Новости

Новости

Владимир Мау и Вениамин Каганов ­– о перспективах развития образования и новой программе «Управление образованием в регионах»

22 Июля2015
Владимир Мау и Вениамин Каганов ­– о перспективах развития образования и новой программе «Управление образованием в регионах»

Об основных трендах и перспективах развития образования рассказали 20 июля в интервью Центру общественных связей РАНХиГС заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов и ректор РАНХиГС Владимир Мау.

В современном меняющемся мире образование тоже вынуждено меняться. Какие основные мировые тренды развития образования вы можете обозначить?

Вениамин Каганов: На данный момент практически бóльшая часть стран находится в состоянии реформирования своих систем образования, а остальные – в состоянии подготовки к грядущим реформам, соответствующим вызовам времени. Одновременно с этим само общество проявляет повышенное внимание к сфере образования.

В отдельные тренды, происходящие в этой области, можно выделить рост применения информационных технологий в процессе образования, востребованность и устойчивость траектории, направленной на индивидуализацию образовательных программ в общеобразовательной школе. Быстрыми темпами растет и самостоятельное обучение с использованием программ дополнительного образования, в первую очередь в электронной форме.

Наряду с этим также можно выделить инклюзивность образования, внедрение которой сейчас идет активными темпами. Недавно прошло первое заседание Совета по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов при Министерстве образования и науки, на котором были озвучены предварительные итоги по результатам ее апробации в 17 пилотных регионах. Мы получили неплохие результаты, на основании которых сформулировали те задачи, над которыми будем работать в ближайшее время. К тому, что я уже отметил, хотелось бы добавить и тренд, связанный с возвратом гуманитаризации образования, которая была ему присуща раньше. Этот факт ни в коем случае не означает отступления в прошлое, а только подтверждает нашу готовность одновременно с внедрением новшеств использовать и тот хороший опыт, который был накоплен в нашем образовании.

Владимир Мау: Если говорить про мировые тренды, то образовательные циклы становятся все длиннее, человек проводит все больше времени в системе формального образования. Высшее образование, становясь сверхмассовым, становится и очень разным. Возрастает конкуренция между вузами за студентов, за преподавателей и за науку. Среди трендов, прежде всего, глобализация рынка образования, развитие технологий электронного обучения, появление на рынке новых игроков в виде корпоративных университетов, образовательных корпораций, формирование ситуации гипердоступности информации, усиливающаяся роль СМИ и интернета в процессах образования. Все это создает принципиально новый контекст для развития российской системы образования, требует ее ускоренной адаптации к новой ситуации с присущими ей новыми вызовами.

Другим важным вызовом и трендом является то, что меняется и рынок труда, так, 10 самых востребованных профессий в 2010 г. не существовали еще в 2004-м, а современные вузы не всегда успевают соответствовать новым требованиям экономики. РАНХиГС, как самый крупный вуз России, дает возможность абитуриентам выбирать из широкого спектра образовательных программ: управленческих, экономических, юридических, гуманитарных.

Современный человек вынужден постоянно учиться. В современных школах и университетах люди должны получать образовательные и нравственные ориентиры. Предназначение современного образования состоит в том, чтобы научить думать, размышлять, мыслить – научить учиться.

Расскажите об основных направлениях государственной политики в сфере развития образования. Какие приоритетные задачи поставлены на ближайшие годы?

Вениамин Каганов: В двух словах трудно ответить на этот вопрос. Если говорить о главном, то я бы выделил задачу по обеспечению качества образования на всех уровнях, включая дошкольное образование, которое в настоящее время является частью общего.

В числе основных я бы назвал индивидуализацию образовательных программ, ориентированных на выявление и поддержку талантов обучающихся, и программу по развитию различных форм дополнительного образования.

Какие задачи для РАНХиГС и системы образования в целом вы видите в перспективе на ближайшие 5 лет?

Владимир Мау: У системы образования задача одна – хорошо учить и выучивать. Но меняются условия, в которых действует система образования, и меняется понимание того образования, которое общество готово оценить как качественное. Изменение социально-экономических условий ставит новые задачи перед системой высшего профессионального образования, в том числе и перед РАНХиГС.

Так, трансформируются социальные функции образования. Это вызывает необходимость выработки новой модели обучения, предполагающей личностно-ориентированный подход к формированию современного конкурентоспособного специалиста. Своей целью мы ставим не просто подготовку специалиста, а стремимся обеспечивать многогранное развитие личности и удовлетворение потребности общества в квалифицированных конкурентоспособных кадрах. Здесь следует отметить, что наша основная функция – готовить управленческие кадры, которые в будущем будут формировать повестку дня в регионе, стране, а возможно и в мире. И поэтому нам особенно важно способствовать формированию многогранной гармоничной личности и профессионала высокого класса.

Достижение подобной цели не может быть реализовано простым увеличением ресурсного обеспечения существующих программ и направлений деятельности. Нам требуются новые стратегии и принципы, способные обеспечить быстрый рывок в новое качество.

Как решаются вопросы повышения качества и доступности образования?

Вениамин Каганов: В области дошкольного образования доступность обеспечивается за счет создания новых мест для детей, на что вот уже три года федеральный центр выделяет регионам огромные средства для строительства новых зданий. К концу этого года такое понятие, как очереди, должно исчезнуть в образовательной практике. В сфере общего образования происходит постоянное внедрение новых образовательных стандартов, выявляются и распространяются лучшие педагогические практики, идет работа по совершенствованию учебников и методических пособий, внедряются новые образовательные технологии, включая информационные.

Кроме того, мы внедряем инклюзивное образование, которое позволяет детям с ограниченными физическими возможностями обучаться в общеобразовательных школах, среди своих сверстников. Они таким образом получают доступ к более качественному образованию, выбирая комфортный для себя вариант обучения, и одновременно опыт социализации в обществе. Это очень важно с той точки зрения, что и здоровым детям, и детям с ограничениями во взрослой жизни все равно предстоит и жить, и работать вместе.

Как осуществляется контроль качества образования в региональных отделениях РАНХиГС?

Владимир Мау: Контроль качества образования в филиалах РАНХиГС осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством. Среди филиалов проводятся плановые и выборочные внеплановые проверки на соответствие требованиям Минобрнауки России и Рособрнадзора. На постоянной основе происходит сбор аналитической информации, ежеквартально филиалы заполняют информационную базу «Региональная сеть». Контролируется качество образовательной деятельности в рамках государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

Подходы к системе обеспечения качества образовательного процесса постоянно совершенствуются. Например, Северо-Западный институт управления РАНХиГС (СЗИУ) в настоящее время наряду с традиционными мероприятиями переходит к комплексному оцениванию условий для качественной образовательной и научной деятельности. Главными в оценке эффективности образовательной деятельности становятся результаты образования. Со следующего учебного года будет применяться автоматизированная информационная система поддержки качества образования и система мониторинга. Проводится текущий контроль успеваемости в форме компьютерного тестирования и с использованием Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО).

Нуждается ли региональная система образования в инновациях, и каких?

Вениамин Каганов: На этот вопрос можно ответить однозначно – да, нуждается. Даже наиболее продвинутые системы образования должны постоянно развиваться – это связано с постоянным изменением и ростом требований к образованию.

Но при внедрении инноваций нам необходимо сохранить системность и некоторый консерватизм, иначе система существовать не сможет. Какому из регионов удастся соблюсти этот баланс лучше, тот и будет в среднесрочной перспективе более конкурентоспособен по отношению к другим, и сможет обеспечить необходимый уровень социального и экономического развития своей территории.

Направления развития также зависят от потенциала и состояния региональной системы образования, уровня подготовки педагогических и управленческих кадров в этой сфере. Кроме того, стоит учитывать фактор востребованности специальностей и профессий, необходимых для развития региона. Оценив все эти факторы и потребности регионов, мы можем внедрять необходимые инновации в образовательные сферы регионов.

Владимир Мау: В инновациях нуждаются все системы образования, не только региональные. В системах образования идут мощные процессы изменений. Масштаб и скорость изменений становятся неподъемными для значительной части обществ. Вводить инновации в региональную систему образования сейчас будет достаточно сложно – все немного устали от перемен. Тем более есть неопределенность с состоянием экономики, поэтому все участники образовательного процесса постараются беречь силы и средства. Но та же ситуация с экономикой заставит проводить изменения: перестраивать педагогическое образование (это очень важная задача), развивать сетевые формы организации образовательного процесса, оптимизировать образовательные сети и т.п.

Региональная система образования, как и федеральная, должна учитывать новую социально-экономическую реальность и глобальные тренды, а значит развивать свою инновационную экосистему и ориентироваться на решение социально-экономических задач региона и страны в целом.

А как вы оцениваете уровень подготовки кадров в сфере образования? Каким образом его можно повысить? Что необходимо сделать в области подготовки и переподготовки педагогических кадров?

Вениамин Каганов: Внедрение новых программ в образовательный процесс сопровождается масштабной переподготовкой и повышением квалификации учителей. За последние годы многое сделано для того, чтобы мотивировать педагога на качественный труд. В частности, заметно вырос уровень средней заработной платы, профессия учителя снова становится престижной. Видимо, поэтому в большинстве школ такое понятие, как «вакансия», исчезло из лексикона. Как результат – улучшилось качество абитуриентов, поступающих в педвузы.

Оказывает свое влияние и утвержденный профессиональный стандарт педагога, в котором четко и понятно прописаны требования к учителям.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в последнее время появляются различные дополнительные программы, которые предлагают ведущие университеты страны. В частности, РАНХиГС предлагает новую программу для обучения педагогов и руководителей образовательных учреждений «Управление образованием в регионе». Эта программа имеет свою специфику, поскольку более четко ориентирована на запросы субъектов Российской Федерации.

Нам важно помочь руководителям различных уровней развивать мировые и российские тенденции в сфере образования, уметь оценивать место и состояние собственной системы, понимать, как выявлять и поддерживать лучшие практики в своих регионах, а также уметь разрабатывать программы и проекты в этой сфере. Думаю, что данные программы будут интересны и полезны руководителям системы образования в регионах. В целом, это поможет и детям, поскольку грамотный педагог и руководитель – это объект интереса детей, уважения и готовности учиться у него.

Учитель должен учиться в течение всей жизни, чтобы всегда идти в ногу со временем и быть проводником для тех, кого он учит.

Каковы особенности программы «Управление образованием в регионах», которой будет руководить заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Шаевич Каганов?

Владимир Мау: Для тех, кто связан с системой образования, все более очевидными становятся особенности развития образования, управленческих моделей регулирования этой сферы в различных регионах страны. Это понимание обусловило запуск в 2015 г. в Академии нового профиля магистерской подготовки «Управление образованием в регионе». Полагаю, что рассматриваемая программа, подготовленная и представленная по инициативе наших коллег из Министерства образования и науки России, научным руководителем которой согласился выступить заместитель министра Вениамин Каганов, заинтересует тех, кто посвятил свою профессиональную деятельность управлению образованием.

Новая программа призвана дать студенту такие навыки, как умение экспертно оценивать международный и национальный опыт развития системы образования и науки, применять его на практике; вести диалог с представителями бизнеса и гражданского общества в целях создания и реализации проектов и программ в сфере образования и науки. Также важно уметь разрабатывать креативные инновационные проекты, реализующие региональную политику в сфере культуры, образования и науки, оценивать их социальную и экономическую эффективность на региональном и местном уровнях, отвечающие традициям, потенциалу и потребностям населения конкретных территорий и многое другое.

А перспективным направлением программы станет формат «Магистратура + MPA», который мы готовы предложить при успешном запуске программы.

 

По вопросу поступления на программу можно обращаться в Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС по адресу в Москве: пр-т Вернадского, 84, корпус 8, аудитории 408 и 405. Тел: +7 916 094-97-34; +7 499 956-94-28. Узнать подробнее о программе можно на сайте Института государственной службы и управления.

Общую информацию по вопросу поступления на программу вы можете получить в приемной комиссии ИГСУ: г. Москва, пр-т Вернадского, 84, корпус 6, аудитории 2081 и 1177. График работы: с понедельника по пятницу с 10.00 до 17.00; в субботу с 10.00 до 15.00. О приеме документов по направлениям подготовки магистратуры можно уточнить по телефонам: +7 499 956-04-12; +7 499 956-97-37; +7 926 474-83-62; +7 499 956-06-19.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!