Новости

Новости

В Ростове-на-Дону прошли Гайдаровские чтения

20 Мая2014
В Ростове-на-Дону прошли Гайдаровские чтения

19 мая в г. Ростове-на-Дону прошли Гайдаровские чтения «Перспективы развития, возможности и ограничения поддержки роста экономики банками Южного федерального округа». Организаторами чтений выступили Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Фонд Егора Гайдара и Южно-Российский институт – филиал РАНХиГС.

Среди выступивших на конференции были вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО Владимир Гурба, ректор РАНХиГС Владимир Мау, руководитель Межрегионального управления Министерства регионального развития РФ по ЮФО Алексей Копалин, министр экономики России в 1992–1993 гг. Андрей Нечаев, председатель Совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест» Василий Высоков, исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» Виктор Ляхов, ведущие сотрудники Института Гайдара. Вел заседания исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько.

Вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань отметил, что в 2013 г. регион совершил прорыв в запуске новых проектов в различных сферах: инфраструктура, логистика, транспорт, сельское хозяйство, развитие малого и среднего бизнеса. Правительство Ростовской области в поиске стимулов экономического роста делает ставку на поддержку малого и среднего бизнеса, который планируется вывести на средний уровень развития. Однако без привлечения инвестиций реализовать эти проекты будет затруднительно.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау затронул проблему поиска новой модели экономического роста для России. По его мнению, прежде чем задумываться об изменении бюджетного правила и увеличения государственных расходов, необходимо определиться с характером кризиса, который сейчас переживает страна: либо это структурный кризис, либо кризис, соответствующий бизнес-циклу. Если мы имеем дело с последним, то проблемы в экономике благополучно решаются увеличением государственных инвестиций, снижением процентных ставок. Если же речь идет о структурном кризисе, то увеличение государственных инвестиций лишь усугубит ситуацию в экономике, как это было в США в свое время.

Как подчеркнул В.Мау, сложившаяся в российской экономике ситуация довольно противоречива. Дело в том, что по макроэкономическим показателям Россия не отстает от развитых стран – беспрецедентно низкий государственный долг, сбалансированный бюджет, низкий уровень безработицы, но у нас по-прежнему довольно высокие темпы инфляции и низкие темпы экономического роста – ниже общемирового уровня. Такая ситуация нетипичная, она не вписывается ни в одну эконометрическую модель. Поэтому определить характер текущего экономического кризиса – задача не из простых.

Также он отметил, что в выборе механизмов стимулирования экономического роста для России необходимо ориентироваться на опыт развитых стран, которые решают эту проблему через реорганизацию социального государства. Ставка делается на инвестиции в человеческий капитал. В развитом мире инвестиции в человеческий капитал обеспечивают динамизм производительности труда.

Член Попечительского совета Фонда Егора Гайдара, министр экономики России в 1992–1993 гг. Андрей Нечаев в своем выступлении остановился на проблеме увеличения долга регионов. С одной стороны, задолженность регионов растет, а с другой – возможности регионов с точки зрения заимствований весьма ограничены по сравнению с федеральным уровнем власти. Если раньше региональные власти стремились реализовывать структурные проекты, то теперь из-за роста долга регионов программы – инфраструктурные, транспортные, логистические – сворачиваются. Регионы превращаются в кассы по выдаче зарплат бюджетникам.

Заведующий Лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Алексей Ведев в докладе «Перспективы развития региональных банков» рассказал о роли региональных банков в банковской системе России. Он, в частности, отметил, что заметная доля роста банковской системы обеспечивается за счет региональных банков, которые являются базисными элементами банковской системы страны. Несмотря на то что малые и средние банки составляют небольшую долю в совокупных активах банковской системы, эти банки являются участниками регионального рынка банковских услуг и играют важную роль в социально-экономической жизни регионов. Малые банки обеспечивают непосредственную близость к региональному сектору экономики и способность наиболее компетентно и оперативно решать проблемы на местном уровне.

По сравнению с московскими банками региональные гораздо больше внимания уделяют работе с малым бизнесом и населением. На розничные кредиты приходится почти пятая часть их активов, что на четверть превышает аналогичный показатель ведущих столичных банков. Региональные банки в силу более низкой доли иностранных обязательств в структуре пассивов меньше столичных подвержены резким и дестабилизирующим колебаниям конъюнктуры мировых финансовых рынков.

