Новости

Новости

Издан бюллетень «Реформа среднего профессионального образования»

13 Апреля2017
Издан бюллетень «Реформа среднего профессионального образования»

Вышел в свет бюллетень «Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт)», подготовленный Аналитическим центром при Правительстве РФ при экспертной поддержке ученых Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС.

Новый технологический уклад, глобализация экономики и развитие международной кооперации обуславливают необходимость разработки новых стратегий в развитии среднего профессионального образования (СПО). Для России это тем более актуально. Национальную политику в рассматриваемой области на сегодняшний день необходимо формировать как совместно с партнерами по ЕАЭС, БРИКС, СНГ и ШОС, так и в межведомственном и межсекторном форматах.

В мире в значительной прогрессии исчезают старые профессии и возникают новые. Для этого уже не требуются годы, как ранее, а всего лишь месяцы и недели. Формирование новых средств производства и материалов, креативная экономика, интернет вещей, политика smart и возникновение робототехники – все эти направления, как новая реальность жизни государства, бизнеса и общества диктуют новые вызовы в подготовке кадров как для экономики и социальной сферы, так и для воспроизводства и развития самой системы СПО.

Можно говорить, что по ряду аспектов среднего профессионального образования Россия не уступает многим зарубежным странам. Но в то же время существуют серьезные негативные факторы, влияющие на способность отечественной системы СПО успешно решать поставленные перед ней задачи. Важнейшим из них является недостаточная привлекательность профессий рабочих и специалистов среднего звена для населения. Отвечающие за развитие вектора пока еще не смогли достаточно продвинуть моду на СПО (как это случилось с армией и школой).

В 2016 г. бюджетные расходы на СПО в реальном выражении оказались на четверть ниже, чем в 2010 г. Вероятно, реальное падение расходов в текущем году затормозится в связи с замедлением инфляции. Это, тем не менее, не позволяет забывать о мерах по повышению эффективности использования этих средств. Доля внебюджетных средств от общего объема средств организаций СПО (подготовка рабочих и специалистов среднего звена) в 2016 г. составила 16% (в 2013 г. – 14,1%). При этом удельный вес средств населения во внебюджетных средствах этих организаций превысил 70% (в 2013 г. – 65,1%), но в общем объеме средств составил всего чуть более 10% (в 2013 г. – 9,2%). Таким образом, организации СПО в основном финансируются из федерального и региональных бюджетов, а средства населения в этой системе не играют решающей роли (хотя у ряда организаций они могут составлять весомую часть бюджета). Средства предприятий занимают в этой системе еще более незначительное место, уступая даже расходам населения. Оценка долевого соотношения между расходами федерального бюджета на СПО и общими расходами на сферу образования свидетельствует о снижении показателя более чем на 6% за 7 лет.

Можно констатировать также, что выбор стратегии дальнейшего развития СПО осложняют: несформированность общероссийской системы оценки качества образования, закрытость результатов деятельности организаций СПО, непрозрачность мониторинга этой деятельности, а также слабость обратной связи, необходимой для повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Все это ведет к фрагментарности и нескоординированности действий, отсутствию достоверной и актуальной информации для формирования и продвижения госполитики по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Вызовы перед современной системой СПО в значительной степени пересекаются с проблемами российских школ: это ресурсное сжатие, инфраструктурные сдвиги, сужение кадрового потенциала. Помимо этого, система СПО сталкивается с проблемой трансформации спроса и инертности компромиссных механизмов.

В то же время в системе российского профессионального образования есть и достижения. Среди новшеств можно отметить принятие Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г., приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров». Вводятся ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, развивается система межрегиональных центров компетенций. Сформировано движение «Молодые профессионалы (World Skills Россия)», охватившее все субъекты Российской Федерации.

Система СПО находится лишь в начале пути преобразований, и это требует обращения как к международным практикам, так и к отечественным достижениям прошлого, которые используют ведущие страны мира. Особый интерес представляют формируемые в развитых странах системы инновационного развития СПО, в том числе как элементов кластерной организации.

В первом разделе бюллетеня по реформе СПО «Российское образование в цифрах: реформирование системы среднего профессионального образования» рассматриваются проблемы ресурсного сжатия, инфраструктурного сдвига, трансформации спроса, сужения кадрового потенциала, разрывов в уровне оплаты труда, а также инертности компромиссных механизмов в области организации и управления СПО. Раздел снабжен 11 графиками и рисунком, позволяющими визуально оценить динамику процесса развития сектора СПО в стране. В подготовке раздела бюллетеня приняли участие: директор ЦЭНО, д. э. н. Татьяна Клячко, ведущий эксперт ЦЭНО, д. э. н. Сергей Беляков, а также заместитель директора центра Елена Полушкина.

Второй раздел «Международная практика реформирования среднего профессионального образования» отражает некоторые направления развития СПО в ряде стран Европы и Азии, а также в Канаде. В подготовке раздела приняла участия главный научный сотрудник ЦЭНО, д. ф. н. Гульнара Краснова.

При формировании бюллетеня «Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт)» использованы как уже вышедшие в свет издания Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС, так и подготавливаемая к изданию книга по проблемам СПО.

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления!