Новости

Новости

Панельная дискуссия «Государственный контроль: вопросы теории и практики»

23 Января2013
Панельная дискуссия «Государственный контроль: вопросы теории и практики»

Во второй день Гайдаровского форума 2013 в РАНХиГС прошли панельные дискуссии. Обсуждение«Государственный контроль: вопросы теории и практики» модерировали заместитель председателя Счетной палаты РФ Валерий Горегляд и декан факультета МИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц.

В дискуссии участвовали: заместитель начальника Контрольного управления Администрации Президента РФ Валентин Летуновский,заместитель руководителя Федерального Казначейства Российской Федерации Станислав Прокофьев, директор НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации Юлия Крохина, первый заместитель председателя Центрального банка России Алексей Симановский, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Наталья Доронина, председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров, заведующий отделом гражданского законодательства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Наталья Семилютина и партнёр компании PriceWaterhouseCoopers Russia Кирилл Никитин.

Основные вопросы дискуссии сформулировал в своем выступлении Валерий Горегляд. Рассуждая об актуальности заявленной темы, заместитель председателя Счетной палаты отметил, что вопросы, поднимаемые Гайдаровским форумом, носят глобальный, макроэкономический характер. Поэтому неподготовленному слушателю тема встречи может показаться не столь значимой. Это в корне неверно.

В условиях либерализации экономики, когда мера участия государства должна не тормозить, а стимулировать развитие, государственный контроль – в первую очередь, финансовый, - носит тонкий, можно сказать, интеллектуальный характер. Для такой работы нужны соответствующие специалисты. Сегодняшний государственный контролер -не просто ревизор, а аналитик широкого профиля, способный до деталей погрузиться в ту сферу экономики, которой занимается.

Результаты проверок Счетной палаты показывают, что основная причина финансовых потерь – неэффективное использование средств. Поэтому столь важным видится развитие стратегического аудита, который позволяет оценить ресурсообеспечение целевых программ. К сожалению, неэффективность часто закладывается еще на этапе формирования программы.

Заместитель начальника Контрольного управления Администрации Президента РФ Валентин Летуновский попросил уточнить, следует ли Счетной палате подключаться к работе по формированию бюджета?

Валерий Горегляд отметил, что коллега поднял один из наиболее дискуссионных вопросов. С точки зрения достижения конечного эффекта, такое сотрудничество было бы, конечно, полезным. Но есть и возражения: подготовка бюджета – сфера деятельности исполнительной власти и не входит в компетенцию Счетной палаты. Этот вопрос пока не решен ни научно, ни законодательно. Вообще, специалистам ясна острая необходимость научно-методического сопровождения контрольной деятельности.

И одним из серьезных шагов в этом направлении станет создание в РАНХиГС кафедры теории и практики государственного контроля во главе с доктором экономических наук В.П. Гореглядом. Об этом объявил в ходе работы панельной дискуссии ректор Академии Владимир Мау. Счетной палатой и Академией проведена большая подготовительная работа, сформулированы первоочередные вопросы, поставлена задача подготовки современных кадров. Научное руководство кафедрой будет осуществлять Председатель Счетной палаты России Сергей Степашин.

Станислав Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства Российской Федерации, сформулировал основной тренд мирового развития контрольной деятельности – запуск электронных систем финансового контроля. «Электронный бюджет» - так будет называться отечественная система – должна появиться к 2015 году. Между Казначейством и Счетной палатой уже создана возможность электронного взаимодействия, что позволяет сделать сотрудничество значительно более оперативным и действенным.

Контрольная работа – инструмент, средство принуждения распорядителя работать в соответствии с правилами. А для этого нужно определенное законодательное поле. К сожалению, здесь есть просто вопиющие пробелы. Например, давно известно: существует 18 бюджетных нарушений. А ответственность предусмотрена лишь по трем! Сегодня поправки, позволяющие уравновесить нарушения и ответственность за них, уже приняты в первом чтении. Кроме того, центр тяжести ответственности будет перенесен со всего учреждения лично на чиновников. Как одно из дальнейших усовершенствований законодательства, Станислав Прокофьев предложил ввести симметричные санкции и для самих контролирующих органов: совершена ошибка – надо отвечать.

И еще важный вопрос – налаживание внутреннего контроля. Сегодня лишь 46 из 113 органов исполнительной власти внедрили такой контроль. О его качестве и унификации речь пока вообще не идет.

Первый заместитель председателя Центрального банка России Алексей Симановский настаивал на необходимости законодательной проработки всех нюансов контрольной деятельности. Какие, например, есть меры воздействия на руководство проштрафившегося банка? Ведь банк не сам банкротится, к этому приводят действия – ошибки или нарушения - менеджмента кредитной организации. А органу надзора можно только поставить вопрос о смене руководства перед советом директоров.

Валентин Летуновский поинтересовался у докладчика, не стоит ли в таком случае обнародовать тревожную информацию?

Алексей Симановский категорически не согласился с такой возможностью. Результаты контроля в банковской сфере во всем мире – информация конфиденциальная. Последствиями публичности могут стать набег на банк и – как результат - его гибель.

Директор НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации Юлия Крохина сосредоточилась на роли контрольных органов в борьбе с коррупцией, отметив, что контроль не позволяет формировать финансовую базу теневой экономики.

Виктор Двуреченских, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы отметил огромные объемы работы, выполняемые контрольными органами, и высокую степень ответственности контролеров.

Партнёр компании PriceWaterhouseCoopers Russia Кирилл Никитин известен своей позицией о том, что граждане должны интересоваться, куда идут их налоги. К сожалению, в России такой интерес проявляют пока немногие. А ведь общественная заинтересованность – один из важных компонентов контроля за расходованием средств.

Заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Наталья Доронина отметила, что при совершенствовании контрольно-надзорных функций, прежде всего, надо исходитьиз создания конкурентной среды. Глобализация международных связей привела к установлению стандартов должного поведения, которые содержатся во многих международных документах и направлены на достижение экономических целей. Это касается и органов государственной власти, и частного бизнеса.

Председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров напомнил об известной всем ситуации, как ржавчина, разъедающей не только понятие финансовой дисциплины, но и все государство. Речь идет о выделении средств на решение какой-либо задачи в конце года. Всем заведомо понятно, что многие серьезные подрядные работы физически невозможно осуществить за оставшиеся до конца года, скажем, две недели, даже месяц. Результатом становится липовая отчетность. Изменения в законодательстве назрели. Кроме того, необходимо продумать не только ответственность за нарушения, но и стимулы за соблюдение установленных правил. Так, стимулы тратить правильно у нас есть, а вот тратить меньше –нет.

Завершая детальное обсуждение вопросов государственного контроля, декан МИГСУ Игорь Барциц выразил надежду на плодотворное сотрудничество научных и образовательных центров страны и органов государственного контроля в обеспечении устойчивого развития государства.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!