В то же время сегодня более 50% активов банковской системы сосредоточено в столичном регионе. Неравномерное распределение банковских ресурсов по территории страны препятствует развитию экономического потенциала российских регионов и удовлетворению растущего спроса предприятий и населения на банковские услуги. В частности, около 60 млн россиян (42% жителей страны) все еще лишены доступа к современным финансовым услугам. Счета в банках имеет только четверть граждан страны, менее 10% населения пользуется платежными картами, из-за чего уровень наличного денежного оборота в России остается одним из самых высоких в мире. Существует большая потребность участия малых и средних банков в процессе обслуживания органов местного самоуправления, особенно городских и сельских администраций, а также некоммерческих и социальных организаций местного уровня.

А.Ведев представил результаты опросов руководителей региональных банков ЮФО и ЦФО о состоянии банковской системы. Так, подавляющая часть руководителей банков отмечают нестабильность в банковской системе, вызванную ее перекредитованностью: объем выданных кредитов превышает объем депозитов примерно на 3 трлн руб. «Дыра» в банковском секторе закрывается за счет ресурсов Центробанка. Однако порядка 75% всех финансовых ресурсов забирают банки с госучастием, и доступ к централизованным ресурсам имеют единицы. В связи с этим для региональных банков складывается довольно неблагоприятная ситуация. «Региональные банки с низкой капитализацией и диверсификацией являются первыми кандидатами на оздоровление – на отзыв лицензии», – заявил спикер.

Несмотря на усиление тенденции перетока депозитов из мелких и средних банков в государственные банки, половина руководителей банков уверены, что они могут конкурировать с государственными банками на региональном уровне. «Однако, на мой взгляд, мы не успеем глазом моргнуть, как государственные банки займут монопольное положение, что усугубит ситуацию в банковской системе в целом – обернется повышением процентных ставок для заемщиков, снижением качества банковских услуг», – считает эксперт.

Дискуссионным, по мнению А.Ведева, остается вопрос повышения конкурентоспособности региональных банков. «Есть предложение ограничить долю банков с государственным участием на региональном уровне, увеличить доступ к источникам рефинансирования», – отметил он.

Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский в докладе «Основные проблемы и ограничения развития банковского сектора в РФ» подробно рассказал об изменениях, которые претерпела банковская система России в последние годы:

«В 2013 г. ситуация в банковском секторе РФ претерпела серьезные изменения. По итогам 2013 г. темпы роста основных показателей уровня развития банковского сектора замедлились по сравнению с 2011–2012 гг. Так, совокупные активы в 2013 г. выросли на 16,0% (2012 г. – 18,9%), кредиты предприятиям и населению – на 17,6% (2012 г. – 21,0%). Вместе с тем возросла зависимость банковского сектора от рефинансирования со стороны органов денежно-кредитного регулирования. Так, суммарная задолженность банков перед Банком России и Министерством финансов РФ достигла 8% совокупных активов, превысив 4,5 трлн руб.

В 2013 г. в банковском секторе усиливался дисбаланс, связанный с неравномерным распределением ликвидных средств, перетоком клиентов от средних и мелких банков к крупным, что обусловлено усилением действий Банка России по оздоровлению банковского сектора путем отзыва лицензий у достаточно большого числа банков.

Наличие в российской банковской системе большого числа непрозрачных банков, многие из которых имеют полукриминальную природу, существенно снижает уровень доверия к сектору, его устойчивость и инвестиционную привлекательность России в целом. Поэтому для перехода к сбалансированному росту финансового сектора необходимо продолжить решительные действия по расчистке и консолидации банковского сектора.

Кроме того, по нашему мнению, политика Центрального банка РФ должна быть дополнена тремя другими направлениями действий, к которым относятся укрупнение банковской системы, усиление надзора за системообразующими банками и приватизация банков с государственным участием.

Укрупнение банковской системы должно осуществляться путем повышения требований к минимальной величине уставного капитала банков, независимо от времени их создания. В рамках Стратегии-2020 мы предлагали повысить с 2013 г. минимальный уровень капитала банков до 1 млрд руб., а с 2015 г. – до 3 млрд руб.

По нашим ориентировочным оценкам, в случае установления требований к собственному капиталу в размере 1 млрд руб. число банков (при отсутствии специализированных или региональных банковских лицензий) в Российской Федерации может сократиться до 580 единиц. При установлении предела в 3 млрд руб. – до 363 единиц, предела в 5 млрд руб. – до 282 единиц. Такое число банков позволит Центральному банку РФ осуществлять надзор гораздо менее формально, чем это делается в настоящее время».

Научный сотрудник Лаборатории финансовых исследований Института Гайдара Михаил Хромов в докладе «Развитие рынка банковских услуг в ЮФО» (основой доклада являются материалы опроса банков в ЮФО, проведенного в 2013 г.) затронул вопрос специфики банковской системы Южного федерального округа:

«Основная часть корпоративных клиентов банков в ЮФО – это малый и средний бизнес, что представляется весьма позитивным раскладом для развития экономики региона. При этом бизнес, аффилированный с собственниками банков, не является преобладающим направлением деятельности банков, что также можно отнести к позитивным факторам развития банковского бизнеса.

Наиболее перспективным направлением корпоративного бизнеса для региональных банков ЮФО выступает кредитование клиентов, в первую очередь среднесрочное. Также привлекательным направлением бизнеса считается предоставление услуг расчетно-кассового обслуживания.

Среди основных целей заимствования корпоративных клиентов банки ЮФО называют в первую очередь пополнение оборотных средств заемщика и инвестирование в модернизацию производств.

Главными ограничениями кредитования для клиентов среднего и малого бизнеса выступают требования к финансовому состоянию заемщика и требования к обеспечению кредита.

Наиболее перспективным направлением розничного кредитования для банков в ЮФО представляется развитие потребительского кредитования.

При этом, как и для корпоративных заемщиков, основными ограничениями для роста розничного кредитования выступают требования к уровню доходов и обеспечению кредитов.

Низкая развитость инфраструктуры считается среди опрошенных банков основным ограничением расширения использования населением безналичных карточных расчетов. Видимо, поэтому сегмент кредитных карт также не представляется для банков особенно перспективным.

Для обеспечения устойчивости депозитный базы, по мнению представителей банков ЮФО, необходимо увеличение максимальной застрахованной величины банковского вклада.

В то же время в отношениях с розничными клиентами банки уверены в наибольшей актуальности повышения финансовой грамотности населения как средства обеспечения защиты прав потребителей банковских услуг».

Научный сотрудник Лаборатории финансовых исследований Института Гайдара Юрий Кондрашин в докладе «Особенности развития региональных банковских систем – сравнительный анализ» остановился на механизмах повышения конкурентоспособности региональных банков перед крупными федеральными банками:

«Региональный банковский сектор является кровеносной системой экономики субъектов РФ, без которой невозможно ее функционирование и развитие. Однако дальнейшее существование и развитие региональных банков, их способность конкурировать с крупными инорегиональными банками вызывает все больше вопросов у профессиональных банкиров, экспертов, представителей властей и граждан.

Неравномерность экономического развития регионов России способствует формированию дисбаланса между регионами по насыщению и предоставлению банковских услуг: чем инвестиционно-привлекательнее регион, тем более развита его банковская система. Из-за резкой дифференциации по размеру российских коммерческих банков влияние и роль средних и малых банков на реальный сектор экономики региона снижается.

При этом в последнее время стратегия крупных банков, заключающаяся в расширении своего бизнеса и захвата новых рынков в регионах, представляет угрозу потери доли регионального рынка и дальнейшего функционирования региональных банков, заставляя их искать пути повышения конкурентоспособности на региональном банковском рынке.

В то время как региональные банки в ЮФО борются за выживание и сохранение текущего положения на банковском рынке, кредитные организации в ЦФО рассчитывают на экспансию по всем направлениям деятельности. Тем не менее банки ЦФО и ЮФО приблизительно равно оценивают дальнейшую стратегию своего развития. Большинство из них ожидают усиления конкуренции и падения прибыльности бизнеса, что в условиях невозможности экстенсивного развития бизнеса, вызванной его дороговизной, будет вынуждать кредитные организации искать альтернативные источники роста.

В данной ситуации существует необходимость создания новой модели банковской системы России, соответствующей потребностям регионов в банковских услугах», – заключил эксперт.

Презентации к докладам:

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!