Новости

Новости

Лекция «Малый и средний бизнес: от идеи к созданию и развитию»

30 Июня2015
Лекция «Малый и средний бизнес: от идеи к созданию и развитию»

В Российско-итальянском центре РАНХиГС состоялась лекция по малому и среднему бизнесу.

Со вступительным словом к слушателям обратился научный руководитель Российско-итальянского центра РАНХиГС Мамикон Айрапетян, отметив, что проводимая лекция предваряет новые курсы повышения квалификации «Малый и средний бизнес: от идеи к созданию и развитию». Эти курсы являются частью Российско-итальянской программы развития малого и среднего бизнеса, разрабатываемой Центром под эгидой Российско-итальянского форума-диалога.

Мамикон Айрапетян напомнил, что Государственная Дума приняла изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В России будет создан единый орган по поддержке малого и среднего бизнеса – Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Основными задачами корпорации станет оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической и методологической поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также привлечение денежных – инвестиционных средств российских, иностранных и международных организаций для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Затем выступили декан Факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Седа Насибян, директор департамента малого и среднего предпринимательства Банка INTESA Михаил Назаров, менеджер по проектам Итало-российской торговой палаты Вера Павлова и заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН Баграт Ерзнкян.

Как отметили спикеры, уделяемое руководством страны и Государственной Думой особое внимание развитию и поддержке малого и среднего бизнеса должно быть подкреплено подготовкой кадров в данной области. Поэтому новые курсы повышения квалификации будут востребованы федеральными, региональными и муниципальными органами власти, представителями малого и среднего бизнеса. Эксперты заявили о поддержке таких курсов с российской и итальянской стороны.

Затем Мамикон Айрапетян продолжил выступление и остановился на концептуальных особенностях и отдельных модулях новой программы. При наличии в России многочисленных образовательных курсов по этой тематике главное отличие программы состоит в ее комплексном характере – она включает всю цепочку проблем малого и среднего бизнеса: «от идеи к созданию и развитию» (с учетом огромного мирового и, прежде всего, итальянского опыта). Также было отмечено, что создания в России соответствующей корпорации по малому и среднему бизнесу явно недостаточно, проблемы отрасли включают огромный пласт вопросов локального и глобального характера, которые и должны стать предметом обучения на курсах.

Так, понимание в российской теории и практике управления значения малого и среднего бизнеса в экономике имеет достаточно упрощенный характер. Это не позволяет решать проблемы малого и среднего бизнеса, делает практически недееспособными множество программ и мер по его развитию и поддержке. Хотя эти меры хорошо известны, в мире есть большой опыт развития и поддержки отрасли. Такая ситуация связана с попытками поддержки вне учета проблем экономических циклов и роли бизнеса в этих циклах, генерировании оживления и кризисов. Но малый и средний бизнес имеет прямое отношение к таким процессам, к анализу и прогнозам циклических колебаний, вносит решающий вклад в колебания экономической активности.

Современное кризисное положение экономики России имеет фундаментальные причины, связанные, прежде всего, с предельно дифференцированной и поэтому – потенциально конфликтной моделью экономики, выстраиваемой по схеме «центр – периферия». Такая модель отражает одностороннюю, со стороны центра – крупного бизнеса – экспансию и дискриминацию периферии – малого и среднего бизнеса. Она выражается в наличии неэквивалентного обмена и неравномерного распределения трудовых, финансовых и сырьевых ресурсов, доходов и расходов. Это подавляет малый и средний бизнес и мешает его развитию. Поэтому главное направление текущей экономической политики – ликвидация или минимизация экономической дискриминации, неэквивалентного обмена.

Проблема в том, что антикризисная политика в России имеет низкую эффективность. Во-первых, по причине отсутствия полноценных объектов экономической политики – «слабости» государственных и частных секторов экономики, прежде всего малого и среднего бизнеса. Во-вторых, по причине отсутствия полноценных субъектов экономической политики – «слабости» систем государственного и корпоративного управления, прежде всего, по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса. Такая «слабость» скрывает источники не только кризисов, но и оживления в экономике, порождая разбалансированность прямого и косвенного регулирования, вынужденное «ручное управление». Однако сложные системы, такие как экономика, не могут управляться долго в таком режиме.

