Новости

Новости

Игорь Бухаров: Наша задача – сделать выпускника востребованным

09 Декабря2014
Игорь Бухаров: Наша задача – сделать выпускника востребованным

Декан Факультета гостиничного и ресторанного бизнеса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров рассказал об обучении на факультете и современных требованиях к специалистам.

– На что в первую очередь ориентирован Факультет гостиничного и ресторанного бизнеса, каковы принципы обучения?

– Для современного российского ресторанного бизнеса именно проблема кадров остается наиболее острой. Это связано с тем, что в стране недостаточно развита система подготовки персонала в данной сфере, отвечающая современным требованиям бизнеса.

Мы работаем в современном формате ресторанного бизнеса всего 20 лет, и это необходимо учитывать. Образование нужно направлять на то, чтобы человек получил достаточно информации, знаний, практических навыков, а не просто диплом. Когда выпускник придет на производство или задумает открыть собственный бизнес, то у него для этого должны быть прочные знания. Наша задача – научить выпускника работать, сделать его востребованным. Мы еще в начале пути, но у нас уже есть достаточно большой авторитет в отрасли.

Факультет сегодня должен работать на перспективу, на опережение, а не использовать старые схемы. Ко времени окончания обучения наш выпускник уже будет готовым специалистом, ему не нужно будет переучиваться на рабочем месте, а владельцу – не нужно тратить время и деньги на его переобучение.

– Одна из особенностей Факультета гостиничного и ресторанного бизнеса РАНХиГС – привлечение специалистов-практиков?

– В 2014 г. на программы высшего образования факультета был осуществлен третий набор. За этот период на факультете сформировался уникальный преподавательский состав из ведущих специалистов отрасли, принимающих активное участие в учебном процессе. В программе бакалавриата задействовано большое количество преподавателей-практиков, они известны, обладают огромным опытом и готовы им делиться. Это заместители заведующего кафедрой «Менеджмент в индустрии гостеприимства» РАНХиГС:

  • известный ресторатор, автор известных бестселлеров, руководитель агентства «РестКонсалт» Сергей Миронов;
  • вице-президенты Федерации рестораторов и отельеров – генеральный директор «Альянс Отель Менеджмент», инициатор создания профессионального журнала «Гостиница и ресторан: бизнес и управление» Вадим Прасов и руководитель образовательного модуля «Управление доходами предприятий индустрии гостеприимства» РАНХиГС Сергей Колесников.

Коллеги проводят не только мастер-классы, они ведут большие серьезные курсы для студентов, руководят их практикой. Например, Сергей Миронов ведет курс по ресторанному делу, Вадим Прасов – по операционной деятельности гостиничных предприятий, Сергей Колесников – по управлению доходами гостиничных предприятий.

Студенты факультета имеют возможность отрабатывать практические навыки на различных позициях в гостиничных и ресторанных предприятиях. Кстати, в 2014 г. студенты работали на гостиничных и ресторанных объектах Сочи во время Олимпиады и получили высокую оценку со стороны руководства этих объектов. Специфика бизнеса такова, что помимо основных, нужны параллельные знания из совершенно разных областей: это и экономика, и знание законодательной базы, финансового документооборота предприятий сферы гостеприимства.

– Какие навыки и знания получит выпускник факультета?

– Мы добиваемся того, чтобы кроме теоретической базы студенты получали реальные знания из практики. В программе бакалавриата мы объединили гостиничный и ресторанный бизнес в единую систему. Так принято во всем мире. В России же сложилась ситуация, при которой за предприятия питания отвечает Минпромторг, а за гостиницы, например в Москве, отвечает Департамент туризма.

Специфика будущей профессиональной деятельности выпускников бакалавриата Факультета гостиничного и ресторанного бизнеса РАНХиГС требует освоения ими современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда. Обеспечить высокий уровень подготовки будущих специалистов для индустрии гостеприимства, их конкурентоспособность и готовность к высокопроизводительному труду возможно в рамках программы прикладного бакалавриата. Основной упор в программе сделан на профессиональные стандарты отрасли, обобщающие требования работодателей к подготовке специалистов различных уровней квалификации. При этом учитывается практический опыт и перспективы развития рынка труда в сфере гостеприимства.

– Каковы ближайшие планы факультета?

– У нас в планах – создание фуд-корта, где студенты могут воплощать свои концепции, пытаться продавать и осваивать сферу предпринимательства. Создание show-room (демонстрационного зала) ресторана на базе РАНХиГС, где Федерация рестораторов и отельеров, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий представят последние разработки в сфере автоматизации индустрии гостеприимства.

Студенты получат возможность изучить характеристики гостинично-ресторанного бизнеса и автоматизированного управления наглядно, в процессе. Они изучат многочисленные особенности автоматизированного управления гостинично-ресторанного бизнеса на примере нескольких программ, изучат работу различного торгового оборудования: фискальные регистраторы, авторизаторы безналичных платежей, программируемые клавиатуры, touch-screen-мониторы, дисплеи покупателей, кухонные принтеры заказов. Студенты смогут попробовать себя на специализированных персональных рабочих местах администратора автоматизированной системы управления торговым процессом, менеджера смены, кассира, официанта, бармена.

Учитывая специфику бизнеса, мы уделяем большое внимание изучению иностранных языков. Ведь большое количество учебной литературы написано на английском, французском, немецком, испанском, итальянском языках. Это языки, на которых говорят все гастрономические страны. К выпуску наши выпускники в обязательном порядке владеют двумя языками.

– В профессиональном сообществе обсуждается идея – учитывать статистику трудоустройства выпускников в качестве одного из критериев оценки эффективности вуза.

– Я с этим полностью согласен. Конечно, показатель того, может ли выпускник вуза сразу после его окончания найти себе работу или вынужден идти на биржу труда, очень существенный. Не секрет, что у нас по стране расплодилось огромное количество весьма сомнительных факультетов различных вузов, которые не имеют контактов с бизнесом и, по сути, обманывают студентов и их родителей. В итоге получается, что и профессия популярная, и вуз прошел госаккредитацию, выдал диплом, а выпускник не может найти работу даже не по специальности. Вообще, большинство людей, которые сделали карьеру в ресторанном и гостиничном бизнесе, обязательно начинали как ученики практиков, а потом уже восполняли пробелы в теоретических знаниях. В этом смысле наш факультет как раз ориентирован и на практику в том числе. Мы понимаем, что это важно.

– Назовите наиболее известные гостиницы, отели, в которых проходят практику ваши студенты.

– Это отель «Хилтон Ленинградская» в Москве, гостиницы «Холидей Инн», «Марриотт Тверская», «Марриотт Гранд», «Марриотт Роял Аврора». Все наши преподаватели-практики занимают высокие должности на предприятиях, поэтому вопрос прохождения практики и последующего трудоустройства для выпускников практически решен.

– Есть ли международные стажировки для студентов?

– У нас есть языковые стажировки в Великобритании, Италии, других странах. Что касается магистерских программ, то здесь, на наш взгляд, стажировка просто обязательна, в том числе и за рубежом. Причем место стажировки – это не только образовательное учреждение, это может быть, например, виноградник, место, где можно узнать весь технологический процесс изготовления вина.

– Назовите первоочередные задачи индустрии гостеприимства на сегодня.

– Первое, как я уже отмечал, это персонал. Глобальная задача – популяризация «ресторанных» профессий для подрастающего поколения. Отрасль должна быть привлекательна, как сейчас популярны нефтянка и строительство, должна быть прозрачна с точки зрения карьеры и зарплат для будущих выпускников вузов. А поскольку есть потребность в качественном персонале, наша задача – сделать индустрию максимально привлекательной. Для этого сегодня мы занимаемся вопросом профессиональных стандартов и сертификации.

Вторая глобальная задача – вывести индустрию гостеприимства в приоритетное направление государственной политики. Отрасль очень технологична и занимает очень большое количество людей, это отрасль с очень быстрым оборотом денег. Мы стремимся убедить государство посмотреть на индустрию по-другому и дать ей приоритет.

– Как запрет на ввоз ряда импортных продуктов питания отразится на ресторанном бизнесе в нашей стране?

– Санкции только подтолкнут нас к развитию бизнеса и переосмыслению накопленного опыта. Многие рестораторы готовы поднимать и пересматривать старые рецепты, придумывать что-то новое, используя технологии, которые есть в Европе и США.

– Многие ли вузы в Москве готовят специалистов гостинично-ресторанного бизнеса?

– В Москве годовой выпуск вузов и колледжей в нашей сфере составляет порядка 4 тысяч человек. А реально трудоустраиваются в ресторанах, гостиницах человек 500, восьмая часть. Плюс страшная текучка – 65 % в год – среди этих все-таки трудоустроившихся.

На сегодня проблема с персоналом не исчерпана, и в ближайшие 20 лет она будет актуальна. Сфера гостеприимства растет, соответственно, кадры необходимо готовить постоянно. Но проблема в том, что зачастую студентов готовят люди, далекие от практики. За качество образования я могу ответить только в нашем вузе.

– Сколько стоит обучение на факультете, и есть ли бюджетные места?

– Стоимость обучения по программам бакалавриата с этого года составляет 200 тыс. рублей. Такая цена обусловлена сильным преподавательским составом, серьезной базой практик, наличием собственных учебных разработок. Мы разрабатываем свои учебные пособия. Например, наш преподаватель, совладелец сети ресторанов Сергей Миронов опубликовал два учебника: «Как вывести ресторан из жесткого кризиса» и «Продвижение ресторана». Мы подготовили и используем в учебном процессе учебные фильмы по стандартам обслуживания в гостиницах и ресторанах.

Несмотря на высокую стоимость обучения, мы ежегодно набираем полный курс студентов, это порядка 50–60 человек, из которых 5 человек учатся на бюджетных местах.

– Какой документ получит выпускник первого высшего образования на вашем факультете?

– Это диплом с квалификацией бакалавр, направление «Менеджмент», профиль «Менеджмент в гостиничном ресторанном бизнесе». В планах – студенты будут проходить сертификацию на подтверждение своей профессиональной пригодности в индустрии гостеприимства. Этим мы планируем заниматься совместно с Федерацией рестораторов и отельеров.

– Какова продолжительность и формы обучения по программе?

– Обучение очное, продолжительность – 4 года. Со следующего года планируется добавить очно-заочную форму обучения. Также есть программа профессиональной переподготовки «Управление бизнесом в индустрии гостеприимства», которая состоит из пяти модулей и рассчитана на 1 год.

– Куда и в какие сроки может обратиться абитуриент?

– Контактные данные и уточняющая информация есть на сайте Факультета гостиничного и ресторанного бизнеса РАНХиГС, а также факультет представлен на сайте Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, в рамках которого он работает.

Каждую третью субботу месяца в 12:00 мы проводим Дни открытых дверей, которые могут посетить все интересующиеся, почувствовать нашу атмосферу, познакомиться с преподавателями и пообщаться со студентами.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!