Новости

Новости

Сергей Календжян рассказал о том, как вести бизнес в период застоя

28 Мая2014
Сергей Календжян рассказал о том, как вести бизнес в период застоя

На сколько в 2014 г. вырастет российская экономика? Оптимистический прогноз Правительства – 2-3%, пессимистический – 0,5%. В I квартале 2014 г. ВВП России вырос по отношению к аналогичному периоду 2013 г. на 0,9%, сообщил Росстат. Как в этих условиях должны действовать компании и чему в условиях рецессии должны учить бизнес-школы? Об этом E-xecuive.ru беседует с деканом Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, доктором экономических наук, профессором Сергеем Календжяном.

– Как показывают данные Росстата, российская экономика практически перестала расти. Эта остановка – надолго?

– Этот вопрос интересует сегодня многих. Падение началось не вчера: если мы посмотрим статистику за последние шесть-семь лет, то увидим устойчивое снижение с 5% почти до нуля. Внешние факторы, которые вызывают этот процесс, очевидны: кризисное состояние крупнейших экономик мира. Внутренние факторы тоже хорошо известны: отток капитала, огромный корпоративный долг, уменьшение инвестиций. События на Украине оказывают дополнительное негативное воздействие на российскую экономику. Украинская экономика тесно связана с российской – многие процессы в тяжелой промышленности, металлургии, ВПК выполняются на Украине на условиях субподряда, аутсорсинга. При негативном сценарии развития украинского кризиса нам придется развивать у себя эти отрасли, это очень долгий и трудный процесс.

– Какие секторы российской экономики более других страдают в условиях рецессии?

– Выводы о кризисных явлениях можно сделать через призму слушателей нашей школы. Во-первых, начались проблемы у региональных слушателей – для них дорого летать в Москву, оплачивать гостиницы, и в целом проходить обучение в столице. Поэтому школа начала развивать новые учебные форматы – переносить занятия из Москвы в регионы, в частности, мы открыли программы MBA в Костроме и Самаре. Во-вторых, крупные компании начали сокращать бюджеты на повышение квалификации сотрудников, они перестали отправлять сотрудников на учебу в бизнес-школы и стали открывать собственные корпоративные университеты.

От рецессии будут больше страдать те компании, которые не смогут адаптироваться к новым условиям. И, напротив, выиграют те, кто сможет найти новые возможности, локализовать бизнес в России. Сейчас наступает время для предприимчивых людей, которые не склонны прятать деньги в офшорах, но готовы принять на себя риски и развивать бизнес семимильными шагами. Думаю, в связи с этим в российской экономике произойдет перегруппировка сил. Появятся новые лидеры.

– Как вы полагаете, в каких отраслях могут появиться «новые предприниматели», о которых вы говорите?

– В малом и среднем бизнесе, поскольку резервы развития, как мне представляется, находятся на местном уровне. О частно-государственном партнерстве на макроуровне говорят уже десятки лет, но эффективных проектов очень мало. Например, в таком секторе, как нефтехимия и газопереработка, несмотря на все разговоры, мало проектов, повышающих глубину переработки сырья. В условиях олигополии корпорации все устраивает, они не будут тратить деньги, инвестируя в будущее, если не получат указание сверху. Поэтому рывок может произойти за счет бизнеса, который опирается на локальные ресурсы и развитие человеческого капитала.

– Вы сказали, что бизнес-образование в условиях рецессии становится дорогим для слушателей. Значит ли это, что часть слушателей будет отказываться от идеи поступить в школу?

– Если есть доверие к школе, если есть понимание того, что инвестиции в собственное образование окупятся, то отказываться не будут. Наши программы стоят от 200 тыс. руб. до 1 млн 200 тыс. руб. Школа должна показать, как окупаются эти деньги. Один из проверенных способов привлечения новых слушателей – познакомить их с выпускниками прошлых лет. Когда слушатели видят наших выпускников прошлых лет, создавших крупные бизнесы, они перестают сомневаться в том, стоит ли учиться в бизнес-школе.

– Как рецессия сказывается на оперативном запросе: может ли слушатель сформулировать, чему именно он хочет научиться в данных экономических условиях?

– Обычно (независимо от того, в какой фазе находится экономика – в стадии роста или рецессии) слушатель видит, что перед его компанией стоят трудные задачи, но не знает, как именно нужно их решить. Есть некие варианты: диверсифицироваться или, наоборот, сконцентрироваться, остаться в этой отрасли или уйти в другую… Ему нужна площадка, на которой он будет размышлять о плюсах и минусах каждого варианта, нужны инструменты для принятия решений. Бизнес-школа должна являться такой площадкой: мы даем инструменты, методы, подходы и учим ими пользоваться. Однако решение о пути развития бизнеса мы за слушателя принять не можем.

– Следовательно, рецессия не оказывает воздействие на учебный план школы?

– Современная бизнес-школа должна быть сильной в трех направлениях: учебная составляющая, консультационная и научная. Когда у школы есть все три составляющие, она может оправдать ожидания слушателя в любой сфере. В связи с переменами, о которых я говорил, резко возрастают требования к знанию региональных аспектов экономики и бизнеса. Если школа представляет себе специфику региона, она может эффективно работать с региональными слушателями. По этой причине мы глубоко изучаем региональную экономику – я уже говорил о Костромской и Самарской области, помимо них мы изучаем и проводим программы в Иркутской и Орловской областях, в Татарстане, Чувашии, Краснодарским крае. Когда, обсуждая вопросы развития сервиса и качества услуг, ты можешь в качестве примера привести ссылку на конкретное кафе «У Нади», расположенное на трассе Кострома – Шарья, аудитория проникается к тебе доверием.

Что же касается пересмотра учебных планов, то менять содержание программы MBA каждый год не имеет смысла. Что бы ни происходило в экономике, структура программы всегда одинакова – имеются основные блоки: менеджмент, маркетинг, финансы и управление человеческим капиталом. Внутри каждого блока и каждого предмета возможны изменения. Самые главные обновления связаны с изучением новых кейсов. Классические кейсы, например, о том, как компания KFC пришла на китайский рынок, нашим слушателям интересны для развития ума, для общей эрудиции. Больший интерес представляет изучение лучших практик российских компаний. Для того чтобы чувствовать, чем живут российские компании, мы даем возможность слушателям на практикумах выступать с собственными эссе о развитии бизнеса, в котором они работают. Обсуждение этих эссе представляет собой всестороннюю дискуссию о проблемах конкретной компании. Именно это я имел в виду, когда говорил, что школа должна быть дискуссионной площадкой. И, поскольку в дискуссиях участвуют представители разных отраслей и специализаций, происходит перекрестный обмен опытом, идеями и технологиями.

– Нет ли необходимости в условиях рецессии дополнить учебные планы специальными практикумами по антикризисному управлению?

– Поскольку спад в российской экономике наблюдается не первый год, то предметы, о которых вы говорите, – антикризисное управление, минимизация затрат, риск-менеджмент – присутствуют учебном плане тоже не первый год. Периодически эти предметы пересматриваются, насыщаются новым содержанием.

– А тема вывода компании на биржу становится неактуальной и рискует исчезнуть из программы?

– В определенном смысле это действительно так: сейчас для российских компаний не лучший момент для IPO, потому что есть много внешних обстоятельств, которые могут препятствовать удачному размещению. Например, сейчас нереально правильно оценить бизнес. Поэтому бизнес должен искать иные источники финансирования на внутреннем рынке, в том числе путем партнерства с государственными, региональными организациями или путем стратегических альянсов с другими компаниями. Российским бизнесам нужно улучшать отношения друг с другом, расширять внутрироссийский аутсорсинг, учиться строить коалиции, находить тонкие инструменты, позволяющие раскрыть местные know how. Подобные действия позволят компаниям осуществить прорывные проекты, даже несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.

Беседовал Андрей Семеркин, E-xecutive.ru

Оригинал статьи: http://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/1920224/

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!