Новости

Новости

Что отличает программы MBA от Executive MBA

07 Июля2014
Что отличает программы MBA от Executive MBA

Денег и желания явно недостаточно, чтобы учиться на программе ЕМВА – пишет профессор Сергей Мясоедов. Будущих студентов оценивают на зрелость мышления, поэтому отбор может быть весьма нестандартным. Какой «фейсконтроль» предусмотрен в бизнес-школах для кандидатов – читайте в статье.

Сергей Мясоедов, декан Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ


По всей России сегодня работает около 150 устоявшихся бизнес-школ. Среди них есть лидеры в разных сегментах рынка. Если мы будем брать только ценовую составляющую, мы непременно должны уточнить: это цена программы MBA или Executive MBA? Сравнивать эти две программы – все равно, что перемешивать будильники и наручные часы, это очень разные вещи.

Я знаю, что на рынке постоянно появляются функциональные курсы Executive MBA: Executive MBA-маркетинг, Executive MBA-финансы. Однако в понимании профессионалов Executive MBA в функциональной направленности – то, что Гоголь называл «сапоги всмятку»: полное непонимание жанра. Нам часто говорят «магистратура – тот же самый MBA». Когда люди не понимают, они начинают перемешивать, а потом начинают критиковать.

Программы MBA ориентированы на средний и средний + менеджмент, либо на тех, кто работает в функциональных отделах серьезных компаний: маркетинг, производство, HR, финансы и бухучет.

Например, люди работают в HR-отделе. Они хотят подняться, стать руководителями HR-отдела и приходят на программу MBA, где их учат управлению. Любая программа MBA по дереву цели имеет сложившуюся структуру большими мазками: у основания деловая среда бизнеса, немножко микроэкономики, ориентированной на управленцев, в отжимке, без академических посылов. Затем идет юридическая среда бизнеса – введение в правовую систему. Потом ствол продолжается курсом «менеджмент»: от него начинают идти веточки: бухучет, менеджмент финансов, менеджмент маркетинга, менеджмент персонала. Веточки выросли – все это объединяется в управление проектами, стратегический менеджмент и лидерство. Людям дают общий подход к менеджменту; в конце программы идет специализация (обычно она составляет около 100 часов).

Программа Executive MBA – это другой жанр. Она ориентирована на первых лиц компании, либо на людей, которые находятся «в кадровом резерве», то есть, готовы подняться выше уровня руководителя функционального подразделения на уровень руководителя компании.

Именно поэтому на программу Executive MBA существует особенно жесткий отбор. Здесь идет собеседование, в ходе которого выясняет: созрел ли человек для того, чтобы руководить компанией, действительно ли у них есть управленческое пространственное мышление.

Я много раз присутствовал на беседах, которые проводили наши бельгийские коллеги в рамках Антверпенской программы Executive MBA. Они могут задать абсолютно неожиданные вопросы: «а как Вы относитесь к музыке?», «а как Вы считаете, музыка Вам помогает в принятии управленческих решений?». При всей абсурдности связки между этим вопросом и бизнесом здесь есть очень серьезная основа: вы умеете нестандартно мыслить? Вас взяли и вывели из плоскости прикладного бизнеса, в котором вы работаете, задали вам неожиданный вопрос. Вы способны сразу среагировать и сформулировать некую убедительную позицию? Способны ли вы креативно мыслить?

Этих людей на входе «щупают» и под них строится совсем другая программа. В описании она может быть похожа. Названия предметов могут звучать очень близко и похоже. Но смысл программы – не научить управлению и не дать конкретные знания по функции, а поднять людей над функциями, расширить сознание.

Представим, что вы были директором по маркетингу, а потом пришли в руководство компании. Что произойдет? Вы говорите о стратегии компании, но все время пытаетесь перетянуть одеяло в сторону маркетинга, в рамках которого вы отработали последние десять лет.

Над этим надо подняться. Надо увидеть перспективу компании. И акцент на программе Executive MBA – это всегда стратегия и развитие личного креативного потенциала.

Есть много тренингов: по управлению временем, по снятию стресса, по искусству презентации, по развитию лидерского потенциала и прочих вещей, связанных с высшим пилотажем управления. Программа Executive MBA – это как консерватория для очень хорошего музыканта: ему помогают отточить личное мастерство и плюс к этому учат смотреть на систему извне системы, ведь изнутри системы она не реформируется.

Чтобы провести серьезную реформу в компании, вы должны подняться на высоту птичьего полета, посмотреть на компанию со стороны, оторваться от ежедневных проблем и, тем более, от связки с функциями. Это установка программы Executive MBA.

Программа EMBA четко ориентирована на развитие личного лидерского и стратегического потенциала и на аутфункциальную деспециализацию – это первая отличительная особенность Executive MBA от MBA.

Вторая отличительная особенность заключается в том, что на программе Executive MBA представителей среднего менеджмента быть не должно. Здесь очень важна гомогенность состава группы. Гетерогенная группа (где есть представители малого бизнеса и крупного бизнеса, люди, занимающие средние должности в компании и топ-менеджеры) является деструктивной.

Если я работаю в отделе маркетинга, чего я хочу? Я хочу получить практические знания, которые я завтра принесу к себе в компанию, внедрю, это даст дополнительную прибыль, меня заметят начальники, поощрят – карьерный рост и т. д. Я работаю на функции и мне нужны конкретные инструменты, повышающие продажи.

Как только вы поднялись на уровень руководителя компании, вас начинает интересовать стратегия. Продажами у вас занимается директор по продажам. И технология его работы вам уже не нужна. Представьте, что в группе окажутся представители среднего менеджмента и руководители, которым нужна стратегия (которая с точки зрения среднего менеджмента – это болтовня, не позволяющая продвигаться). А для руководителей технологии работы – это потеря времени.

Поэтому хорошая программа Executive MBA всегда гомогенна и ориентирована на людей, которые либо уже работают в руководстве компании, либо переходят в руководство компании.

Если программа Executive MBA ориентирована на деспециализацию, на обмен опытом, на личностное развитие, на выработку стратегического видения, если она имеет гомогенный состав и подпирается очень сильной командой преподавателей, сыгранной за долгие годы, она становится тем продуктом, который обеспечивает очень серьезные карьерные возможности.


Интервью опубликовано на портале Executive.ru

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!