Структура

Новости филиалов

с по

Выберите филиал(ы)

В названии

Выберите раздел(ы) новостей

Перспективы и опыт федерализма обсудили на международной конференции

29 Мая2015
Перспективы и опыт федерализма обсудили на международной конференции

Бесценный опыт швейцарского федерализма имеет для России практическое значение, ведь сегодня в состав РФ входит 85 субъектов, а процесс федерализации находится в стадии совершенствования. Возможно ли в России применить опыт Швейцарии в области федерализации?

Эти и другие вопросы обсудили участники конференция «Федерализм: швейцарский опыт в международном контексте», которая состоялась 26 мая в Президентской библиотеке им. Ельцина. Организатором конференции выступили Генеральное Консульство Швейцарии в Санкт-Петербурге и Северо-Западный институт управления РАНХиГС, что говорит о высоком статусе нашего института, осуществляющего роль центра международного и межрегионального сотрудничества.

Среди спикеров были швейцарские политические деятели – экс-президент Швейцарии (2003 и 2008 гг.) Паскаль Кушпен; сопредседатель группы дружбы «Швейцария – Россия Федерального собрания Швейцарии Филиппо Ломбарди; Генеральный Консул Швейцарии в Санкт-Петербурге Мишель Файетта; соучредитель института Федерализма в г. Фрайбург (Швейцария), международный эксперт по вопросам федерализма Николя Шмитт. С российской стороны – директор СЗИУ РАНХиГС Владимир Александрович Шамахов; председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Дмитриевич Григорьев; директор Центра региональных политических исследований и Института международных исследований Ирина Марковна Бусыгина и другие.

«Швейцария с 1848 г. претворяет в жизнь федеральный статус государства. Нам удалось преодолеть две войны, экономический и социальный кризисы, поэтому, я полагаю, что наша государственная система управления имеет определенные положительные качества, которые будут интересны и для российского руководства», – выразил уверенность Паскаль Кушпен.

В России современные принципы федерализации зародились после распада СССР. «Парад» суверенитетов начала 90-х годов привел не только к стихийной экономической децентрализации, но и к колоссальным расхождениям между федеральным и региональным законодательством. Федеральная реформа позволила усилить государство после ослабления в предшествующий период. Учреждение федеральных округов, приведение законодательной базы субъектов в соответствие с федеральным законодательством – все это, безусловно, способствовало укреплению России», – сказал директор СЗИУ Владимир Александрович Шамахов.

Заведующий кафедрой теории и истории права и государства Сергей Львович Сергевнин отметил: «несмотря на то, что Российская Федерация в сравнении со швейцарским федерализмом является федерацией молодой, опыт ее не менее важен».

В нашей национальной российской практике сложилось так, что в формулировании важнейших фундаментальных позиций и принципов функционирования политической системы особую роль играет Конституционный суд. И именно благодаря тем толкованиям Конституции, которые осуществляет Конституционный суд, и благодаря тому, что за всю свою более чем 20-летнюю историю он рассмотрел около 700 дел, посвященных проблемам федерального устройства, была сформулирована современная национальная доктрина федерализма

Сергей Львович обратил внимание на некоторые положения доктрины. Прежде всего, эта доктрина исключает возможность существования нескольких суверенитетов на разных уровнях. Субъекты вправе обладать определенными полномочиями, но не суверенитетом. Конституционный суд однозначно утвердил недопустимость права сецессии в действующей Российской Конституции – субъекты федерации не вправе выходить из ее состава добровольно. Такой выход возможен лишь по полному согласию всей федерации. Конституционный суд также утвердил и обосновал принцип равенства субъектов в их взаимоотношениях между собой и с федерацией в целом.

Соучредитель Института федерализма в г. Фрайбург Николя Шмитт рассказал о том, что представляет собой федерализм в Швейцарии. «Федерализм позволил нам построить процветающее государство», – подчеркнул эксперт. Швейцария состоит из 20 кантонов и 6 полукантонов, которые, в свою очередь, подразделяются на более чем три тысячи общин. Кантоны в целом складывались по территориальному принципу с учетом исторических, социокультурных, конфессиональных и других факто­ров. Каждый кантон имеет свою конституцию, законы, однако их полномочия ограничены федеральной конституцией.

Несмотря на то, что в подходе к построению федеративного государства в России и Швейцарии имеются некоторые расхождения, профессор Ирина Марковна Бусыгина свое выступление о федерализме как общественном благе закончила философской мыслью, которая как нельзя лучше отражает отношение мирового сообщества и участников конференции к федерализму: «Федерализм как скрипка Страдивари – хорошая вещь, но надо уметь на ней играть».

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!