Новости

Новости

Проректор Максим Назаров: РАНХиГС подтвердила свой статус эффективного вуза

16 Мая2014
Проректор Максим Назаров: РАНХиГС подтвердила свой статус эффективного вуза

Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Максим Назаров дал интервью, в котором рассказал о результатах мониторинга эффективности вузов за 2013 г.

– 15 мая на сайте Минобрнауки были опубликованы данные по результатам первого этапа мониторинга эффективности вузов за прошлый год. Как вы оцениваете итоги мониторинга?

– Во-первых, хотелось бы отметить, что были опубликованы только расчеты значений показателей вузов и средние значения по всем вузам соответствующего региона, которые определены как пороговые значения. Вузы, имеющие признаки неэффективности, не указаны. При этом, если выполнены четыре и более показателей из семи, то это позволит отнести вуз к категории эффективных. РАНХиГС, таким образом, подтвердила свой статус эффективного вуза. Но, особо надо отметить, что, даже если не выполнены четыре показателя, то вуз или филиал нельзя считать неэффективным или имеющим признаки неэффективности. Поэтому все вузы, значения показателей которых ниже пороговых более чем по четырем, будут рассматриваться на заседаниях рабочих групп Министерства образования и науки с привлечением специалистов вузовской общественности, ассоциаций, представителей регионов. Каждый из вузов или филиалов может иметь определенную специфику своей деятельности и играть свою роль в регионе. Такой вуз или филиал нельзя назвать неэффективным. И такие моменты могут быть выявлены только на заседаниях рабочих групп. Поэтому говорить об эффективности или неэффективности каких-то вузов в настоящий момент нельзя. Любые высказывания на эту тему на данном этапе преждевременны.

Что касается самих пороговых значений, то они довольно интересны и требуют детального дополнительного исследования. Давать сейчас какие-то подробные комментарии по каждому пороговому значению тоже невозможно. Прежде всего, нужно отметить то, что для филиалов, реализующих только заочную форму обучения, эти пороговые значения практически неприменимы в таком виде, как это сделано сейчас. Например, для филиалов, реализующих только заочную форму, средний балл ЕГЭ не считается и показатель приравнивается к нулю, что сразу дает минус один критерий. Иметь довольно большой остепененный состав преподавателей только для заочных студентов тоже нецелесообразно. Соответственно, данный показатель у большинства филиалов, реализующих заочную форму обучения, тоже может быть ниже порогового.

Отдельно хотелось бы отметить показатель трудоустройства. Уже не раз обсуждалось, что методика расчета данного показателя является весьма спорной. Точнее результаты его расчета. Учитываются только те выпускники, кто обращается в центры занятости с целью дальнейшего трудоустройства. Но, например, в силу специфики нашего вуза и филиалов к нашим выпускникам просят отнести себя и те, кто прошел программы повышения квалификации и переподготовки, получил второе высшее образование. И они попадают в результаты мониторинга, хотя обсуждаемый мониторинг относится только к высшему образованию. Следовательно, статистика может быть другой. Второй аспект расчета данного показателя относится к вузам, имеющим много филиалов. Например, у нашего вуза 65 филиалов. Все филиалы выдают единые дипломы, но при этом показатель трудоустройства по филиалам не считается, но считается по головному вузу и соответствующему региону. Ясно, что выпускники филиалов также считаются для мониторинга выпускниками головного вуза и существенно меняют статистику. Специфика регионов, филиалов и головного вуза при этом не учитывается. В результате мы получаем невыполнение данного показателя, хотя реально наши выпускники трудоустраиваются очень хорошо. Реальный показатель другой. На мой взгляд, данный показатель нужно особо тщательно проверять, или же следует существенно изменить методику его расчета.

Что касается остальных показателей и их пороговых значений, то, повторюсь, здесь нужно ориентироваться на специфику вуза, региона и филиала.

– Вот еще два показателя – международная деятельность и дополнительный показатель. В прошлом году пороговое значение показателя международной деятельности было три, сейчас оно повышено до четырех.

– Пороговые значения в данном случае не установлены априори, они рассчитаны как среднее значение по региону. Соответственно, мы видим, что по московскому региону пороговое значение по иностранным студентам 4,2. Это говорит о том, что в соответствии с задачами, поставленными перед вузами, процент иностранных студентов в вузах растет. Растет он и у нас, но опять необходимо учитывать специфику нашего вуза. Программа развития Академии подразумевает увеличение контингента студентов. При этом в соответствии с миссией нашего вуза, в первую очередь мы ориентированы на российских абитуриентов. В результате общий контингент российских студентов растет у нас быстрее, чем количество иностранных студентов. Вот и результат. В целом, вузам, имеющим большой контингент студентов, сложнее обеспечить выполнение данного показателя. И опять же нельзя забывать специфику нашего вуза и его филиалов, ориентир на подготовку государственных и муниципальных служащих для нашей страны. Хотя очень большое значение мы уделяем и международной деятельности, и привлечению иностранных студентов.

– Дополнительный показатель – что он обозначает и какие тут резервы?

– Дополнительный показатель определяет количество преподавателей, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, на 100 студентов. При этом преподаватели считаются в ставках, а студенты в людях, а не по приведенному контингенту. Следовательно, если вуз или филиал имеет очень большое количество студентов-заочников, то знаменатель очень велик. А количество ставок преподавателей, обеспечивающих данных студентов, меньше, чем для очной формы. Кроме того, опять есть специфика нашего вуза и его филиалов. У нас привлекается большое количество почасовиков и совместителей из органов государственной власти, бизнеса, экспертов, практиков. Как правило, такие эксперты не имеют ученых степеней, а почасовики вообще не учитываются при расчете показателя. Поэтому данный показатель у нас также ниже среднего значения по региону.

Так что в целом необходим взвешенный подход к оценке вузов и филиалов. Нельзя навешивать ярлыки неэффективности. Именно такой подход и планирует применить Минобрнауки России.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!