Новости

Новости

В РАНХиГС откроется программа для инженеров-управленцев – профессионалов нового типа

07 Июня2017
В РАНХиГС откроется программа для инженеров-управленцев – профессионалов нового типа

В 2017 г. на Факультете инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС начинается обучение бакалавров и магистров, одновременно обладающих компетенциями инженеров и предпринимателей. Об этом порталу E-xecutive.ru рассказали декан факультета Сергей Серебренников, заместитель декана Сергей Харитонов и другие организаторы.

В ходе подготовки образовательной программы Факультет инженерного менеджмента Президентской академии уже приступил к переговорам с крупными российскими и международными компаниями, заинтересованными в проектировании уникального профессионального образа инженера-управленца под свои задачи. Об этом шла речь на студенческой конференции в РАНХиГС, организованной Институтом отраслевого менеджмента.

 

Уникальное явление

Факультет инженерного менеджмента в РАНХиГС был создан три года назад. За непродолжительное время здесь смогли сформировать уникальную образовательную площадку по подготовке управленцев для промышленного сектора экономики. В основу был положен передовой опыт советской и российской школы обучения инженеров-экономистов, а также лучшие зарубежные образовательные программы engineering management и technology management.

«В этом году мы запускаем проект по подготовке профессионалов нового типа – инженеров-управленцев, понимающих, как развиваются производственные и технологические системы», — говорит декан факультета Сергей Серебренников.

По словам Серебренникова, в качестве инженеров выпускники смогут проводить прикладные исследования и анализ производства с целью его оптимизации, проектирование, конструирование и подготовку технической документации, разрабатывать или совершенствовать существующие проектные или инженерные решения, а как управленцы они справятся с постановкой целей и определением задач, планированием, подбором кадров, организацией и анализом деятельности предприятия. Очень важно, что подготовленные здесь специалисты смогут не только поэтапно выстраивать технологические процессы и вносить в них улучшения, но и руководить этими процессами, составлять бюджеты, финансово-экономически обосновывать принятые решения. Кроме того, и это очень важно, они будут уметь работать в команде и, отстаивая собственную точку зрения, находить компромиссы. Именно с такими людьми компании становятся успешными, а их продукция – конкурентоспособной.

Вообще-то идея инженерно-управленческого образования не нова. Даже в сфере среднего профессионального образования существует запрос на таких специалистов, поскольку на предприятиях отмечается «наложение» функций, при котором высококвалифицированный рабочий начинает вытеснять инженерно-технических работников. После перехода от советского инженерно-экономического образования к современному исчезла инженерная составляющая, но сегодня стало очевидно, что ее необходимо возрождать, что и будут делать на факультете инженерного менеджмента.

 

Самобытность и креативность

Факультету исполнилось три года. Конечно, это не много, но и не мало. Прошедшее время приносило не только успехи, но и ошибки, и разочарования.

«Каждый год мы пытались наполнять жизнь нашего факультета новыми смыслами. Мы движемся вперед, эволюционируем и становимся лучше, – рассказывает заместитель декана Сергей Харитонов. – Трех лет вполне достаточно, чтобы сформировалась идеология факультета. Любая идеология берет свое начало из идеи, которая со временем начинает обрастать идолами, а идолы впоследствии выстраиваются в иерархию. Однако со временем идеология становится оковами для творческого созидания и креатива. Именно потому на нашем факультете нет и не может быть идеологии, а есть идея», – подчеркнул Харитонов.

Факультет инженерного менеджмента – это своеобразное творческое пространство для индивидуальностей, и задача сотрудников – создать все условия для того, чтобы эти индивидуальности креативили. И это не пустой лозунг. Здесь считают, что между понятиями «личность» и «индивидуальность» имеются существенные различия, которые станут более четкими, если обратиться к их переводу с латинского. Первое означает «звучать через», а второе «неделимый, нерушимый». Ведь свободы больше в индивидуальности, нежели в личности.

«Наша идея – это создание пространства для креатива, в котором индивидуальность может созидать. И еще одно – личность всегда что-то критикует, осуждает, а индивидуальность знает одно правило: если критикуешь, предлагай пути решения проблемы. Если нечего предложить, то нечего и критиковать», – считает директор программ инженерного менеджмента Максим Анискин.

Как же данная идея реализуется? Существует три ключевых пункта, через которые проходит каждый учащийся. Это стратегическая сессия; учеба, тренинги и проектная деятельность, а также день рождения факультета, где происходит презентация студенческих проектов.

В ноябре 2016 г. запустили веб-тест такой модели. Студенты опробовали все на себе. Факультетская команда выехала на стратегическую сессию – трехдневный мозговой штурм, интенсивный и проходящий по определенному сценарию. Уникальная технология не позволяет участникам расслабиться, они все время находятся в постоянном интеллектуальном прессинге. В итоге факультет получает набор работоспособных проектов, которые можно реализовать здесь и сейчас, вкладывая в них силы, ресурсы и средства.

Можно говорить, например, о проекте «Люди-Х», цель которого – подготовка кадров по заказу предприятий, с тем чтобы они эффективно решали задачи производства. Или о проекте «Гетерия» – это не что иное, как студенческий бизнес-инкубатор, позволяющий учащимся совместно с руководителями компаний создавать новые продукты и услуги.

«Мы хотим, чтобы к концу обучения у наших выпускников был не только диплом, но и портфолио проектов. Наша задача – научить студентов созидать», – отметил Максим Анискин.

 

Люди-Х

В ходе стратегической сессии 2016 г. на Факультете инженерного менеджмента РАНХиГС родился уникальный проект по подготовке инженеров-управленцев «Люди-Х», который уже в этом году переходит в стадию фактической реализации. К созданию проекта его авторов подтолкнула ситуация, сложившаяся сегодня в промышленности, когда крупные корпорации меняют традиционные подходы к профессиональному образованию, сознавая, что в наши дни требуются специалисты, понимающие ключевые технологии и научные принципы и способные к непрерывному саморазвитию.

«Поскольку вопрос о первичности инженерных и управленческих компетенций в образе обсуждаемого специалиста остается открытым, и мы не можем корректно использовать термины “инженер-управленец” или “управленец-инженер”, мы называем этих специалистов “люди-Х”», – говорит член Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ Павел Черных.

Интересно, что проект «Люди-Х» дает четкий алгоритм действий. По нему сотрудники и собственники компании первоначально определяют ключевые видения и осуществляют аудит компетенций – тех, которые уже имеются на предприятии, и тех, которые необходимы для реализации приоритетных задач. При этом анализируются данные мозговых штурмов, формируется перечень ключевых проектов, определяются потребности в компетенциях лидеров изменений. Так создается точечный запрос на обучение специалистов по конкретным модулям. Интересно, что предприятие само формирует каждый последующий заказ на подготовку инженерно-управленческих кадров.

Как отмечает Павел Черных, в настоящее время на базе крупнейшего в России предприятия по производству композиционных материалов АО «Авангард» проходит апробация проекта. Многие не только российские, но и зарубежные образовательные организации объявили о готовности присоединиться к программам, которые разрабатываются для конкретных производств и отраслей. Среди участников – Центр навыков и компетенций SkillsCenter, эксперты международной консалтинговой компании EFESO Consulting и др.

Одним из проектов, также родившихся в ходе обсуждения на стратегической сессии 2016 г., стал компьютерный симулятор «Управление производственной компанией», о котором рассказал заместитель декана факультета Альберт Стуловский. Эта образовательная технология дает возможность каждому студенту попробовать силы в руководстве организацией, проверить свои знания.

«Задача симулятора – научить студентов принимать управленческие решения, от которых зависит финансовая устойчивость компании. С его помощью доступны различные бизнес-процессы – логистика и маркетинг, закупки и бухгалтерия, безопасность и энергообеспечение, управление персоналом и многие другие аспекты, которые необходимо учитывать при управлении предприятием», – говорит Стуловский.

Крупные компании и государственные ведомства охотно становятся партнерами Факультета инженерного менеджмента, оказывают организационную и методическую поддержку учебных программ. Среди них – Министерство промышленности и торговли РФ, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, крупнейшие предприятия.

Факультет инженерного менеджмента нередко называют «атмосферным» факультетом. В этом нет ничего удивительного, ведь здесь создана уникальная атмосфера абсолютного творчества для студентов, формируются и поддерживаются условия для раскрытия потенциала каждого, кто пришел сюда учиться.

 

Ольга Владимирова, обозреватель журнала Business Excellence

Оригинал материала: «Пространство для индивидуальностей»

 

Новость по теме:

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления