Новости

Новости

Медиалофт РАНХиГС: Николай Гринцер ответил на вопросы о Гомере (ВИДЕО)

23 Мая2018
Медиалофт РАНХиГС: Николай Гринцер ответил на вопросы о Гомере (ВИДЕО)

В лектории «Самое важное» в Медиалофте РАНХиГС выступил директор Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС д. филол. н. Николай Гринцер и раскрыл тему: «Есть ли ответы на Гомеровский вопрос».

В ходе лекции эксперт ответил не только на классические вопросы о происхождении произведений, но и раскрыл разные версии ответов по отдельным спорным эпизодам «Илиады» и «Одиссеи». Модератором встречи стал идеолог лектория – старший преподаватель РАНХиГС, журналист Леонид Клейн.

Николай Гринцер начал свою лекцию с рассказа об изображении Гомера в античности. Таких изображений было пять, иногда с закрытыми, иногда с открытыми. С этого и начинается первая дискуссия: «Если Гомер был слепой, как он мог написать свои великие произведения, и существовал ли он вообще?»

Спикер подчеркнул, что гомеровский вопрос начинается с рассуждения о том, что представляют собой дошедшие до нас тексты «Илиады» и «Одиссеи»: «Это творение великого гения или это не единый устный текст, записанный существенно позже, и авторов у него несколько?» По этим двум теориям ученые делятся на унитариев и аналитиков. Принято считать, пояснил Николай Гринцер, что непосредственно гомеровский вопрос и гомероведение существует чуть более 200 лет. При этом спикер уточнил, что еще Флавий говорил о том, что Гомер не записывал своих поэм сам и они появились гораздо позже. Изначально также считалось, что Гомеру принадлежит больше поэм, но информация о них почти не дошла до нас.

Отцом современного гомероведения считается немецкий ученый Фридрих Вольф – его книга «Пролегомены к Гомеру» дала старт аналитическому подходу. Используя старинные документы, ученый доказывал, что уже в античности было много разночтений. Из этого следует, что текст был «подвижен» и, скорее всего, не принадлежит единому автору.

Исследование Фридриха Вольфа выявило много внутренних противоречий в текстах. Например, когда Ахилл удаляется от войска и сидит в своем шатре, к нему направляется посольство: Аякс, Одиссей и Феникс. В нынешнем тексте сначала идут трое, потом вдруг их двое, потом снова трое. Лектор отметил, что, скорее всего, лишний – Феникс, потому что это единственный раз, когда он появляется в поэме, а значит, могли быть разные версии – с ним или без него. Все эти неточности много десятилетий выявлялись и разбирались аналитиками.

Впоследствии появилось движение неоаналитиков, которые сделали важный интеллектуальный ход. Все, что раньше называлось вставками или непоследовательностями, они стали трактовать как цитаты из других произведений эпоса. Например, похороны Патрокла превращаются в некое вселенское действо, потому что это тонкая отсылка к похоронам самого Ахилла. Это возвращает нас к представлению о целостном тексте и авторе. Так неоаналитики стали плавно превращаться в унитариев.

Николай Гринцер подробно остановился на теориях об устном сказании, согласно которым поэт – устный сказитель, который оперирует готовыми матрицами-формулами (характеристиками героев, а также темами). В «Илиаде» есть повторяющиеся темы поединка, погребения и так далее. Лектор объяснил, что внутри каждой темы есть свои правила: герои в определенной последовательности одеваются, герои перед поединком всегда должны представиться. Все это бесконечное варьирование и игра с текстом. При этом каждый певец в момент исполнения – автор, но существует традиция. Гомер – это либо общее имя традиции, либо наиболее авторитетный певец, давший имя такой традиции. Возможно, современный текст и был записан от самого Гомера.

В ходе лекции спикер также рассмотрел вопрос создания и записи поэм. Существует радикальное мнение, что Гомера записали в IX-VIII вв. до н. э., при его жизни, пояснил Николай Гринцер. Об этом в частности «свидетельствует» артефакт «Чаша Нестора», на которой начертаны строчки гекзаметром.

Чаши и папирус – это важные источники информации для ученых. Так, благодаря папирусам можно вести статистику о том, какая из двух поэм пользовалась большим спросом у греков – с преимуществом в два с половиной раза выигрывает «Илиада». А самой любимой сценой считалось перечисление кораблей. Немаловажным источником информации стали вазы с сюжетами. На них могут появляться эпизоды, которых вообще нет в каноническом тексте: например, как Аякс и Ахилл играют в кости. Иногда за их спинами стоит Афина, а иногда нет.

В конце лекции гости напомнили Николаю Гринцеру еще об одном вопросе: почему Ахилл так жестоко убивает Гектора? По мнению эксперта, объяснение, скорее всего, в усилении. «Это центральный поединок произведения, и в нем выражение “на съедение собакам”, которое по традиции используется как метафора в поединках других персонажей, гиперболизируется и обретает реальное значение», – объяснил Николай Гринцер. Тем самым еще раз подчеркивается важность сцены, ведь гибель Гектора фактически равнялась гибели Трои.

О новых занятиях в рамках лектория «Самое важное» РАНХиГС – на официальном сайте проекта.

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления