Новости

Новости

Интервью с директором ЦИМИ РАНХиГС Мариной Ларионовой о саммите БРИКС в Сямыне

29 Августа2017
Интервью с директором ЦИМИ РАНХиГС Мариной Ларионовой о саммите БРИКС в Сямыне

Интервью с директором Центра исследований международных институтов (ЦИМИ) РАНХиГС Мариной Ларионовой.

– Сотрудничество БРИК началось в 2006 г. Прошло десятилетие. Что можно сказать о форуме накануне саммита в Сямыне?

– 3 и 4 сентября в Сямыне в рамках китайского председательства состоится уже 9-й саммит БРИКС. Деятельность форума с момента его создания приковывает к себе пристальное внимание и вызывает массу споров. Некоторые относятся к нему скептически и считают, что БРИКС является лишь площадкой для согласования конкретных интересов и позиций странами-членами, а не полноценным институтом глобального управления. Другие ставят под вопрос его жизнеспособность и пророчат его скорый распад, аргументируя такие оценки цивилизационными и экономическими различиями участников БРИКС. Однако анализ реальной деятельности института показывает, что за период своего существования БРИКС состоялся как неформальный форум глобального управления, в рамках которого страны-члены последовательно укрепляют сотрудничество, расширяют и углубляют сферы взаимодействия, координируют усилия для восстановления и роста своих экономик и содействия развитию стран всего мира.

На данный момент лидеры стран БРИКС приняли 406 конкретных обязательств в 12 различных сферах сотрудничества, от экономики и финансов до вопросов изменения климата и образования. Кроме того, с момента появления института в рамках БРИКС было проведено около 160 встреч в различных форматах, по итогам которых было принято более 50 документов и создано большое число рабочих и контактных групп и других механизмов координации.

Средний уровень исполнения приоритетных обязательств является высоким. По итогам саммита в Санье 2011 г. он составил 74%. Средний уровень исполнения обязательств, принятых на саммите в Дели в 2012 г., составил 64%. В Дурбане в 2013 г. показатель вернулся на уровень 2011 г. (75%). По результатам саммита в Форталезе в 2014 г. была достигнута отметка в 70%. Средний балл по исполнению обязательств в рамках Уфимского саммита составил 78%.

– Какие выводы можно сделать по итогам исполнения обязательств предыдущего саммита?

– Итоги саммита в Гоа 2016 г. подтверждают положительную динамику уровня исполнения последних трех лет и развития института в целом. Лидеры вновь заявили о готовности использовать все политические инструменты – монетарные, фискальные и структурные, индивидуально и коллективно, для достижения цели устойчивого, сбалансированного и всеохватывающего роста. В области энергетики они высказались в поддержку более широкого использования природного газа в качестве экономически эффективного и чистого топлива. Лидеры также согласились предпринимать совместные усилия по укреплению безопасности в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), борьбе с использованием ИКТ в преступных и террористических целях и улучшению сотрудничества между техническими, правоохранительными органами, НИОКР и развитию инноваций в области ИКТ. И последнее, но не менее важное: они подтвердили приверженность сотрудничеству между органами здравоохранения и регулирующими органами с целью обмена передовым опытом и обсуждения проблем, а также выявления потенциальных областей более тесного сотрудничества.

Итоговый уровень исполнения обязательств саммита в Гоа является самым высоким за все время проведения исследований, он составил 89%. По всем сферам, кроме региональной безопасности, странам удалось достичь показателя выше 50%. Максимальный уровень исполнения наблюдается сразу для шести приоритетных обязательств: по поддержке микро-, малых и средних предприятий в их вхождении в региональные и глобальные цепочки стоимости, электронной торговле, содействию развитию, налогам, ИКТ и борьбе с терроризмом. Полное исполнение странами БРИКС этих обязательств подтверждает их приверженность цели обеспечения стабильного экономического роста и поиска новых его источников, а также растущую роль БРИКС в содействии росту развивающихся экономик мира, особенно Африки, и ключевых вопросах международной безопасности. Показатели исполнения странами БРИКС обязательств по переходу на природный газ как экологически чистое и экономически эффективное топливо и сотрудничеству в борьбе с коррупцией также достигли очень высокого уровня в 90%.

Оценка обязательства по региональной безопасности является самой низкой − 40%, что продолжает динамику прошлых лет. Объясняется низкий средний уровень исполнения в том числе тем, что для таких стран, как Бразилия и ЮАР (обе продемонстрировали полное отсутствие исполнения), проблемы Афганистана не являются прямой угрозой их национальной безопасности. Также в данном обязательстве речь идет не о внутренних действиях, за которые страны-члены сами несут ответственность, а за укрепление потенциала другого государства в решении проблемы безопасности, что существенно сокращает доступный инструментарий.

– Есть ли у БРИКС потенциал дальнейшего развития?

– Общая тенденция исполнения обязательств свидетельствует о том, что страны БРИКС демонстрируют высокую готовность, как реализовывать решения для обеспечения собственного роста, так и помогать в этом другим развивающимся странам. Это подтверждает наличие у БРИКС потенциала и дальше укрепляться в роли важного института глобального управления. Кроме того, вопросы ИКТ, инноваций и цифровой экономики выходят на первый план в повестке, и можно говорить о том, что они становятся частью ее ядра. Такая вовлеченность и заинтересованность вопросами развития цифровой экономики крупными игроками с большой степенью политического влияния и технологического потенциала является важным фактором формирования более широкой международной повестки в данной области. Таким образом, БРИКС продолжает развиваться как значимый форум глобального управления, в рамках которого разрабатываются и согласовываются решения по ключевым вопросам социально-экономического развития.

Центром исследований международных институтов РАНХиГС совместно с Университетом Торонто ежегодно проводится анализ исполнения обязательств, принятых странами-членами в рамках саммитов БРИКС. По итогам исследования составляются и размещаются в открытом доступе два доклада на английском языке: промежуточный и итоговый.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления