Новости

Новости

Рейтинги школ бизнеса как фактор формирования рынка

09 Июня2014
Рейтинги школ бизнеса как фактор формирования рынка

28 мая в Ассоциации менеджеров России при информационной поддержке журнала «Мир MBA» состоялось заседание Отраслевой комиссии по бизнес-образованию АМР на тему: «Рейтинги школ бизнеса как фактор формирования рынка».

Целью заседания было обсуждение проблемы рейтингования российских бизнес-школ и оценка значимости тех или иных критериев при составлении рейтингов, а также обсуждение составляемого ежегодно журналом «Секрет фирмы» рейтинга программ MBA российских бизнес-школ.

В мероприятии приняли участие представители более 20 российских бизнес-школ, в том числе: Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС, Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС, Международный институт Московской школы социальных и экономических наук (МШСЭН) РАНХиГС/Kingston University, Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская школа управления СКОЛКОВО и другие. Также в заседании приняли участие авторы рейтинга программ MBA, который ежегодно публикуется в журнале «Секрет фирмы» ИД «Коммерсантъ», представители журнала «Мир MBA» и члены Торгово-промышленной палаты РФ.

По мнению Сергея Пятенко, председателя Отраслевой комиссии по бизнес-образованию АМР, генерального директора Экономико-правовой школы ФБК: «Сегодня рейтинги всех интересуют, им хотят доверять, но достаточно спорно и сложно выбрать критерии для рейтингования, которые бы всех устраивали. Проблемы везде одни и те же – и в Европе, и в странах нашего уровня развития, поэтому надо попытаться использовать чужой опыт и в то же время сохранять некоторые свои особенности, которые отражают реально то, что сейчас происходит в сфере бизнес-образования».

Владислав Коваленко, редактор отдела «Исследования и рейтинги» журнала «Секрет фирмы», рассказал об особенностях методологии рейтинга программ MBA журнала «Секрет фирмы», критериях и маркетинговых возможностях использования рейтинга:«При оценке программ MBA в нашем случае используется мнение непосредственно выпускников программ MBA за последние три года, при этом выпускники сами решают, какие критерии для них более, а какие менее важны при оценке программ MBA. Сегодня мы используем 10 критериев («рост зарплаты после обучения», «требовательность преподавателей к слушателям», «скрупулезность отбора при поступлении», «полезность связей, установленных при обучении», «уровень преподавания теории», «инфраструктура школы», «уровень приобретенных практических навыков», «изменение в карьере после обучения», «корреляция стоимости программы с качеством обучения», «срок возврата инвестиций в обучение»). Выпускники оценивают каждый из критериев и их вес (значимость) в общей массе. Итоговый балл по школе определяли путем умножения веса критерия на оценку каждого из критериев». Владислав Коваленко также подчеркнул, что «рейтинг является своеобразным маркетинговым инструментом по сбору впечатлений от обучения слушателей», и призвал бизнес-сообщество активно им пользоваться.

По словам Юлии Фуколовой, редактора отдела «Персонал» журнала «Секрет фирмы», основные замечания выпускников заключаются в следующем: «Главное замечание выпускников состоит в том, что, по их мнению, диплом программы MBA не обладает той ценностью, которая декларируется на рынке труда. Другое замечание состоит в том, что школа принимает на обучение всех, без отбора, в итоге слушателям приходится «сидеть в разношерстной компании». Отдельная группа замечаний связана с содержанием обучения. В частности, выпускники говорят о том, что теории в избытке, а кейсы не актуальны, без учета реальной ситуации рынка. Слушатели хотят быть ближе к преподавателю, не хватает коучингового подхода. Если в западных школах споры – это нормальное явление, то в российских бизнес-школах это не допускается».

Среди положительных моментов Юлия Фуколова отметила то, что «многие слушатели во время или после обучения меняют профессию, переходят работать в другую отрасль или создают собственный бизнес», а также то, что «большая часть слушателей готова порекомендовать свою бизнес-школу коллегам».

Юлия Зыкова, главный редактор журнала «Мир MBA», в своем выступлении затронула тему репутации бизнес-школ: «Репутация бизнес-школы – это ее нематериальный актив, и негативная оценка в рейтинге влияет на общее доверие к бизнес-школе и ее деловую репутацию. С другой стороны, репутация бизнес-школы, а равно как и качество образовательных услуг, могут быть оценены по примеру оценки репутации корпораций, рейтинги которых ежегодно составляются Pricewaterhouse Coopers, журналом Fortune и другими исследовательскими агентствами. Параметрами для оценки репутации бизнес-школ могут являться: исследовательская деятельность, публикации преподавателей в международных изданиях, наличие международной аккредитации, интернационализация, финансовые показатели деятельности, инфраструктура и другие параметры. При выборе или разработке критериев оценки можно обратиться к опыту рейтингования университетов мира QS или Times Higher Education». По мнению Юлии Зыковой, «комплексная оценка бизнес-школы позволит преодолеть понятийный плюрализм российского рынка бизнес-образования, так как оценивать отдельные программы MBA в России при их существующем разнообразии на рынке нецелесообразно. При этом оценка бизнес-школы должна проводиться со стороны академического сообщества, выпускников и всех заинтересованных сторон».

В рамках дискуссии удалось выяснить, как участники рынка бизнес-образования относятся к рейтингу программ MBA журнала «Секрет фирмы» и к рейтингам в целом, и какие критерии, по их мнению, следует учитывать в процессе рейтингования бизнес-школ и программ MBA. Однако вопрос о том, может ли быть удовлетворенность потребителя единственным показателем оценки качества бизнес-образования, остался открытым. Судя по всему, в ближайшее время участники российского рынка бизнес-образования всерьез задумаются о разработке критериев качества образовательных услуг.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!