Новости

Новости

Маргарита Перепелица: «Сегодня мы учим находить точку стабильности в нестабильном мире»

23 Апреля2015
Маргарита Перепелица: «Сегодня мы учим находить точку стабильности в нестабильном мире»

Сегодня не обесцениваются только знания. Как повысить свою стоимость на рынке труда? О перспективах европейского образования в России – в интервью Executive.ru декана Факультета международных образовательных программ ИОН РАНХиГС, руководителя программ Kingston\РАНХиГС Маргариты Перепелицы.

Свою первую программу MBA в России бизнес-школа Kingston University London запустила в 1998 г. в партнерстве с АНХ при Правительстве РФ (ныне Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) – накануне кризиса. Выживать в такое время было нелегко, а запускать новый проект – еще сложнее. Однако программа Kingston MBA выстояла и продолжила развиваться. В 2008 г., опять же накануне кризиса, был запущен новый проект Kingston EMBA в РАНХиГС, а в 2014 г. программа Kingston РАНХиГС MBA выиграла тендер Правительства Москвы на проведение англоязычной программы MBA для предпринимателей.

На сегодняшний день можно сказать, что стратегическое партнерство Президентской академии и Кингстонского университета пережило уже три кризиса в России. Executive.ru побеседовал с деканом Факультета международных программ ИОН РАНХиГС и почетным членом Kingston University London Маргаритой Перепелицей о том, чему бизнес-школа должна учить в кризис и как британско-российская атмосфера способствует карьерному росту.

– Чему школы должны учить в кризис?

– Думаю, мы пытаемся научить жить и управлять в мире неопределенности и хаоса, в условиях ограниченности всех ресурсов, находить новые направления для профессионального и личностного развития. В кризис многие из наших студентов теряют работу или их зарплата снижается на несколько уровней. Люди чувствуют себя подавленными и разбитыми. Поэтому я бы сказала, что сегодня мы учим восставать из пепла и возрождаться. Даем необходимые инструменты, навыки, тренинги психологической устойчивости, которые помогут им в кризисной ситуации не растеряться, а наоборот, организовать в себе все лучшее, посмотреть в зеркало и сказать: «Я способен на это, я могу вытянуть эту ситуацию». И не просто сказать, а сделать. Мы учим наших слушателей концентрироваться на тех способностях и талантах, которые у них есть, помогаем их развивать, учим продавать себя лучше.

– Как учите продавать себя?

– В самом начале своего обучения студенты Executive MBA проходят индивидуальные консультации по развитию своей карьеры с экспертами Executive search из международных компаний, работающих на российском рынке. Таким образом, они сразу оказываются в элитных базах крупнейших рекрутеров. Например, сейчас мы работаем с агентством Heidrick & Struggles, управляющим партнером которого является наш выпускник Ваагн Манукян. Агентство помогает слушателям доработать свои CV и профессиональное портфолио таким образом, чтобы они могли реализовать полученные советы, представить свои достижения и опыт наиболее выигрышным образом, научиться продвигать свой бренд в LinkedIn, на переговорах и так далее. При этом все делается на общественных началах – выпускники оказывают помощь тем, кто учится сейчас.

– Как на ваших программах сказался кризис?

– Вы знаете, когда грянул кризис и фунт фактически вырос с 50 до 100 рублей, мы думали, что у нас половина студентов не сможет продолжить обучение. Но в действительности мы потеряли только процентов 10. Наши студенты правильно распределили приоритеты, они выбрали образование, которое может реально продвинуть их в карьере и в целом по жизни.

– Кто ваши слушатели? Каков их портрет?

– На MBA приходят менеджеры среднего звена, которые хотят систематизировать приобретенные и получить новые знания в различных функциональных областях менеджмента. Зачем им это нужно? Чтобы получить общие представления обо всем и понимать язык и финансового директора, и маркетолога, и директора по персоналу, и операционного менеджера, и т.д. И, конечно, вовремя понять, остаться в той области, которую они выбрали, или кардинально поменять ее. И возраст у них: 25-32 года.

EMBA – это владельцы бизнеса и топ-менеджеры от 30 до 45 (и старше) лет. Они имеют серьезный управленческий бэкграунд и вплотную подошли к задаче переосмысления своего опыта и постановке новых жизненных и профессиональных целей. Некоторые топ-менеджеры хотят создать свой бизнес. Сейчас, конечно, не самые лучшие времена, но, согласно нашим исследованиям, до кризиса свое дело основывали 30-35% наших выпускников, а часть предпринимателей планируют диверсифицировать свой бизнес, ищут новые неизведанные «поля».

– Каковы основные отличия в подходах к их обучению?

– Если на MBA это, скорее, стандартные курсы, то на EMBA преподаватели подают свои предметы с точки зрения междисциплинарного подхода, чтобы показать слушателю, как при принятии стратегических и управленческих решений учитывать разные функциональные области менеджмента. Как заставить все отделы работать вместе над решением общих задач? Ведь за каждой операционной неудачей стоит круг вопросов, часто напрямую не связанный с конкретной проблемой, но их понимание дает ключ к развитию. То есть на курсе по стратегическому менеджменту присутствует и business financial environment (чтобы показать, как внешняя среда влияет на выработку стратегии компании), и международный финансовый менеджмент (как финансы участвуют в выработке стратегии компании), и т.д.

Очень символично на вопрос о значении программы ЕМВА в жизни и в карьере в целом отвечает наша выпускница Кристина Тихонова, генеральный директор Nokia Siemens Networks в России: «Самый большой качественный сдвиг произошел в трех областях: это стратегическое мышление, general management и people management».

Еще одна особенность – на EMBA приходят уже со своей сформировавшейся темой, которую слушатель должен решить за эти два года, что он проведет на программе, и написать по ней диссертационный проект.

– Насколько глобальной может быть тема диссертационного проекта?

– Вспоминаются разные интересные примеры. У нас учился Роман Марков, в то время первый заместитель мэра Сургута. Когда он пришел с темой выстраивания клиентоориентированной системы управления города Сургута, мы очень озадачились вопросом, как ему помочь – где есть те передовые технологии и опыт, которые ему нужны. И обратились к нашим партнерам в Kingston. В конечном итоге консультантом и супервайзером по проекту выступила Элизабет Уолкер, человек с огромным опытом в этой теме. К тому же она оказалась почетным гражданином Лондона, в свое время отвечала за решение социальных проблем в департаменте мэрии Лондона. Благодаря этому Роман сделал абсолютно практический проект, который начал реализовывать в Сургуте, еще будучи студентом. Другой пример, Алексей Шаповалов – выпускник EMBA, который, работая в «МегаФоне», разработал диссертационный проект на тему «Удержание клиентов и брендинг в процессе интеграции приобретенной компании». Кейс основывался на приобретении проводного интернет-провайдера NETBYNET мобильным оператором «МегаФон». Я знаю, что его работа была реализована в стратегии компании «МегаФон».

Я помню, какие были фолианты – проекты наших первых выпускников в 2000 г. Александр Агеев, ныне доктор экономических наук, профессор МГУ, член Российской академии естественных наук, главный редактор журнала «Экономические стратегии», написал проект в двух томах «Реструктуризация атомной промышленности России». Антон Телегин, возглавлявший департамент маркетинга «Вымпелкома», написал диссертацию, посвященную развитию «Вымпелкома» в регионах. И его идеи действительно стали частью стратегии «Вымпелкома» в начале 2000-х гг.

Совсем недавно Елена Шкарубо, наша выпускница, отлично защитив диссертацию на тему «Возможности развития бизнеса P2P в электронной среде на примере компании Feel Cared», выиграла большой конкурс и в данный момент находится в Калифорнии в Кремниевой долине для дальнейшего развития этого проекта.

– Как сегодня меняются запросы слушателей на обучение?

– Мы рассматриваем наши программы как живой организм. Особенно в кризис. Программы постоянно претерпевают изменения, подстраиваясь под запросы рынка, слушателей. Сейчас, например, они хотят больше workshops. Мы обратились в головной Kingston с тем, чтобы добавить в модули, которые идут у нас по пять-шесть дней один раз в два месяца, еще два дня – с тем, чтобы в каждый модуль дополнить workshop на актуальную тему, связанную с кризисом.

Workshop – это аналог мастер-класса, основанный на живых кейсах, который ведет гуру в своей области. Он формирует небольшие группы из студентов, раздает к кейсу задания, и ребята предлагают свои решения.

Вот примеры последних из них: «Инновационный маркетинг, создание и распространение продукта», который превосходит ожидания клиентов – автор Луиз Мартинез-Рибес, профессор Esade Business school; «Стратегический проджект менеджмент» Роднея Тернера, выпускника Оксфорда, профессора SKEMA Business school, автора более 15 книг и сотен статей, одного из лучших специалистов в области проджект менеджмента в Европе; «Разработка бренда и устойчивость в кризисный период» от Найджела Баркера и др.

– На что вы сейчас ориентируетесь при отборе кейсов?

– На MBA программе у нас все еще есть классические гарвардские кейсы. Это могут быть кейсы по Apple, Microsoft, IKEA, Inditex и другим известным всему миру компаниям, которые прошли очень успешный путь развития. Но если раньше они составляли 90% от всех кейсов, то сейчас – 30%. Мы не считаем необходимым отказываться от них на 100%. Классические кейсы тоже должны присутствовать, равно так же, как и классическое экономическое образование. Ведь люди к нам приходят с разным бэкграундом, образованием. Последние годы мы стали чаще брать живые кейсы, причем именно из российской практики.

– Где вы берете кейсы из российской практики?

– Бóльшую часть получаем от наших выпускников. Например, совсем недавно мы разбирали кейсы по «Башнефти», «МТС», «Сбербанку» и др. Также по просьбе слушателей стали делать больше внутренних бизнес-мастерских, где они делятся кейсами своих компаний – тем, как они лично справляются с кризисом. Это помогает больше узнать друг о друге, выработать общие решения, узнать точку зрения своих коллег – экспертов в той или иной области.

Это так называемые сессии Experience sharing. Такие консалтинговые практики позволяют взглянуть на проблемы с разных сторон и найти решения вместе с коллегами по учебе.

Еще в кризис из того, что просят наши студенты, очень полезными оказались бизнес-мастерские, когда приходят люди из бизнеса и рассказывают о своем личном опыте решения тех или иных проблем. Это не всегда наши выпускники, но всегда известные люди с живыми кейсами. Одна из последних встреч была, например, с Юлианой Слащевой (в прошлом – управляющий партнер и президент в «Михайлов и партнеры», ныне – генеральный директор в «СТС Медиа»). Она рассказала о том, как пришла в СТС, и там ей предложили разработать стратегию развития компании в плане выстраивания бренда. Все это совпало с кризисом. Она долго готовилась, написала целый фолиант, представила стратегический проект, а члены совета директоров, послушав, вынесли свой вердикт, что сейчас кризис и денег таких на развитие нет, и предложили сильно сократить бюджет проекта и прийти с новым планом. Ее рассказ о том, как она продвинула свою идею, как ей помогли лидерские качества, профессиональные знания в области и стратегического менеджмента, и финансов, и маркетинга, и т.д. – это реальный кейс из жизни лидера, который верит в себя, несмотря ни на что, и берет ответственность, и, в конечном счете, выигрывает. А еще не так давно, например, была встреча с нашим выпускником Ильей Якубсоном, он сегодня возглавляет крупнейшую группу компаний «Дикси», а также является президентом Российской ассоциации ритейлоров, который рассказывал нынешним слушателям о реально тернистом пути, который он прошел из предпринимателя в топ-менеджеры. И тоже это было связано с кризисными временами.

Очень интересный мастер-класс дал на наших программах Олег Наговицын, генеральный директор «Газпроминвест проект», топ-менеджер, который провел более 2 тыс. успешных переговоров по привлечению инвестиций для компании «Газпром».

– Кто из звездных гуру преподает на программах?

– Основной состав – это британские преподаватели. Но среди них есть те, кто приезжает из университетов со всего мира. Например, профессор Луиз Мартинез-Рибес, в прошлом директор Global Executive MBA, читает у нас курс «Инновации и маркетинг». Джона Питерса можно по праву назвать звездой. Это бывший военный летчик королевских военно-воздушных сил Великобритании, который бежал из афганского плена и на этом кейсе сделал курс «Лидерство: Экстремальный опыт». Он рассказывает, как легко может сломаться психика и как одна минута может решить вопрос: погибнет человек или выживет. И как много зависит от личности в те или иные кризисные периоды, когда нужно выжить, выстоять. Бен Лэйкер, молодой и безумно талантливый преподаватель Kingston, приглашенный в Оксфорд, ведет у нас воркшоп по операционному менеджменту. Главное его качество – он умеет извлечь из групповой работы над кейсами гигантское количество креативных идей. Ребята потом говорят: «Ну, я от себя такого не ожидал». Среди преподавателей есть бывший декан бизнес-школы Kingston, ныне профессор одной из лучших в Великобритании Henley Business school, Филипп Сэмюел. Это человек-оркестр. С одной стороны – профессор, который активно публикуется и издает книги, а с другой – бизнесмен, который создал многомиллионный бизнес – и на основе него он делает учебные кейсы, связанные с управленческой экономикой и стратегическим менеджментом.

– Ваш выпускник Алексей Мамин в интервью Executive.ru признался, что благодарен вам за создание атмосферы, при которой нелегкий процесс обучения всегда сопровождали помощь и выручка. Что это за атмосфера?

– Не хочу пугать, но учиться у нас сложно. Здесь не проходят номера, когда вместо серьезной работы (эссайнмент) вы можете предоставить отписки и получить за это pass. Бывает, что слушатели пересдают и диссертационные проекты. У нас жесткие дедлайны, слушатель каждые три недели должен сдавать качественно выполненные работы по одному из направлений менеджмента. А для этого мало прослушать лекцию, нужно прочитать дополнительные материалы, книги, выполнить кейсы, проработать тему в группе и т.д. Если говорить о трудоемкости, то многие наши студенты признались в том, что они ежедневно после работы два часа тратят на обучение. И это помимо выходных, которые обучение съедает полностью. И, конечно, в какой-то момент приходит мысль: «Зачем же я в это ввязался, еще и за собственные деньги?» Но в этом есть и определенный драйв. Ведь почти 90% завершают обучение. Это потому, что никто не ценит то, что дается легко.

В таком напряженном режиме поддержка коллег по учебе и администрации очень важна. Вы, наверное, слышали выражение, что формальное обучение делает вас выживаемым, а неформальное – успешным! И мы стараемся преуспеть в этой неформальной части (встречи, party, эвенты). И вот в результате из группы складывается, не побоюсь этого слова, «вторая семья». Возникает душевная атмосфера, в которой мы много узнаем друг о друге, искренне интересуемся, радуемся успеху. Именно в этой атмосфере человек не постесняется рассказать о самом сокровенном, наболевшем. Возникают моменты, когда теряют работу, что-то случается в семье, и человек считает естественным рассказать об этом и попросить помощи. А наши успешные выпускники и слушатели готовы помочь. Так я вспоминаю, как складывалась судьба Виктора Белякова, который учился на MBA в одной группе с Владиславом Баумгертнером (бывший генеральный директор «Уралкалия»). Виктор был ассистентом менеджера в отделении Сбербанка в Клину и в одно время потерял работу. Мы обратились к Владиславу, на тот момент топ-менеджеру в международном концерне АББ, и все сложилось более чем успешно. Впоследствии Виктор стал финансовым директором в АББ, а с 2008 по 2014 г. был директором по экономике и финансам «Уралкалия».

– Как изменяется карьерная траектория вашего выпускника? На какой позиции карьерной лестницы обычно находится абитуриент и что происходит с его карьерой через два-три года после защиты диплома?

– Мы внимательно следим за их карьерной картой, она особенно хорошо видна на MBA-выпускниках. Они приходят с позиций линейных менеджеров. Вырастают не все, но через 2-3 года подавляющее большинство становятся топ-менеджерами. Например, всем известная Елизавета Осетинская. Она была и главным редактором «Ведомостей», и главным редактором русской версии Forbes, а сейчас – шеф-редактор проектов РБК. Когда она пришла к нам учиться, ей было 26 лет. Отучившись у нас, она сделала карьерный рывок – прошла собеседование на должность главного редактора «Ведомостей». Анжела Грачева – выпускница MBA-программы – через несколько лет после окончания обучения стала вице-президентом, руководителем департамента по связям с общественностью банка «Уралсиб».

Петр Фрадков – первый заместитель председателя правления «Внешэкономбанка»; Алексей Комиссаров, который был предпринимателем, когда учился на программе, – через несколько лет после окончания стал министром в Правительстве Москвы, а ныне – генеральный директор Фонда развития промышленности; Николай Соболев – сегодня первый заместитель генерального директора, финансовый директор компании «Соллерс»; Ольга Машковская – заместитель генерального директора по финансам компании «Базовый элемент» и т.д.

Обращаясь к тем, кто задумался и решил, что пора, несмотря на трудные времена, пойти учиться, – желаю не забыть о том, что слово «кризис» означает в переводе с китайского языка «опасность» и «возможность». Это сочетание заставляет человека раскрыть и мобилизовать все самое лучшее и талантливое, что в нем есть. Я понимаю, как сложно сейчас решить, что приоритетнее. Но знания, опыт, связи, которые вы получите от обучения, будут в вашей жизни значить очень много и вернутся, совсем недолго заставив себя ждать. Потому что эти инвестиции уже никто не отнимет.

Беседовала Анна Солдатова

Оригинал статьи:

http://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/1966352/?page=0

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!