Это значит, что любые меры антикризисной политики эффективны в России лишь при одном условии – ускоренном создании полноценных и устойчивых к экономическим кризисам субъектов и объектов управления, в том числе в сфере не только малого и среднего, но и крупного бизнеса. Именно такой курс должен обеспечить повышение адаптивной способности экономики к циклическим колебаниям, переход от «ручного управления» к устойчивой долгосрочной – антикризисной политике. Целью такого экономического курса должно стать создание в России «смешанной экономики», включающей оптимальное в циклической динамике сочетание крупных, средних и малых предприятий. Именно такие пропорции и определяют различия в темпах экономического роста в разных странах.

Действительно, национальное богатство, а именно – объемы национальных ресурсов, капиталов и доходов – актуализируется, распределяется между бóльшим или меньшим числом крупных, средних и малых предприятий (в зависимости от разных стран). Поэтому основные противоречия между такими предприятиями определяются конкуренцией за объем национального богатства, за способы, каналы и механизмы их доступа к этому богатству, главным образом за заемные («резервные» или свободные, в том числе накопленные в банковской системе) ресурсы, капиталы и доходы. Такая конкуренция является общемировой тенденцией, определяющей движение локальной, в том числе российской и мировой экономики в рамках современного экономического роста и экономических циклов.

Особое значение предприятий в воспроизводстве экономики связано с формированием ключевых признаков крупных, средних и малых предприятий. Так, в этом контексте каждое предприятие – это производственно-потребительская единица, обособленная и минимальная по своим относительным размерам часть экономики. Это – целостный имущественный комплекс, за которым формально и фактически закреплены соответствующие ресурсы, капиталы и доходы, и именно такой комплекс осуществляет первичный учет циклических и нециклических колебаний различных видов ресурсов, капиталов и доходов – через механизмы цен, непрерывной индексации и переоценки собственных активов и пассивов. Очевидно, это – в целом идеальная ситуация, и не только для России.

Однако эффективность такого учета должна возрастать по мере укрепления прав собственности и объективизации цен – в уровне цен должны находить все большее отражение реальные затраты, а также другая значимая для предприятий информация (как правило, неденежные факторы). В свою очередь, это означает все более четкое определение прав собственности (поэтому – контроля со стороны собственников и их ответственности) на все виды ресурсов, капиталов и доходов, а также увеличение числа собственников (в том числе за счет развития акционерного капитала и биржевых операций). Для крупных предприятий ведущее значение имеет менеджмент, тогда как для малых – собственность, а для средних характерна смешанная форма управления.

Таким образом, первичные изменения условий воспроизводства экономики проявляются именно на ее микроуровне, а колебания параметров предприятий, в конечном счете, малых предприятий, как «спусковых крючков» для оживления и кризисов в экономике, имеют опережающий характер. Это определяет скрытый на макроуровне характер экономических циклов, и поэтому невозможно делать прогнозы их поворотных точек на основе только макроэкономических параметров. Такие повороты всегда неожиданны на макроуровне. Поэтому необходимо наличие в достаточном количестве малых и средних предприятий как наиболее чувствительных индикаторов, обеспечивающих своевременные прогнозы и меры экономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Это значит, что чем сильнее микроуровень, тем более явными становятся оживление и кризис, их прогнозирование, возможности выявления их причин, и поэтому требуется антикризисная политика. Это – одно из существенных отличий развитых стран, которое позволяет им осуществлять более или менее адекватные прогнозы циклических колебаний. Ухудшение положения малых и средних предприятий, рост числа их банкротств является одним из признаков наступления кризиса. Улучшение положения и рост числа таких предприятий – один из признаков наступления оживления. Поэтому таким предприятиям и уделяется особое внимание, как к индикаторам кризиса и оживления, необходимым для проведения политики стимулирования роста и сдерживания, смягчения спада.

Такое положение особо актуально для России в целях оживления экономики, которое в значительной степени связано с созданием и развитием малых и средних предприятий. Именно создание новых предприятий – особенно малых (разрушение монополий крупных предприятий), в том числе за счет рискового капитала крупного бизнеса, банков, государства (в инфраструктурных процессах) должно поддерживать непрерывное действие механизма экономического развития, оптимальный уровень конкуренции и гибкость цен. Малые предприятия необходимы для начала оживления экономики в России, поскольку являются генераторами первоначальных толчков в экономике, имеющих сильный мультипликативный эффект. Для России в современных условиях это приоритетный вопрос.

Данные процессы должны проявиться в резкой сверхнормативной активности со стороны малого бизнеса, направленной на непрерывный поиск, открытие и реализацию новых, а именно – нетрадиционных, изолированных, автаркических или же расширении старых – традиционных, резервных, закрытых форм, каналов и способов экономического развития. Именно в результате таких действий должны начаться структурные сдвиги в экономике, кумулятивный рост числа средних и крупных предприятий, инвестиционного и потребительского спроса, совокупной экономической активности, оживление экономики.

При этом необходима поддержка малого и среднего бизнеса государством, крупным бизнесом, в том числе банками и транснациональными компаниями. Малый и средний бизнес не может осуществлять оптимизацию своих параметров в равной мере оперативно и эффективно. Это связано с наличием на внутренних и особенно внешних рынках различных ограничительных факторов и условий. Прежде всего – это монополии, масштабы и темпы изменений цен, денежной массы (в том числе инфляции или дефляции), а также состояния денежно-кредитной, бюджетно-налоговой политики. Поэтому долгосрочная эффективность экономики России зависит в целом от степени доверия между государством и крупным, средним и малым бизнесом.

В целом такое доверие должно выразиться в расширении налоговой базы государственного бюджета за счет роста числа малых и средних предприятий, увеличения налоговых платежей в бюджет – при одновременном снижении налоговых ставок. Поэтому ключевое значение имеет многоуровневая налоговая система, которая и обеспечивает главное условие эффективной экономики: относительно равномерное распределение налоговой нагрузки в экономике. В конечном счете, в России проблема экономического развития состоит в том, какие из форм собственности и какие размеры предприятий, какие пропорции между крупным, средним и малым бизнесом обеспечат относительно равномерное распределение социально-экономической нагрузки (контроля и ответственности) в стране.

Для инициирования в России инвестиционного бума, выхода ее экономики из стагнации необходимо повышение уровня конкуренции и перелив ресурсов, капиталов и доходов в реальный сектор. Это должно создать условия, при которых становятся невозможными монопольно высокие или низкие цены, ставки процентов и нормы прибыли. Необходимо «мягкое давление» на товарные и денежные резервы – ресурсы и капиталы для вовлечения их в оборот, трансформации пассивов в активы – резервную денежную массу в активную денежную массу, резервный капитал – в активный капитал, резервный спрос – в активный спрос, прибыль – в накопления и инвестиции. Ключевая роль в создании и воспроизводстве такого механизма должна принадлежать именно малому и среднему бизнесу.

Это значит, что в России должен быть сделан концептуальный сдвиг в экономической – бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и антимонопольной политике – с макроуровня на микроуровень, на увеличение числа и приоритетную поддержку малых и средних немонополистических предприятий, обеспечивающих мультипликативное наращивание темпов экономического роста. Но главная цель такой политики – остановка нарастающего «выталкивания» из страны ресурсов, капиталов, доходов и населения, блокирование достижения «критической точки». Это значит, что актуализация малого и среднего бизнеса в современных условиях – жизненная необходимость. Реализация такой политики должна создать «амортизатор» будущих экономических кризисов.

Таким образом, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса должна быть увязана с проблемами циклических колебаний и их исследованиями, с учетом их в экономической политике. Поэтому Россия должна иметь конкурентный аналог соответствующих мировых центров, который мог бы обеспечить ее переход к новой экономической парадигме и модели управления – с приоритетом микроуровня. Это существенно дополнит создаваемую корпорацию по малому и среднему предпринимательству. Потребность в таком аналоге существует как у государства, так и у бизнеса. Отсутствие адекватного реагирования на кризисные процессы в экономике на всех этих уровнях связано именно с отсутствием объективной, качественной и системной аналитической и прогнозной информации, завершил свое выступление Мамикон Айрапетян.

Вышеизложенный комплекс проблем, который составляет концептуальную основу курсов повышения квалификации, а также прикладные направления этих проблем по всему их широкому спектру будет освещаться в Российско-итальянском научно-образовательном альманахе «Малый и средний бизнес: от идеи к созданию и развитию», издаваемом Российско-итальянским центром РАНХиГС. Альманах призван стать первым в России периодическим изданием по малому и среднему бизнесу и важным информационно-аналитическим пособием для слушателей этих курсов, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также для представителей малого и среднего бизнеса. Презентация первого номера альманаха запланирована в РАНХиГС на октябрь 2015 г.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!