Новости

Новости

Современный медиаменеджмент: повышение квалификации для управленцев и сотрудников

17 Июля2014
Современный медиаменеджмент: повышение квалификации для управленцев и сотрудников

Директор Центра современного медиаменеджмента РАНХиГС, к.и.н. Олег Ходенков дал интервью, в котором рассказал о программах повышения квалификации профессионалов сферы медиа и перспективах развития индустрии.

– Как возникла идея создания Центра современного медиаменеджмента в РАНХиГС?

– Центр был создан в Президентской академии два года назад как совместный проект с Гильдией издателей периодической печати (ГИПП). Ректор нашей Академии Владимир Александрович Мау поддержал идею создания центра, ориентированного на повышение квалификации и переподготовку медийных работников. Основной акцент решено было сделать на региональных СМИ. Директором назначили меня, поскольку являюсь вице-президентом по образованию и кадрам в ГИПП, а также имею достаточно большой практический опыт в сфере медиа и образования.

Сегодня региональные СМИ серьезно отстают от центральных московских медиа. Проблема не только в различии рынков по контенту и финансовому состоянию. Например, там нет такого объема рекламы как в Москве, Санкт-Петербурге или других городах-миллионниках, где хорошую подпитку медиарынку дают местные рекламные рынки. Проблема и в кадрах, в их недостаточной подготовке и квалификации. Все это создает проблему для медиаиндустрии в целом, поскольку она развивается на базе не только крупных медиакомпаний, но и средних и мелких медиа, основную массу которых составляют региональные СМИ. Этот разрыв в развитии лидеров рынка и основной массы СМИ волнует Гильдию издателей. Поэтому и было принято решение о создании структуры, способной сконцентрироваться на подготовке и переподготовке медийных кадров. При выборе партнера в этом проекте сомнений не было. РАНХиГС обладает огромным опытом в подготовке и переподготовке управленческих кадров для различных отраслей российской экономики.

– На кого ориентированы программы Центра?

– Мы разработали и предложили рынку несколько программ повышения квалификации, прежде всего, для региональных издателей, редакторов и других участников медиарынка в регионах. Это не значит, что у нас не могут проходить обучение представители московской медиаиндустрии, они могут и участвуют, но главный акцент сделан все-таки на регионы.

При разработке программ мы ориентируемся на спрос со стороны регионов и постоянно корректируем учебные планы, исходя из сегодняшних потребностей. Тем самым во многом обеспечивается эффективность и востребованность программ Центра. Например, в весеннем цикле этого года мы работали с представителями подмосковных СМИ, которые обозначили заинтересованность в таких темах, как управление мультимедийной редакцией, маркетинг, продвижение, продажи и визуализация контента. Для подмосковных СМИ эти темы очень актуальны, поскольку они все больше двигаются в сторону интернет-формата. Наряду с печатными СМИ выстраивается стратегическое направление мультимедийных, цифровых СМИ, а современный контент все больше приобретает характер визуального образа.

Программа «Управление современной мультимедийной редакцией» ориентирована на директоров и главных редакторов; программа «Управление маркетингом и продажами мультимедийных СМИ» – для тех, кто занимается продвижением и продажами контента и других продуктов местных и региональных СМИ. Мы обучаем не только управленцев. Если говорить о программе «Управление дизайном и визуализацией контента СМИ», то на ней могут обучаться как директора, ответственные редакторы, так и дизайнеры, и другие сотрудники. Эта программа достаточно практически ориентированная.

Кроме того, необходимо понимать, что наши слушатели из регионов работают в не очень больших медийных организациях, это такие многостаночники и в определенной степени универсалы. У нас были случаи, когда, прослушав одну программу, те же слушатели потом приезжают на другую. Мы рассказываем о проектах и продуктах, которые сейчас запускаются на рынке, а также о полезных трендах. Преподаватели программ Центра периодически выезжают за границу для участия в конференциях, значительных медийных событиях, а потом полученный опыт передают нашим слушателям.

– В чем особенность, уникальность предлагаемых программ?

– Уникальность программ в том, что, во-первых, акцент в них сделан на изучение современных мультимедийных СМИ, тех медиа, которые сейчас активно развиваются. Во-вторых, программы Центра – это единственные программы на московском медиарынке, которые реализуются полностью в формате «профессионалы для профессионалов». В-третьих, эти программы рассчитаны на разные уровни медиаменеджеров начиная от директоров по отдельным направлениям (например, по маркетингу, рекламе, продажам) и заканчивая главным редактором, генеральным директором. Учитывается уровень и профессиональный интерес поступивших слушателей.

Все программы Центра отличает специально подобранный преподавательский состав – дисциплины преподают практики современного медиарынка, успешные профессионалы. Это редакторы, главные редакторы, директора, их заместители, генеральные директора, обладающие большим опытом работы в новых, мультимедийных условиях. Их, конечно, нелегко отвлечь от работы, но многие преподают еще и потому, что понимают свою ответственность: они состоялись как медийные руководители и хотят передать свой опыт.

Мы идем в ногу со временем и отлично осознаем потребности наших слушателей. Программы ограничены по срокам, и те, кто приезжает на обучение, хотят получить, наряду с базовыми установками, практические советы и рекомендации – как и что делать, какие шаги предпринимать, как действовать.

– Какова стоимость обучения и есть ли возможность получить скидку?

– Стоимость составляет 27 тыс. руб. за 72 часа и 15 тыс. руб. за 24 часа (без учета дороги и проживания). Слушатели, представляющие СМИ, которое является членом ГИПП, получают скидку 10%. Это сделано для того, чтобы стимулировать, прежде всего, средние и мелкие СМИ из числа участников ГИПП.

– Программы повышения квалификации имеют аккредитацию?

– Да, конечно, для программ разработано подробное содержание, и они получили аккредитацию в РАНХиГС.

– Какой документ получает выпускник программы? По итогам обучения слушатели сдают экзамены или защищают проекты?

– Все программы заканчиваются прохождением тестовых заданий, по итогам которых слушатели получают удостоверение о повышении квалификации Президентской академии. Требования к выпускникам высокие и полностью соответствуют всем стандартам, принятым в Академии.

– Каков формат преподавания – это лекции или практические кейсы? Какова инфраструктура для слушателей программ?

– Программы имеют многовекторный формат, они построены как лекционно-кейсовые занятия. В лекционные дни слушатели обучаются стандартно по 8 часов в день. В рамках программ специально предусмотрены и практические занятия. Наши слушатели посещают ведущие московские медийные компании, где могут непосредственно наблюдать, как работает современный интегрированный мультимедийный офис.

Для мастер-классов в рамках программ мы можем пользоваться мультимедийными и редакционными ресурсами ведущих членов ГИПП, поскольку это совместный с Гильдией проект. Например, у слушателей есть возможность посмотреть, как работает холдинг «Вечерняя Москва», где есть и мультимедийная редакция, свое ТВ и даже радио, или познакомиться с функционированием «Комсомольской правды» или «Российской газеты». Учащиеся могут понаблюдать за выстроенной работой дирекции по маркетингу и продажам издательского дома «Аргументы и Факты», у которого большая региональная сеть.

Мы хотим, чтобы слушатели наших программ трансформировали в итоге опыт лидеров медиаиндустрии в практику своей небольшой компании. Эта задача, несомненно, не простая, но она заставляет их внимательно относиться к занятиям, активно обращаться к специальной литературе.

– Как проходит набор на программы?

– Как правило, группа формируется из слушателей от корпоративного заказчика, а также из слушателей, пришедших непосредственно с рынка. Оптимальное количество обучающихся на курсе – 15-20 человек. Это связано в том числе с тем, что в рамках программ проходят мастер-классы. Данный формат ограничивает количество слушателей, которые могут посетить работающие редакции и медиакомпании в целом.

– Собираются ли отклики по итогам проведенных курсов программ и сведения об изменениях в компаниях, где работают слушатели?

– Конечно, отклики на наши программы собираются и анализируются. Но лучшим откликом является увеличение заявок на обучение. Весной этого года главным заказчиком образовательных программ Центра стали подмосковные СМИ, с которыми мы провели отдельный тестовый семинар еще в прошлом году. И те директора и главные редакторы, кто обучался у нас в прошлом году, стали активно присылать своих коллег на программы весеннего цикла.

Наши выпускники заполняют анкеты, которые анализируются, и мы делаем вывод, какую тему нужно усилить и расширить, какие практические вопросы разобрать более подробно. Анализируем отклики и о преподавателях программ.

– Что можно сказать о пуле преподавателей на программах – это сформированный состав?

– Пул преподавателей по всем направлениям и темам уже сформирован. Но поскольку все они практики, то есть работают и не всегда могут быть привлечены, поэтому мы стараемся по каждой теме иметь несколько экспертов. Приглашаем и новых, постоянно пополняя список. Но мы обязательно ставим фильтр, ведь не всегда успешный менеджер может быть успешным преподавателем. Приглашенный эксперт должен обладать определенными навыками и методикой преподавания.

И у нас есть «звезды», которые великолепно адаптируются к любой аудитории и, что называется, держат внимание. Среди них Юрий Звягинцев – шеф-редактор региональных мультимедийных проектов издательского дома Hearst Shkulev Media; Всеволод Пуля – управляющий редактор мультимедийного проекта Russia Beyond the Headlines «Российской газеты»; Марина Мишункина – заместитель генерального директора по продажам издательского дома «АиФ»; Светлана Зубарева – директор по маркетингу издательского дома Bauer Media; Алексей Коньков – арт-директор газеты «Мой район», один из лучших медийных дизайнеров в России, и другие.

– Если говорить о перспективах на будущее, есть ли в планах привлечение коллег из зарубежных издательств?

– В этом нет проблем, я долгое время возглавлял издательские дома «Эксперт», РБК, был заместителем гендиректора медиахолдинга «Проф-Медиа» и имею определенные профессиональные связи для этого. Но вопрос в том, что для программ повышения квалификации медийных работников пока нет смысла приглашать западных специалистов. Это дорого и не совсем эффективно, ведь это два разных мира. Слушатели наших программ нацелены на решение практических задач сегодняшнего дня, и им нужен, передовой, но, прежде всего, российский опыт.

В то же время эта тема актуальна для программы медиа MBA или магистратуры, где уже западные эксперты и преподаватели могут быть весьма эффективны и востребованы. Например, интересен опыт медиаиндустрии Германии, где наблюдается успешное движение традиционных СМИ в сторону мультимедийности, интересен их опыт выстраивания взаимодействия с поисковиками и социальными сетями.

– Одна из программ Центра – «Управление современной мультимедийной редакцией». Что она собой представляет, и какие знания получат ее слушатели?

– Программа состоит из нескольких блоков. Перечислю главные из них. 1. Основные тенденции развития современных медиа. 2. Управление контентом, разработка традиционного текстового контента, а также новые приемы и подходы, визуализация современного контента. 3. Продажа контента.

Таким образом, слушателям, обучающимся по программе «Управление современной мультимедийной редакцией», мы, во-первых, даем понимание, в какую сторону двигается современная медиаиндустрия; во-вторых, – как работать с контентом, какие есть новые приемы, подходы, готовые матрицы и так далее – для организации мультимедийной редакции. В-третьих, мы даем понимание, как выстраивать отношения с рекламными продающими службами, чтобы произошла монетизация контента.

– Эта программа только для управленцев или по ней могут пройти обучение и корреспонденты?

– Все слушатели должны иметь высшее образование, иначе они не смогут получить удостоверение Академии, ведь это повышение квалификации уже специалистов с высшим образованием. Конечно, программа рассчитана прежде всего на руководителей, но ее смогут пройти и корреспонденты, желающие развиваться в управленческой сфере.

– Представители каких известных СМИ уже завершили обучение в Центре?

– В Центре прошли обучение представители СМИ многих регионов. Это и слушатели из крупных региональных медиахолдингов и издательских домов «Подмосковье», «Татмедиа», «Сахамедиа», и представители отдельных СМИ – «Российская газета», «Теленеделя», «Солидарность» и другие.

– Какие тенденции можно выделить на современном медиарынке?

– В последнее время определился интересный тренд, который указывает на активное развитие корпоративных медиа. Эта тема интересна и на слуху. Крупные компании и организации все активнее начинают издавать журналы или создают интернет-порталы, которые нацелены на внутреннюю и внешнюю среду.

По этой теме к нам неоднократно обращались представители разных компаний, и в итоге мы подготовили специальную программу «Управление PR и корпоративными медиа в государственных и коммерческих организациях» совместно с Ассоциацией корпоративных медиа России (АКМР) и уже готовы предложить ее рынку. Лекции будут читать эксперты по PR крупных компаний и государственных организаций, эксперты и лидеры этой сферы. В рамках данной программы разработан блок тем, связанных непосредственно с подготовкой и выпуском корпоративных медиа, а также с тем, как вообще встраивать корпоративные медиа в коммуникационную политику компании или организации.

– Когда начинается набор на программы Центра современного медиаменеджмента РАНХиГС? Где об этом могут узнать желающие пройти повышение квалификации?

– График набора на осенний цикл программ скоро будет представлен на сайте РАНХиГС и Института «Высшая школа государственного управления» (ВШГУ). Традиционно мы проводим осенний и весенний наборы.

Консультации по вопросам обучения и регистрация на программы повышения квалификации можно получить, обратившись по E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по тел.: +7 926 525-06-64.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!