Новости

Новости

Ратификация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции: борьба с коррупцией или имитация

06 Октября2014
Ратификация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции: борьба с коррупцией или имитация

В Президентской академии провели открытую лекцию «Ратификация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции: борьба с коррупцией или имитация». Экспертом выступил заместитель начальника Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции, заслуженный юрист РФ, профессор, д.ю.н. Валентин Михайлов.

Перед лекцией проректор РАНХиГС, директор Института «Высшая школа государственного управления» (ВШГУ) РАНХиГС Дмитрий Буташин сообщил: «Мы начинаем цикл лекций и семинаров, которые будем проводить на регулярной основе, приглашая крупных государственных руководителей и экспертов. Надеюсь, что эта лекция будет не только полезна, но и интересна». Проректор уточнил, что с Валентином Михайловым Президентская академия уже долго и успешно сотрудничает. Лектор является одним из основных идеологов Стратегии противодействия коррупции в стране, разработчиком всех основных нормативных документов.

В рамках встречи была рассмотрена возможность внедрения статьи 20 Конвенции против коррупции в российское законодательство и международная ситуация принятия документа и статьи. Валентин Михайлов поделился знанием и мнением относительно проблематики, рассказал об истории создания конвенции и обсуждении принятия статьи в российской практике. На лекции затронули вопрос юридической силы статьи и пояснили опасность механического переноса стандартов одного социума на другой.

Эксперт участвовал в подготовке Конвенции против коррупции и уточнил, что обсуждаемая тема интересна не только с точки зрения академических проблем, но и сама по себе в силу различных обстоятельств. О статье 20 в стране сложились разные мнения как на политическом, так и на обывательском уровне. В Госдуме есть несколько проектов, в которых предлагается ратифицировать эту статью и принять соответствующие юридические акты для искоренения коррупции. Существует утверждение, что текст статьи является простым и недвусмысленным, но спикер обратил внимание присутствующих на ряд элементов текста с точки зрения юридической техники. Например, учитывается только то, что должностное лицо сумело или не сумело доказать.

«Если обратиться к истории и содержанию этой статьи – все не так просто и однозначно», – отметил Валентин Михайлов. Обсуждаемая статья появилась в Конвенции как следствие настойчивой позиции делегации Перу. Текст начали разрабатывать в 1999–2001 гг., когда в Перу произошла смена власти. Новые правители считали, что смогут получить доказательства причастности бывшего президента страны к хищениям государственных средств и таким образом их вернуть. Но доказательства собрать не удалось, а ситуация переросла в политическую плоскость. В итоге делегация, которая работала над Конвенцией, получила политическое указание включить в документ такую статью, которая позволяла бы вернуть деньги, сообщил лектор.

Затем делегация Перу еще многократно вносила различные предложения. Другие же постоянно обращали внимание, что такое незаконное обогащение не может быть основанием уголовной ответственности. С юридической точки зрения, в статье 20 Конвенции речь идет о результате, а не о действии. Согласно УК РФ человек наказывается за деяние, а не за результат, поскольку при одном результате ответственность определяется в зависимости от совершенных действий. Кроме этого, в международных документах есть положения различной степени директивности. Есть нормы, которые обязывают государства криминализировать то или иное деяние. Государства также могут признать деяние преступлением в силу ряда обстоятельств. Кроме этого, государство может только рассмотреть возможность соответствующих контактов. «В результате использования этих трех ограничений юридическая сила статьи 20 с точки зрения оперативности практически ничтожна», – отметил эксперт.

Любая норма должна соответствовать единым представлениям народа о правильном или неправильном поведении, ведь то, что в одних культурах благо, в других – нет. «Вопрос законодательного закрепления стандартов поведения не может стоять на первом месте, – подчеркнул Валентин Михайлов. – Сначала следует провести большую просветительскую работу». Необходимо, чтобы определенное поведение осуждалось большинством, а потом уже переходить к закону. Это подтверждают геополитические события последних 3-4 лет в странах арабского мира и соседних с Россией, когда пытались навязать стандарты в течение максимально быстрого времени. Любой стандарт поведения имеет разные стороны, и на практике инициаторы приходят не к тому, что задумывали, отмечает спикер.

«Мы выполнили обязательство и рассматривали возможность внедрения статьи 20 в наше законодательство», – сказал эксперт. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию полностью без каких-либо оговорок, в том числе и статью 20 еще в 2006 г. Затем в июне №153-ФЗ были внесены изменения в статьи 11-12 УК РФ, которые касались юрисдикции. Появился очень важный тезис в кодексе: преступлением признается любое деяние, которое совершено против интересов РФ. Другой важный момент – государство осуществляет ратификацию один раз. По этим основаниям предложение о внесении изменений в закон о ратификации не могло быть реализовано. В соответствии с ФЗ о международных договорах РФ закон о ратификации вносят и изменяют Президент или Правительство. При этом законы о ратификации конвенции и статьи определяются госпроцедурами. Еще один аспект касается переноса времени доказывания. «Так что и по этим параметрам получатся, что вопрос о ратификации не может быть осуществлен», – заключил Валентин Михайлов.

«Итак, вопрос о внедрении в наше законодательство и юридическую практику статьи 20 невыполним по ряду обстоятельств: речь идет о последствиях, а не о деяниях; не ясно, в рамках какой процедуры будет проходить доказывание (уголовной или гражданско-правовой); по большому счету за незаконное обогащение у нас уже установлена уголовная ответственность, другой вопрос – как мы используем существующие правовые нормы», – резюмировал спикер. Распространены обсуждения о том, что многие государства эти антикоррупционные нормы ратифицировали. Эксперт поделился: «Мне известно одно государство, которое приняло эту норму, и то по политическим причинам, это Китай. Во всех других странах есть нормы, отражающие идею статьи 20 и не более того».

Лекцию организовал Институт «Высшая школа государственного управления» (ВШГУ) РАНХиГС.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!