Новости

Новости

Президентская академия занялась мерами по повышению эффективности госслужбы

16 Октября2014
Президентская академия занялась мерами по повышению эффективности госслужбы

По государственному поручению в РАНХиГС проводятся научно-исследовательские работы для выработки рекомендаций по улучшению показателей органов госслужбы. В Академии при Президенте РФ обсудили ключевые проблемы, ограничивающие результативность и эффективность государственной службы в Российской Федерации. Состоялся научно-практический семинар «Повышение результативности государственной службы: оптимизация, нормирование численности, мотивация».

Собравшихся приветствовал ректор РАНХиГС Владимир Мау. Результаты подготовленных и представленных научных работ будут учтены в образовательной деятельности Академии. Итоги семинара могут стать основой для формирования соответствующих магистерских программ РАНХиГС, отметил ректор.

Директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Южаков сообщил, что, несмотря на значительные усилия по реформированию государственной службы в течение последних десяти лет, многие проблемы сохранились. Одним из ключевых факторов, снижающих эффект от реализации мероприятий данных программ, по-прежнему является недостаточная нацеленность государственной службы на достижение конечных, общественно значимых результатов. Создание стимулов к повышению результативности государственной службы является центральной идеей реализации всех трех представленных для обсуждения научно-исследовательских работ.

Среди препятствий к росту результативности и реальному внедрению современных кадровых технологий на государственной службе были названы диспропорции в должностной структуре федеральных органов исполнительной власти.

Эксперт Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС, генеральный директор «ЦЭФК Груп» О.В. Александров сообщил, что, по данным более 40 федеральных органов исполнительной власти, на долю управленческого звена и обеспечивающего персонала приходится более двух третей замещенных должностей государственной гражданской службы. При этом в реализации государственных программ и непрограммных видов деятельности принимают участие лишь около трети государственных гражданских служащих.

Даже при отнесении к данной категории начальников и заместителей начальников отделов, совокупная доля «основного персонала» федеральных органов исполнительной власти составляет в среднем не более 50%. Таким образом, кадровый потенциал для достижения результатов деятельности государственных органов весьма ограничен.

Изменение должностной структуры федеральных органов исполнительной власти с увеличением доли основного персонала позволит повысить результативность государственной службы. Это также создаст условия для внедрения иных изменений, в том числе профессионально-квалификационных требований. В ходе обсуждения вариантов решения данной проблемы в качестве одной из альтернатив было предложено установление диапазона приемлемой доли административно-управленческого персонала для федеральных органов исполнительной власти. Другой мерой может стать сокращение избыточной численности административно-управленческого персонала с помощью инструментов оценки кадровых потребностей на уровне федеральных органов исполнительной власти.

Заместитель директора Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС Е.И. Добролюбова предложила рассматривать данный инструмент нормирования численности в более широком смысле – не как методику расчета оптимальной численности служащих, а как инструмент оценки перспективной потребности в кадрах. Данный инструмент является частью системы стратегического кадрового менеджмента в федеральных органах исполнительной власти.

Предложенный подход поддержали коллеги из региональных филиалов РАНХиГС. Они рассказали о своем опыте реализации проектов по нормированию численности государственных гражданских служащих на региональном уровне. «Применение метода нормирования, учитывающего динамичные изменения в административных процедурах и результаты исполнения государственных функций, является важным фактором повышения результативности государственной службы», – считает декан факультета управления Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС М.А. Овакимян.

По результатам полевых исследований, проведенных Вологодским филиалом РАНХиГС, были разработаны и апробированы полезные методические подходы к проведению нормирования численности государственных служащих.

Важнейшее условие повышения результативности государственной гражданской службы – совершенствование системы материального стимулирования. По предварительным результатам исследований, на долю «стимулирующих» выплат приходится около трети расходов на денежное вознаграждение государственных гражданских служащих.

В настоящее время распределение стимулирующих выплат и оценка результатов профессиональной служебной деятельности в значительной степени зависят от усмотрения непосредственного руководителя государственного гражданского служащего и являются непрозрачными. Это подтверждает практика федеральных органов исполнительной власти (доклад Е.И. Добролюбовой) и субъектов Российской Федерации (доклад в.н.с. Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС Л.Н. Татариновой). При этом факт премирования часто отражает не достижение каких-либо результатов, а отсутствие дисциплинарных взысканий.

Для эффективной системы оплаты труда необходимо обеспечить прозрачность и качество системы оценки результатов профессиональной служебной деятельности, а также связать объемы стимулирующих выплат с реальными результатами деятельности органа государственной власти в целом. Кроме этого, важно учесть риски и возможности развития оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Эти показатели выявлены в практической деятельности и обозначены в докладе в.н.с. Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС Е.В. Масленниковой.

По итогам проведения семинара все рассматриваемые направления повышения результативности государственной службы были признаны целесообразными для дальнейшей научной проработки. В работе научно-практического семинара приняли участие представители Минфина России, Минэкономразвития России, широкого круга научных и экспертных организаций.

Совещание организовал Центр технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. Семинар основан на данных научно-исследовательских работ государственного задания РАНХиГС 2014 г. по следующим темам: «Повышение эффективности государственной службы и оптимизации численности ее кадрового состава»; «Разработка рекомендаций по нормированию численности федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб и федеральных агентств, осуществляющих государственные функции по контролю (надзору) и предоставлению государственных услуг»; «Подготовка предложений о различных способах материального стимулирования на государственной гражданской службе».

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!