Новости

Новости

Сергей Мясоедов о перспективах бизнес-образования в России

19 Июня2017
Сергей Мясоедов о перспективах бизнес-образования в России

Директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, проректор РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов ответил на вопросы Агентства «РБК. Исследования рынков» и принял участие в исследовании российского рынка MBA.

В рамках исследования был проведен опрос выпускников программ MBA (более 500 респондентов), потенциальных слушателей программ MBA (более 5700 респондентов), директоров ведущих бизнес-школ и экспертов в области бизнес-образования.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей бизнес-школе (дата основания, основные характеристики школы, направления подготовки, наличие или отсутствие аккредитации).

– В 1988 г. группа преподавателей МГИМО создала первую в стране частную школу бизнеса, которая, пройдя ряд преобразований, превратилась в Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.

Первое название школы, так сказать, ее «девичья фамилия», была Школа международного бизнеса МГИМО. В 1995 г. по приглашению академика-реформатора Абела Аганбегяна команда школы (более 100 человек) переехала на территорию Президентской академии – ведущего управленческого и бизнес-университета России. А в 1997 г. школа меняет частный статус на государственный, получает нынешнее название – Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА). Сплав лучших национальных управленческих знаний и опыта РАНХиГС и международных компетенций МГИМО обеспечил программам ИБДА высокую конкурентоспособность на рынке бизнес-образования.

ИБДА – самая крупная бизнес-школа, работающая в премиальном ценовом сегменте, единственная элитная российская бизнес-школа, которая на протяжении всей своей 30-летней истории работает преимущественно на рынке В2С, ориентируя свои программы, прежде всего, на развитие инновационного среднего бизнеса России. (К среднему бизнесу мы, по европейскому классификатору, относим компании с оборотом от 50 миллионов евро до 1 миллиарда евро в год.)

Основными принципами и ценностями ИБДА являются:

  • построение практико-ориентированного преподавания менеджмента и лидерства на основе учета самого передового российского и международного опыта;
  • постоянное (системное) совершенствование программ в соответствии с изменяющимися потребностями рынка и деловой среды VUCA;
  • следование принципу: «Учить успешному бизнесу может лишь тот, кто работает на рынке и сам успешен в бизнесе»;
  • ориентация в первую очередь на потребности среднего бизнеса России. Мы считаем, что именно средний бизнес является драйвером прогресса и инноваций в сегодняшней экономике (примерно 85% деятельности);
  • преимущественная ориентация на рынок В2С, то есть на реальные нужды бизнесменов и менеджеров;
  • создание и проведение уникальных, инновационных программ, не имеющих аналога в российской практике, по заказу и при поддержке крупнейших российских и зарубежных компаний (Сбербанк, Роскосмос, Россельхозбанк, Microsoft, ТНК-ВР, IBS и др.).

ИБДА является структурой РАНХиГС. Все учебные программы института, по которым, согласно закону Российской Федерации, выдается диплом государственного образца, имеют государственную аккредитацию.

Все программы МВА и ЕМВА института имеют высшую форму российской независимой аккредитации – аккредитацию Национального совета по оценке качества делового и управленческого образования (НАСДОБР).

Программы МВА и ЕМВА ИБДА имеют самую престижную, специализированную международную аккредитацию программ МВА, АМВА International. (Входит в число так называемых международных аккредитаций «Тройной короны»).

ИБДА – первая и на сегодняшний день единственная в России бизнес-школа, которая допущена к прохождению и находится в процессе самой сложной и почетной мировой стратегической аккредитации – аккредитации AACSB International (аккредитационная процедура длится 6 лет).

– Назовите, пожалуйста, количество действующих программ MBA и среднюю продолжительность курса.

– Общее количество программ MBA составляет пять:

  • русскоязычная программа МВА;
  • русскоязычная программа iMBA;
  • русскоязычная программа ЕМВА;
  • англоязычная программа МВА, проводимая совместно с Гренобльской высшей школой менеджмента (GGSM, France);
  • англоязычная программа ЕМВА, проводимая совместно с Антверпенской школой менеджмента (ASM, Belgium).

Согласно международным аккредитационным требованиям АМВА International и национальным требованиям НАСДОБР, программы МВА должны иметь не менее 600 контактных часов. Это подразумевает продолжительность программы около двух лет. В этой связи средняя продолжительность программ МВА ИБДА – около двух лет.

– Укажите, пожалуйста, количество выпускников в 2015 и 2016 гг.

– В 2015 г. – 307, в 2016 г. – 318.

– Укажите, пожалуйста, общее количество выпускников с момента запуска образовательной программы MBA.

– С учетом выпусков Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС, которая вошла в состав ИБДА в 2013 г., – более 28 тысяч человек.

– Укажите среднюю стоимость года обучения по программе MBA в текущем и прошлом году.

– В 2015 г. – около 550 тысяч, в 2016 г. – около 600 тысяч рублей.

– Кто является основными слушателями курса?

– На программах МВА: менеджеры среднего звена средних и крупных компаний, собственники небольших компаний среднего бизнеса. Средний опыт работы – около 10 лет.

На программах ЕМВА: собственники бизнеса, высший менеджмент компаний среднего бизнеса, кадровый резерв крупнейших российских и зарубежных компаний. Средний опыт работы – около 20 лет; средний опыт управленческой работы на руководящих постах в компаниях и фирмах – 13–15 лет.

– Что является основной причиной, побуждающей слушателей курсов получить степень MBA – потенциальный рост по карьерной лестнице, престиж среди коллег, необходимость получения новых знаний в отдельных отраслях или др.?

– Если перечислять, что является главным для большинства поступающих на программы МВА и ЕМВА, то получится такая лестница мотиваций:

  • Желание сделать более быструю карьеру, увеличить доходы;
  • Желание придать новый импульс развития бизнесу или начать новый бизнес;
  • Желание получить новые управленческие, предпринимательские и лидерские знания и навыки;
  • Желание структурировать полученный практический опыт, обменяться опытом с такими же успешными представителями бизнеса;
  • Желание расширить круг социальных контактов среди успешных и прогрессивных представителей бизнеса и менеджмента из разных отраслей и регионов;
  • Желание получить престижный диплом ИБДА РАНХиГС или известной зарубежной бизнес-школы.

– Укажите, пожалуйста, средний возраст слушателей курсов MBA в вашей бизнес-школе.

– 34–36 лет; на программах МВА – 30–32 года; на программах ЕМВА – 39–40 лет.

– Кто является основными лекторами и наставниками в рамках программы MBA в вашей школе? Представлены ли иностранные лекторы в рамках обучения?

– В программах постоянно принимают участие известные тренеры, консультанты, коучи и т.д. из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Калининграда, Минска, Вильнюса, Риги, Таллина и др.

Практически все преподаватели программ МВА и ЕМВА имеют опыт работы в бизнесе и управленческом консалтинге. На программе за два года выступают в среднем 10–12 представителей ведущих тренинговых компаний России, представители Российской ассоциации коучей, Европейской ассоциации коучей, Ассоциации корпоративных директоров.

На программах преподает свыше 20 бизнесменов-практиков, окончивших программы МВА/ЕМВА ИБДА в предшествующие годы.

Мы благодарны за сотрудничество постоянно выступающим в ИБДА «гуру» тренингового и консалтингового рынка, таким как Владимир Соловьев, Игорь Альтшуллер, Виталий Подольский, Тигран Арутюнян, Глеб Архангельский, Александра Кочеткова, Игорь Качалов, Александр Баринов, Виргиниус Кудротас, Наталья Долина, Марина Вишнякова и многим другим.

Регулярно проводятся мастер-классы ведущих зарубежных специалистов и известных российских бизнесменов и политиков (например, Герман Греф, Алексей Кудрин, Давид Карузо и др.).

На программах преподают преподаватели-практики из школ-партнеров: Антверпенской школы менеджмента (Бельгия) и Гренобльской высшей школы менеджмента (Франция), а также преподаватели из Болгарии, Латвии, Литвы, Эстонии, Италии, Словении, Монако, США, Испании и др. (в среднем, на долю зарубежных преподавателей приходится 15–20% учебного времени).

– Отслеживаете ли вы изменение уровня доходов ваших выпускников: как он меняется?

– Согласно данным опроса выпускников ведущих бизнес-школ России, проводимого путем краудсорсинга в рамках «народного рейтинга» Лигой МВА России в течение последних пяти лет, выпускники ИБДА РАНХиГС демонстрировали наиболее быстрый карьерный и зарплатный рост по сравнению с выпускниками большинства других бизнес-школ страны.

– Как вы оцениваете влияние кризисных явлений в экономике на количество обучающихся?

– На протяжении ряда лет в связи с кризисными процессами в экономике рынок программ МВА России сжимался. Достигнув своего пика в 2007 г., он к 2017 г. в целом по стране сократился на 15–20%. Однако ведущие бизнес-школы России сохраняют на рынке устойчивые позиции благодаря ускорившемуся перетоку учащихся из более слабых бизнес-школ в сильные.

– Какие направления MBA-программ являются наиболее перспективными, по вашему мнению, – отраслевые (в каких отраслях?), управленческие или др.?

– Программы МВА обычно носят «дженералистский» характер. Поскольку все они должны дополнительно развить навыки практического менеджмента, предпринимательства и лидерства у людей, которые уже имеют солидный опыт работы в том или ином бизнесе.

С этой точки зрения, отраслевая МВА отличается от неотраслевой МВА спецификой производственных процессов, примерами из практики и проблемными ситуациями. Скажем так, это изменяет примерно 15% содержательного материала программы.

Большинство менеджеров и собственников, которых мы учим, нуждаются в структурировании их опыта, работе по выработке инновационных решений и обмене опытом с ограниченной привязкой к отраслевой специфике. Потому что программа МВА учит не инженеров и технологов, а менеджеров и лидеров, которые будут управлять другими людьми. Групповая динамика (поведение людей в группе), мотивация, командообразование, построение корпоративной культуры и т.п. имеют общую и универсальную природу. Это подтверждается стабильным спросом на хорошие программы МВА на рынке В2С.

Вместе с тем, если представители крупной или средней компании хотят, чтобы у программы МВА была отраслевая специфика, чтобы программа помогала решать сложные и реальные проблемы компании, чтобы при обсуждении были использованы примеры из практики компании, чтобы руководители курировали проекты, которые будут готовить учащиеся, – такие программы ИБДА всегда готов разработать. Опыт подготовки отраслевых программ у ИБДА РАНХиГС огромный. Причем и с крупнейшими российскими, и с зарубежными компаниями, такими как Сбербанк, Газпром, ТНК-ВР, IBS, Microsoft, Роскосмос, Россельхозбанк, Объединенная энергетическая компания и многие другие.

Однако надо учитывать, что настоящая отраслевая МВА требует серьезной разработки и ориентируется не только на сегодняшние потребности компании, а на смену парадигмы мышления менеджеров и руководителей, отработку умения принимать эффективные решения в условиях нехватки времени и информации, над развитием эмоционального интеллекта лидеров, над становлением навыков работы по системе Аджайл и др. Это сложнейший продукт, который нельзя кардинально в разы сократить, чтобы уложиться в 100 часов или в три месяца. Сделать короткую программу можно, можно назвать ее МВА. Но это будет не МВА.

– Какие каналы распространения информации (интернет, СМИ и др.) вы используете для привлечения клиентов?

– ИБДА, как рыночная структура, использует в своих целях все известные виды рекламы и маркетинга. Однако такие сложные и дорогостоящие продукты, как программы МВА/ЕМВА, причем не только с точки зрения денег, но и с точки зрения времени, невозможно продавать только через рекламное распространение информации в интернете, СМИ и т.д.

Главный фактор набора на программы МВА/ЕМВА – это фактор доверия к бизнес-школе, к ее преподавателям, к ее имиджу со стороны выпускников, которое передается их друзьям. Когда спрашиваешь людей, как вы нас нашли, обычно наряду с перечислением статей в журналах, посещения сайтов, участия в социальных сетях, обязательно называют самый важный фактор: «расспросил друзей, которые у вас учились раньше».

– Расскажите, пожалуйста, о своих планах по развитию.

– ИБДА разрабатывает ряд программ, ориентированных на новые, прорывные технологии. Это направление «ФинТех», это использование инструментария Big Data и блокчейн, это возможности нейромаркетинга и другие.

Обсуждается (завершающая стадия) программа подготовки «мультифункциональных менеджеров», способных одинаково профессионально осуществлять проектную, предпринимательскую и управленческую деятельность как в рыночном бизнесе, так и в государственных компаниях, а если потребуется, и в органах государственной власти.

Мы работаем над программой МВА, ориентированной на совместное проектное обучение представителей бизнеса и курирующих органов региональной и муниципальной власти.

Недавно мы вывели на рынок программу iМВА, где до трети учебного времени преподается с использованием возможностей интернета и IT-технологий. Это также адаптация под потребности потребителей. В первую очередь их нового поколения: представителей генераций Х, Y и Z.

Совместно с Росатомом делаем программу, направленную на развитие маркетингового и предпринимательского потенциала средних менеджеров и инженерно-технического состава компании. Обсуждаем программу по кросс-культурному менеджменту и активизации экспортной деятельности компании.

Мы думаем, как сделать программы МВА нашей бизнес-школы более доступными в регионах, менее дорогими. И одновременно не растерять качество, которое накапливалось десятилетиями, сохранить возможность тесного контакта наших учащихся с лучшими преподавателями-практиками России и постсоветского пространства.

 

Оригинал материала:
Директор ИБДА РАНХиГС С. П. Мясоедов о развитии бизнес-школы и перспективах бизнес-образования в России

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления