Структура

Новости филиалов

с по

Выберите филиал(ы)

В названии

Выберите раздел(ы) новостей

ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ: ВЗГЛЯД ИЗ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

27 Января2015
ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ: ВЗГЛЯД ИЗ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

С 14 по 16 января 2015 года в Москве состоялся очередной Гайдаровский форум «Россия и мир: новый вектор» – крупнейшее ежегодное научное событие международного уровня в России в области экономики, проходящий в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В прессе было дано достаточно большое количество комментариев к этому событию. Однако интересно услышать мнение ученых Северо-Кавказского региона, представленное через призму экономической ситуации на Северном Кавказе.

Высказать свое отношение к ключевым тезисам, прозвучавшим на форуме, мы попросили директора Северо-Кавказского института РАНХиГС, доктора исторических наук, профессора Галину Малахову.

- Галина Николаевна, в кризисных ситуациях многократно возрастают требования к качеству государственного управления. Какие предложения по повышению качества государственного управления прозвучали на форуме?

В ходе экспертной дискуссии о новом качестве государственного управления акцент был сделан на необходимости дальнейшего освоения механизма управления по результатам, которое должно стать стержнем государственного управления. В этом контексте участники дискуссии справедливо обратили внимание на то, что считать результатом государственного управления и выдвинули на первый план проблему целеполагания. От того, насколько грамотно будут сформулированы высшие цели, будет зависеть в конечном итоге и качество государственного управления. В качестве механизма государственного управления по результатам рассматривались, прежде всего, государственные программы и внедрение проектного управления.

Рассматривая факторы, лимитирующие повышение качества государственного управления, участники форума заострили внимание на трех моментах: 1) отсутствие в законодательных актах определения государственных функций и административных регламентов по государственным функциям; 2) несовершенство технологии оценки результативности государственного управления; 3) правовая «несдержанность».

Относительно последнего момента, хотелось бы отметить, что количество действующих нормативно-правовых актов в РФ в 2014 году составило 22140 (для сравнения: в 2000 г. в РФ действовало 6888 НПА; в Китае – 235). Таким образом, сегодня необходима разработка и реализация мер по масштабному дерегулированию по отраслям, мораторию на регуляторное вмешательство без видимых причин, реорганизации процесса разработки и принятия НПА. На региональном уровне, в частности и в регионах, входящих в состав СКФО, должна быть проведена системная работа по оценке регулирующего воздействия региональных НПА с целью снижения административных барьеров и решению проблемы избыточности НПА.

За комментариями относительно вектора экономического развития страны и Северного Кавказа мы обратились к доктору экономических наук, профессору Наталье Киселевой.

- Наталья Николаевна, какие меры по выходу из кризиса были предложены представителями ведущих министерств и ведомств Правительства РФ и как введение этих мер отразится на стабилизации экономической ситуации в северо-кавказских регионах?

К сожалению, однозначной позиции по этому вопросу в Правительстве РФ нет. В рамках пленарной дискуссии министры, представляющие два ключевых министерства – Министерство экономического развития и Министерство финансов – высказали диаметрально противоположные позиции. Глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев предложил при сохранении жесткой денежно-кредитной политики (роста ключевой процентной ставки и контроля над денежной массой) смягчить фискальную политику (сократить административные барьеры и уменьшить налоговую нагрузку). Аргументируя тем, что при снижении цены на нефть до 50 долларов за баррель, бюджет не досчитается в 2015 году трех триллионов рублей, глава Министерства финансов Антон Силуанов, говорил о необходимости сокращения бюджетных расходов на 10% в 2015 году и повышения налогов. Реализация в жизнь курса, предлагаемого Министерством финансов, на фоне снижения покупательной способности населения, может привести к сокращению совокупного спроса, сворачиванию ряда инвестиционных проектов, реализуемых на Северном Кавказе, нанести чувствительный удар по малому и среднему бизнесу. Предложение Антона Силуанова по повышению налогов, противоречит установкам Президента РФ, данным 4 декабря 2014 года в своем выступлении перед Федеральным собранием, относительно необходимости сохранения «неизменяемых условий» работы для предпринимателей на протяжении нескольких лет.

В выступлении Председателя Правительства РФ были достаточно четко обозначены инструменты реализации политики импортозамещения: введение специального инвестиционного контракта в промышленности, создание фонда развития промышленности, стимулирование развития промышленных кластеров, увеличение государственной поддержки сельского хозяйства в рамках уже действующих программ и принятие новых. Складывающаяся макроэкономическая ситуация и вектор в сторону импортозамещения могут стать толчком к ускорению экономического развития северо-кавказских регионов, у которых сегодня имеется достаточно большой потенциал как в области насыщения национального рынка продуктами питания, так и развития промышленного производства в рамках территориальных кластеров.

Свой комментарий обсуждаемых сценариев регулирования денежно-кредитной сферы в России далазаведующий кафедрой экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент Ступникова Оксана.

- Оксана Емельяновна, каковы, на ваш взгляд, перспективы изменения ключевой ставки ЦБ РФ и как это скажется на инвестиционной активности в Северо-Кавказских регионах?

Михаилом Мамоновым, ведущим экспертом Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, был представлен прогнозный сценарий изменения ЦБ РФ ключевой ставки и возможные социально-экономические последствия от данных решений. При сохранении ЦБ РФ курсовой политики «статус-кво» прогнозируется рост ключевой ставки до 37% к концу 2015 г. Если ЦБ РФ примет решение о замораживании ключевой ставки, то по прогнозам экспертов она начнет понижаться не ранее июля 2016 г. Третий сценарий направлен на контрциклическое регулирование и направлен на понижение ключевой ставки с марта 2015 г. до уровня 4,75% к концу текущего года. При этом именно третий сценарий был назван самым маловероятным. Экспертом также была обозначена проблема падения ВВП при всех трех возможных вариантах развития событий, но в различной степени. Наименьшее падение ВВП прогнозируется до 4-5% при контрциклическом развитии. Другие два сценария предполагают более значительное падение ВВП до 10-12%. Однако именно сценарий быстрого понижения ключевой ставки будет максимально благоприятным для развития Северо-Кавказского федерального округа, который испытывает высокий дефицит инвестиций даже в периоды экономического подъема. Однако это будет сопровождаться ускорением инфляции и снижением реальных доходов граждан, что повлечет еще большее сжатие внутреннего рынка округа.

За комментариями перспективных трендов экономического развития страны и региона мы обратились ккандидату экономических наук, доценту кафедры экономики и управления Орлянской Анне.

- Анна Александровна, как Вы считаете, на что следует ориентироваться бизнес-сообществу и населению при принятии стратегических решений собственного развития?

Красной нитью во многих выступлениях звучала мысль о росте ценности человеческого капитала, знаний и интеллектуального труда и снижении стоимости материальных ресурсов экономики. Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания», подчеркнул, что с этим в том числе связано нынешнее падение цен на нефть, которые едва ли возвратятся к прежнему уровню (около 100$ за баррель). В этих условиях будет возрастать важность вузов в обеспечении экономического роста, как поставщиков квалифицированных кадров и ключевых институтов инновационной инфраструктуры. Инвестиции в знания в перспективе обещают приносить максимальную доходность. Это особенно важно в условиях регионов СКФО, одной из причин инвестиционной непривлекательности которых является низкий уровень квалификации кадров.

Актуальной сегодня проблеме старения населения была посвящена работа одной из экспертных сессий прошедшего недавно в Москве Гайдаровского форума – 2015.

Прокомментировать демографическую ситуацию и демографическую политику в стране мы попросили кандидата экономических наук, доцента кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института РАНХиГС Галину Гончар, непосредственного участника экспертной сессии.

- Одной из важных проблем экспертной дискуссии Гайдаровского Форума являются вопросы старения населения в России и в мире. Какие главные вызовы старения населения наблюдаются в России?

Вы правы, в ходе экспертной дискуссии, модератором которой выступил профессор Университета Джорджа Мейсона, заведующий Международной лаборатории политической демографии и макросоцисоциологической динамики РАНХиГС Джек Голдстоун, эта проблема обсуждалась очень глубоко.

По мнению профессора Российской Экономической школы, ведущего научного сотрудника Центра экономических и финансовых исследований и разработок Ирины Денисовой, старение населения выходит на первый план при формировании демографической политики государства. Это утверждение иллюстрируют приведенные ею цифры. Так, если в 2010 году доля трудоспособного населения в России составляла 70 процентов, то прогноз на 2050 год дает результат в 56,6 процента. Динамика весьма тревожная. Предпосылками для такого прогноза являются высокая избыточная смертность в трудоспособном возрасте, особенно среди мужчин, относительно низкий уровень демографического дивиденда, огромные региональные различия в процессе старения и ресурсах. В этом отношении Северо-Кавказский регион считается «молодым», так как естественный прирост положительный.

- Какие рычаги, по мнению ученых, могут смягчить такой демографический эффект на рынке труда

Эксперты, в частности, обращают внимание на необходимость повышать уровень активности молодых матерей и пенсионеров – это может помочь России поддержать экономический рост. Основными факторами, связанными с продлением трудовой жизни, безусловно, являются поддержание здоровья, высокой уровень образования и низкий уровень нетрудовых доходов. На это указала, например, экономист, руководитель программы по старению населения в России Всемирного банка Виктория Левина.

- Какие меры наиболее эффективны в решении данной проблемы?

Во-первых, это снижение досрочного выхода на пенсию трудоспособных работников и адаптация трудовых условий для пожилых. В предшествующие годы политика в области занятости поощряла досрочный уход на пенсию с целью привлечь в экономику более молодых работников. Сегодня демографическая ситуация диктует другой тренд.

Во-вторых, необходимы инвестиции в непрерывное образование.

В-третьих, как это не болезненно, уравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.

- Для стран с прогрессирующим старением населения, может быть, было бы стратегически правильней вкладываться в долгосрочную поддержку семей с детьми, чем поощрять масштабную иммиграцию, которая решая сегодня экономические проблемы, может в будущем провоцировать немало негативных последствий: этнокультурных, социальных, политических.

С этим нельзя не согласиться. Но не стоит противопоставлять оба эти процесса. И тот, и другой инструмент необходимо применять на практике, помня, что долгосрочная поддержка семей даст результат в будущем, а насущные экономические проблемы нужно решать уже сегодня. Но, безусловно, задуматься о купировании возможных в будущем негативных социальных, политических, этнокультурных последствиях иммиграции, нужно сразу с момента принятия решений в этой области.

Хочу обратить также внимание на то, что актуальным на сегодняшний день является определение такого показателя как ожидаемая продолжительность жизни, и об этом также говорилось на Форуме. Этот показатель – одна из важнейших характеристик уровня и качества жизни.

По мнению участников Гайдаровского форума, проведение таких мероприятий на базе РАНХиГС, имеющей разветвленную филиальную сеть в регионах России, способствует эффективной трансляции политики федерального центра научному и бизнес-сообществу страны и обеспечению эффективной обратной связи.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!