Новости

Новости

Big Data в социологии: дань моде или вызов времени?

16 Марта2015
Big Data в социологии: дань моде или вызов времени?

12–13 марта в Президентской академии состоялась V международная социологическая Грушинская конференция «Большая социология: расширение пространства данных». На мероприятии обсудили, насколько большой социологии необходимы «большие данные».

Конференцию, в рамках которой прошли дискуссии и десятки мероприятий, организовали совместно РАНХиГС, ВЦИОМ, Фонд ВЦИОМ. В этом году конференция стала самой масштабной за все годы проведения, это крупнейшее событие года в области прикладной социологии: зарегистрировались более 1300 человек (в 2 раза больше, чем в прошлом году) из 70 городов, 400 организаций; с докладами выступили 150 экспертов.

Главной темой конференции стало расширение пространства данных в социологии. Открылось мероприятие пленарным заседанием на тему «Большая социология: интеграция новых данных и экспансия в междисциплинарность», ключевой вопрос повестки: как интегрировать «большие данные» (Big Data) в социологию. В своем вступительном слове генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров сформулировал его так: «Как социология может ответить на вызов последних 5–7 лет, когда данные превратились в обильные и полноводные, вышли из берегов? Big Data – это ложный путь или огромная возможность?» Эксперт отметил, что наблюдается расширение пространства данных и поиск новых путей междисциплинарной интеграции.

Интерес к Big Data все более очевиден не только в исследовательском секторе, но и в коммерческих проектах. По мнению генерального директора GfK Russia Александра Демидова, «большие данные – это большие перспективы, они могут определить судьбу маркетинговых исследований в ближайшем будущем». На сегодня собран огромный массив данных, которые могут успешно использовать социологи, маркетологи, специалисты по консалтингу, госслужащие и другие. Big Data уже активно используется в панелях OMI, IBM, Яндекс и т.п. Например, по результатам применения панели OMI выяснилось, что по онлайн-поведению пользователей интернета можно (не задавая вопросов!) узнать их пол, возраст, место проживания, жизненные события, интересы и т.д. и даже предугадать некоторую последовательность действий в оффлайне.

Руководитель Группы ЦИРКОН Игорь Задорин назвал Big Data «вызовом для социологического профсообщества». «Вполне может возникнуть вопрос – зачем продолжать спрашивать у людей об их поведении, если можно получить эту информацию, изучая большие данные?» – пояснил эксперт. Он обратился к присутствующим с призывом – принять участие в революции изучения социальной реальности: «Призываю спикеров сконцентрироваться не только на конкретных вопросах, но и на практических кейсах. От того, сможет ли индустрия принять этот вызов, зависит наша перспектива».

Старые форматы опросных технологий устаревают, а новым трендом и одним из приоритетных направлений развития крупных исследовательских компаний становится «планшетизация» опросов. Еженедельное исследование «Омнибус ВЦИОМ» уже проводится на планшетах, и благодаря этому процесс обработки данных стал более быстрым и качественным. Глава Росстата Александр Суринов заявил, что ближайшая микроперепись населения (1–31 октября 2015 г.) пройдет с применением планшетов. Спикер пояснил, что, видя большую бумажную анкету, респондент теряется и чаще отказывается от участия в опросе, а переход на новые технологии позволяет минимизировать эти риски. Была создана система федеральной статистики наблюдений по социально-демографическим проблемам, сообщил эксперт.

На уникальном мастер-классе «СМС-интервью vs голосовое интервью: результаты экспериментов» американский социолог, директор программы опросной методологии Мичиганского университета Фредерик Конрад отметил: «У этих технологий определенно есть большое будущее. И есть существенное преимущество перед голосовым интервью: у респондентов есть время подумать, они могут ответить спустя какое-то время, а это позволяет получить более качественные ответы».

Является ли этика барьером внедрения новых технологий? Этот вопрос также активно обсуждался на профильных круглых столах и секциях. 77% опрошенных на конференции считают, что этика помогает, а не препятствует развитию науки. По мнению руководителя Группы ЦИРКОН Игоря Задорина, большая социология – это, прежде всего, не большие данные, а «большое профессиональное сообщество, мультидисциплинарность и многометодичность». В ходе конференции были озвучены последние результаты сравнительных исследований стран евразийского континента.

В рамках двух круглых столов обсуждались также следующие вопросы: какие задачи стоят перед социологическими ассоциациями; существует ли в профессиональной среде запрос на создание новой структуры, формирующей стандарты и лоббирующей интересы представителей исследовательской отрасли (о необходимости создания подобной ассоциации заявили 40% участников конференции); каким должен быть профессиональный стандарт социолога.

На одной из секций докладчики рассказывали о реализации таких приоритетных направлений развития российской политики, как информационная открытость власти, работа механизмов электронной демократии и правительства и др. На другой – представили статистические данные как самостоятельные источники смыслов и пониманий в обществе. Были отмечены актуальные социальные темы: эксперты представили доклады и подискутировали с аудиторией о проблемах старения и особенностях изучения социального поведения детей и подростков в современном обществе.

Среди экспертов конференции были также: президент ФОМ Александр Ослон, директор компании OMI Александр Шашкин, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин, заведующий кафедрой теории и истории социологии социологического факультета РГГУ Жан Тощенко, заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Эдуард Понарин и многие другие.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!