Новости

Новости

Теймураз Вашакмадзе рассказал об оценке стартапа

16 Июля2017
Теймураз Вашакмадзе рассказал об оценке стартапа

Основатель и руководитель Школы управления стоимостью «Финмодель», доцент Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Теймураз Вашакмадзе поделился опытом с участниками Летнего кампуса. Он рассказал о традиционной оценке бизнеса и объяснил, почему эти модели не подходят при оценке стартапов и высокотехнологичных компаний.

В начале лекции Теймураз подчеркнул, что оценка компании – непростая задача, на которую влияет множество факторов. Эксперт или команда оценщиков анализируют динамику, организационную и технологическую деятельность компании, позицию среди конкурентов, делают вывод о перспективах развития предприятия.

На оценку также влияют и компетенции покупателя, и владение информацией. Например, компанию стоимостью 1 млн долларов США не купит инвестор, который не сможет управлять ей как минимум так же эффективно, как предыдущий владелец бизнеса. И наоборот, компанию купит управленец, который знает, как сильно повысить ее доходность, или владеет информацией о перспективе сегмента рынка. Информация – важный элемент оценки, по этой причине цена продавца бизнеса обычно выше цены покупателя: первый знает о компании больше.

Лектор рассказал, как достигается соглашение в условиях минимальной цены покупателя и максимальной – продавца. Он назвал диапазон цен между минимальной и максимальной термином zopa - зона потенциального соглашения (zone of potential agreement). Также он перечислил традиционные подходы оценки бизнеса (затратный, сравнительный и доходный) и объяснил, почему стартап нужно оценивать иначе.

Затратный подход основан на определении затрат на воспроизводство объекта оценки. Теймураз привел в пример завод компании Coca-Cola, который можно точно скопировать и посчитать затраты на создание завода-копии. Однако такой подход не всегда учитывает технологии, силу бренда, менеджмент компании и прочие нематериальные факторы, влияющие на конечную стоимость бизнеса. При оценке стартапа подход может привести к однобокому анализу: часто пара ноутбуков – все, что есть в распоряжении владельца.

Сравнительный подход – сравнение объекта оценки с аналогами. Такие аналоги должны быть сходными по основным экономическим, материальным, техническим и прочим характеристикам. Лектор привел в пример компании The Coca-Cola Company, PepsiCo и Dr Pepper Snapple Group. Довольно трудно оценивать стартапы и инновационные компании таким образом, ведь часто у них еще нет аналогов.

Доходный подход основан на определении ожидаемого дохода объекта оценки. Из основных минусов такого подхода Теймураз назвал субъективность оценки.

При оценке стартапов венчурные инвесторы, как правило, используют комбинацию доходного и сравнительного подходов, что позволяет определить стоимость идеи и команды проекта. Печальная статистика инвесторов: конверсия финансируемых проектов обычно не превышает 50%. Из 10 проектов только 5 в лучшем случае получат развитие, а остальные принесут убытки.

 

 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 07-12 июля

ФОТОГАЛЕРЕЯ 13-20 июля

Все интервью Летнего кампуса – 2017

Все лекции Летнего кампуса – 2017


Кампус проходит в г. Иннополис под Казанью. Организаторами Летнего кампуса Президентской академии являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, правительство Республики Татарстан, Ассоциация инновационных регионов России, при поддержке ГК «АКИГ».

Генеральный партнер – Coca-Cola. Партнер – Johnson & Johnson. Генеральный инфопартнер: Forbes. Стратегический инфопартнер: ТАСС. Главные инфопартнеры: Lenta.Ru. Ведущий инфопартнер – «Полит.ру». Главный региональный инфопартнер: «Реальное время». Региональный инфопартнер: Деловой интернет-портал TatCenter.ru. Инфопартнер по Республике Татарстан – ИА «Татар-информ». Информационные партнеры Кампуса: «ГТРК «Татарстан», «Российская газета», «Радио Свобода», «Эксперт Татарстан», журнал «Стратегия», информационно-аналитический портал «Полит.ру», «KAZANFIRST» и РБК Татарстан.

Официальный сайт Летнего кампуса

Программа Кампуса

Аккредитация СМИ: Дмитрий Соколов, пресс-секретарь РАНХиГС, телефон +7 903 788-38-02.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления