но как мы оцениваем? Мы оцениваем как лучший вуз, иначе бы мы не развивались и не делали то, что мы делаем. Вы знаете как, с одной стороны, говорить легко. Мы, однозначно, ведущий вуз России. С МГУ нас сравнивать нет смысла. Потому что МГУ – это классический университет, в котором представлен весь спектр направления образования.

Н. НЕЛЮБИН: Но у вас тоже есть обычные специальности?

Д. БУТАШИН: Нет, у нас социально-экономическая и гуманитарная. У нас экономика, менеджмент, психология, социология, гуманитарные науки и подготовка государственных служащих. У нас нет физического, химического факультетов. Обычно Академию всегда сравнивают с Высшей школой экономики. Вот мы с ними всегда выясняем.

Н. НЕЛЮБИН: Есть здоровая конкуренция?

Д. БУТАШИН: Конечно, здоровая конкуренция. Де-факто студенты выбирают, как правило, если они идут на наши профильные направления, между нами и Высшей школой экономики. Мы особенные. Мы и бизнес-школа, и вуз, и школа госуправления, а еще и научный экспертный центр для власти. Поэтому мы чуть-чуть о другом. Мы не попадаем в шаблон рейтингов, именно в силу специфики и территориальной распределенности. Поэтому просто лучшие.

Н. НЕЛЮБИН: Лучшие – это на словах. А какие-то рейтинги есть? Существует список лучших вузов России?

Д. БУТАШИН: Еще раз. По официальным рейтингам, которые оценивают вузы в стандартной формулировке, мы входим в десятку вузов, именно за счет того, что у нас очень много вещей, которые не позволяют нам в рейтинге позиционироваться. Если, например, взять Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, к которой была присоединена сеть академий госслужбы, в результате чего и образовалась Президентская академия, то это достаточно компактный вуз, который всегда был в топ-3.

Н. НЕЛЮБИН: Это произошло после слияния?

Д. БУТАШИН: После слияния и появления мощнейшего сегмента, связанного с подготовкой государственных служащих.

Н. НЕЛЮБИН: Об этом еще успеем поговорить. Предлагаю обратиться к нашим слушателям. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Хотелось бы более конкретные данные услышать. Во-первых, и адрес, и День открытых дверей, когда, во сколько? У нас, наверное, в основном, платно все? Раньше, я помню, было с высшим образованием, с комсомольской характеристикой нужно было поступать к вам. А как теперь? Сколько платных, бесплатных мест.

Д. БУТАШИН: Спасибо большое. Мы начали с Крыма, перешли больше к Академии как таковой. Вы знаете, замечательные времена были, которые вы помните, немного изменилось. Все учебные заведения России действуют в соответствии с едиными правилами, которое Министерство образования устанавливает. У нас есть и бюджетные места, на которые принимаются студенты в соответствии с конкурсом, с результатами Единого государственного экзамена. И таких студентов у нас достаточно много. Конечно, есть у нас и платное образование, как и во всех остальных высших учебных заведениях. Приезжайте на День открытых дверей. Академия при Президенте. На всех сайтах информация есть. 19 апреля всех ждем, будем рады.

Н. НЕЛЮБИН: Дмитрий Анатольевич, собственно, по теме, которая нас волнует, и крымских чиновников, которые 20 лет жили по украинским законам, и после федерализации приходится переучиваться. Делать это они будут с помощью вашей Академии. Как и где это будет происходить, каким образом?

Д. БУТАШИН: Академии поручена работа по организации подготовки чиновников в Крыму. На вопрос, как и где будет происходить, давайте попробуем представить. В Крыму приблизительно 18 тысяч чиновников. Почему всегда приблизительно говорим, потому что цифры выверяются, и они связаны с тем, что есть чиновники федеральные, есть чиновники субъекта Российской Федерации и есть чиновники муниципальные. Три уровня, которые существуют, так как еще раз напомню, что Россия – федеративное государство, в отличие от Украины. На Украине такого не было, соответственно, такого не было в Крыму. Поэтому перераспределение между категориями, плюс те потребности территориальных органов российских министерств и ведомств верифицируются, поэтому мы говорим около 18 тысяч. Их кроме как на месте учить невозможно.

Н. НЕЛЮБИН: То есть привезти их всех в Москву – это слишком затратно?

Д. БУТАШИН: Конечно, это средства на переезд, это средства на проживание, то есть, это просто огромные бюджетные затраты, это раз. Второе – их надо вывезти на длительный промежуток времени, соответственно, люди с полным отрывом от работы. То есть масса фактов, которые говорят о том, что учить их только на территории Крыма. Соответственно, сейчас сформировали график обучения. У нас поедет большое количество экспертов и преподавателей Академии, которые там на месте будут начинать обучение. Сначала мы будем проводить обучение для всех по единой краткосрочной программе по основам государственного и муниципального управления, и антикоррупционному законодательству РФ. Это основа российского законодательства, конституционная основа, основа госуправления, государственной службы, противодействия коррупции – четыре больших блока. Сначала всех обучим по одной программе, что позволит им всем подготовиться к экзамену, который в соответствии с федеральным конституционным законом является одним из непременных условий поступления на государственную службу Российской Федерации. Затем обучение будет продолжено по более длинным программам. Это программы и по 70 часов, и по 100 часов, то есть на несколько недель, по различным направлениям, исходя из тех приоритетов, потребностей чиновников, получения навыков, практики работы уже на основании российского законодательства. То есть, огромный коллектив Академии и привлеченных экспертов туда выезжает на несколько месяцев.

Н. НЕЛЮБИН: То есть пока там не создано крымского филиала? Или вы на базе уже имеющегося вуза?

Д. БУТАШИН: Естественно, мы будем осуществлять такую масштабную подготовку. Нужны специализированные аудитории, компьютерные классы. Мы провели встречи с рядом вузов в Симферополе. Конечно, большую поддержку нам оказали заместители председателя правительства Республики Крым, которые курируют эту сферу. Мы организовали этот процесс и будем на базе крымских вузов делать. Но создать систему постоянной подготовки кадров в Крыму невозможно без формирования площадки. Академия этот вопрос прорабатывала, обсуждала. И власти Крыма, и руководство страны считают необходимым создание такой площадки. Мы сейчас над этим работаем. Наши эксперты уедут через несколько месяцев. Но там нет преподавателей, которые хорошо знакомы с российским законодательством и готовы перехватить эстафету подготовки чиновников. Таким образом, это логичный путь.

Н. НЕЛЮБИН: А преподавателей нельзя там оставить, чтобы они туда переехали, и начали работать?

Д. БУТАШИН: То есть остались там жить? Конечно, кто-то захочет переехать, но преподаватели имеют семьи, детей, у них в своих городах задач хватает. Поэтому, да, Академия будет формировать филиал, с тем чтобы у чиновников была возможность постоянно учиться. Соответственно, вся мощь Академии, методическое обеспечение, все будет направлено на то, чтобы максимально быстро создать эту систему в Крыму. Тем более у Академии опыт реализации таких проектов по всей стране, формирования и работы филиалов.

Н. НЕЛЮБИН: Ну что ж, остается пожелать успехов в этом начинании. Мне бы хотелось, чтобы наши чиновники особенно тщательно изучали антикоррупционное законодательство. Все-таки как-то в последнее время чиновники и коррупция слишком часто идут рука об руку.

Д. БУТАШИН: Будем надеяться, что ситуация будет меняться. Тем более что сегодня Президентом страны утвержден план по противодействую коррупции, антикоррупционный план. Будем надеяться, что это даст свои плоды и чиновники будут работать исключительно в правовом поле, во благо всех нас.

Н. НЕЛЮБИН: Дай Бог. Проректор Президентской академии Дмитрий Буташин был в программе «Умные парни». Спасибо большое. Приходите еще.

Д. БУТАШИН: Спасибо большое, Никита.

Оригинал материала: http://www.rusnovosti.ru/guests/interviews/312653/312654/

Аудиозапись программы: http://www.rusnovosti.ru/popupplayer?type=release&id=312654&param1=39976

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!