Структура

Новости филиалов

с по

Выберите филиал(ы)

В названии

Выберите раздел(ы) новостей

Владимир Шамахов о конкурсе «Петербургский чиновник»

04 Апреля2014
Владимир Шамахов о конкурсе «Петербургский чиновник»

С приходом весны в Петербурге стартовал третий открытый конкурс «Петербургский чиновник». Проект зарекомендовал себя еще в позапрошлом году: тогда конкурс проводился впервые, на него было выдвинуто 32 представителя федеральной, региональной и муниципальной власти. Год спустя появилась еще одна номинация – для государственных и муниципальных служащих Ленинградской области. Наш корреспондент пообщался с одним из главных организаторов конкурса – директором Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктором экономических наук, профессором Владимиром ШАМАХОВЫМ. По его мнению, главная цель проекта – определить, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать современный госслужащий, и выявить, кто из петербургских чиновников, по мнению населения, является носителем этих высоких характеристик.

– Владимир Александрович, Вы долгие годы сами были на государственной службе, работали в федеральном правительстве, многое знаете об особенностях государственной службы в России. Расскажите, пожалуйста, как в нашей стране готовят госслужащих? Есть ли какие-то особенности этой подготовки?

– Процесс подготовки государственных служащих зависит от особенностей страны и общественного строя. В царской России чиновников готовили специальным образом. Первым учебным заведением вообще в Европе, которое готовило чиновников, был Царскосельский Императорский лицей. Он давал высшее образование и готовил к государственной карьере. В советское время в нашей стране считали, что девушек и юношей специально образовывать для государственной службы не нужно. Сначала они должны получить профессию, где-то поработать, а потом только приходить на государственную службу. Схожая практика существует в некоторых странах и сейчас.

Во Франции и США чиновников готовят на базе уже полученного образования. У них давно сформированная, устоявшаяся модель государственного управления, по которой они работают веками. К государственным вузам заранее выставляются требования, к ним привязываются стандарты, согласно которым происходит подготовка госслужащих на базе неспециализированного учебного заведения. Это можно сравнить с военными кафедрами в российских вузах. Но для такой системы подготовки будущих сотрудников государственных структур должны существовать четкие образовательные параметры, требования, стандарты. У нас этого пока нет.

– Но наверняка ведется работа в этом направлении?

– Такие стандарты, конечно, разрабатываются, и они будут. В Советском Союзе этого не делали, потому что вся система готовила людей к общественной деятельности. Октябрятские, пионерские, комсомольские, профсоюзные, партийные органы – все были на собраниях, все обсуждали решения съездов, конкурировали, выдвигали кого-то, все были вовлечены в процесс управления государством и обществом. Людей отдельно учить не надо было. Лидеров собирали на партийные, пропагандистские курсы.

В современной России, как в молодом государстве, нет всей той общественной жизни, которая была в Советском Союзе и нет стабильной модели управления. А чиновники нужны квалифицированные, компетентные. Поэтому их нужно учить. И в этих условиях чем раньше их начнешь учить, тем лучше будет результат.

– Как сейчас происходит процесс обучения госслужащих?

– Мы готовим чиновников более 20 лет, практически с образования новой России. Обучаем студентов, а параллельно и действующих чиновников. В этом наше главное преимущество перед другими вузами. С будущими чиновниками и действующими работают одни и те же преподаватели. Процесс подготовки ориентирован на практическую деятельность, он отвечает запросам времени.

Главная проблема сегодня в том, что не отстроена цепочка, которая должна состоять из трех звеньев. Это образовательные стандарты, профессиональные стандарты и управленческие компетенции. И во всех этих звеньях должны участвовать как образовательные учреждения, так и потенциальные заказчики. А сейчас происходит разрыв. Образовательные учреждения пытаются что-то делать, но ни бизнес, ни государство, ни конкретные отрасли экономики не могут сформулировать свой заказ на специалистов, не могут сказать, какие специалисты и в каком количестве им нужны. Ситуация должна измениться. Президентом Российской Федерации принято решение, в соответствии с которым российскому союзу промышленников и предпринимателей поручено организовать работу в этом направлении. Вот это даст желаемый результат.

– Владимир Александрович, необходим ли будущим чиновникам творческий подход к делу или главное – освоить управленческие технологии?

– Существует заблуждение, что любой, кто работает в органах госвласти, является управленцем. Это далеко не так. Многие чиновники являются обычными исполнителями. Они не управляют, а просто работают в органах госвласти – что-то изучают, что-то обобщают, что-то готовят, выполняют какие-то поручения и так далее, отвечая, таким образом, за свою часть цепочки. Но они не управленцы.

Лидеры, управленцы, безусловно, есть, но их единицы. А все остальные – просто хорошие менеджеры, сознательные исполнители. Они тоже должны быть преданы народу и государству. У них должен быть, как я говорю, «ген гуманности», иначе им вообще не стоит идти на работу, связанную с людьми. А в органах госвласти степень ответственности еще больше, чем даже у уважаемого всеми библиотекаря, врача. Поэтому, если они не видят, что вся их деятельность направлена на службу народу, им там не место, будь они хоть самыми толковыми и выдающимися. Пусть они реализуют свои возможности в других сферах, в бизнесе, в науке, еще в каких-то областях, не связанных с сервисом. Ведь государственная служба – это и есть сервис. И во всем мире слово «служба» переводится как «service», то есть сервис. Государственная служба предполагает оказание сервисных услуг гражданам на деньги, которые они уже внесли за счет своих налогов.

– Наверное, именно об этой обязанности каждого уважающего себя чиновника – верой и правдой служить своему народу – и напоминает конкурс, который Вы организуете третий год подряд?

– Вот мы говорим: «служба народу», «сервис». И здесь снова происходит разрыв. Ведь карьерный рост чиновника обеспечен (не всегда, но часто) оценкой руководителя, а не заказчика. То есть не граждан, не народа, а вышестоящего лица. А это неправильно. Поэтому мы и проводим конкурс «Петербургский чиновник»: хотим, чтобы деятельность чиновников могли оценить прямые потребители госуслуг. И мы будем показывать дальше, что это именно та оценка, которая должна лежать в основе карьерного продвижения.

Государство не заинтересовано в этом. Я сам работал много лет в органах госвласти и знаю: не всегда удобно, когда тебя кто-то со стороны оценивает. Поэтому параметры оценки должны быть заданы. И это задача общества, а общество – это, прежде всего, партии и общественные объединения, научные, например. И это их задача – сформировать критерии для оценки деятельности госорганов и отдельных чиновников. Иначе, если все будут говорить, что у нас все плохо, у всех просто руки опустятся, и никуда мы не прорвемся, никакой модернизации не произойдет. Надо самим формировать условия, в которых мы хотим жить.

– Как Вы считаете, конкурс «Петербургский чиновник» все-таки привлекает общественность? Люди действительно вовлечены в оценку?

– Конечно. Более полумиллиона петербуржцев приняли участие в оценке тех чиновников, которых сами же выдвигали на конкурс. С каждым годом конкурс вызывает все больший интерес. Граждане понимают, что смешно просто жаловаться, нужно что-то делать самим. Тем более в эпоху, когда есть телефон и интернет.

Конкурс «Петербургский чиновник» – это возможность сказать спасибо людям, которые нормально исполняют свой долг. Благодаря конкурсу мы сформируем новую волну управленцев, работающих для людей.

– Понятно, что такие чиновники должны «взращиваться» в правильной среде. То есть Вы сказали, что начинаете воспитывать госслужащих сразу после школы?

– Даже раньше. У нас есть проект «Школа будущих президентов», мы работаем с девяти– и десятиклассниками, они у нас бывают. С ними встречаются студенты, преподаватели. Ребята занимаются, им нравится. Конечно, это не всем подходит. Но тех, у кого есть склонности, желательно выявить как можно раньше, и как можно раньше дать им возможность себя проявить. Мы считаем, что это оправданно. Так же, как лучшие командиры вырастают из суворовцев и нахимовцев. Мы должны возрождать традиции Царскосельского лицея. Делать лицеи для тех, кто хочет идти на государственную службу. Это нормально.

– Как Вы думаете, такое явление, как коррупция, исчезнет, если Вы заранее воспитаете соответствующих служащих?

– Во-первых, я хочу выразить свое отношение к термину «коррупция». Он занял неправильное место и вообще неверно используется. Коррупция – это организованный сговор представителей власти с бизнесом или еще с кем-то. Причем, сговор вертикальный, с самого низа до самого верха. Как говорят, победить коррупцию невозможно, и это действительно так. Но существуют простые вещи – такие, как злоупотребление служебным положением, взяточничество. Вот с ними как раз можно справиться. Надо просто правильно расставить акценты и распределить силы. А когда надо бороться одновременно со всем и непонятно с чем, тогда не получается.

У нас в институте мы исповедуем принцип: взяток не даем. Не то что не берем, а не даем! Мы и студентов, и родителей так воспитываем, что тот, кто дает взятку, не менее виновен, чем тот, кто берет.

– А если человека вынуждают?

– Ну, как его могут вынудить? Вынуждают – приходи и жалуйся. Есть каналы связи. Мы только спасибо скажем. И обязательно разберемся, обязательно накажем по справедливости, кто виноват. И это все знают. Надо не давать взятки! Если человек дает взятку, то он нарушитель. А у нас в модели общества заложено, что так все делают, что это нормально.

– Значит, сначала нужно само общество повернуть…

– Конечно. Мы у себя создали правильную атмосферу. Поэтому люди и идут к нам: они знают, что мы с этим боремся, что это не только лозунги.

Нам всем вместе нужно решить. Как с Крымом. Решили, и всем легче стало. Так давайте сделаем так, чтобы народ сам сказал: «Мы не хотим давать взяток! Нам это противно!». Тогда, если потребуют, и спрос будет другой.

– Владимир Александрович, Вы упомянули Крым. Расскажите, пожалуйста, у Вас планируется прием студентов оттуда?

– Пока нет понимания. В настоящее время вопрос решается на уровне правительства. Мы готовы принимать людей на общих основаниях, и даже на привилегированных основаниях, потому что им сейчас труднее, чем нам. Но есть свои сложности. У них ЕГЭ нет, например. Сначала должен быть порядок приема определен. Я же не могу своим решением изменить весь существующий порядок.

– Ответственность уже на Вас – там ведь нужны российские чиновники.

– Это немного другое. Вы спросили про школьников, а тут весь чиновничий аппарат. Мы проработали вариант с властями Феодосии, сейчас рассматриваем там открытие нашего учебного центра, чтобы преподаватели выезжали на место и там обучали людей основам нашего законодательства и администрированию. Я думаю, что весной мы уже сможем это развернуть.

– Ваш вуз является лидером по популярности среди молодежи. Все рвутся сюда поступить. Понятно, что, во-первых, вы не берете взяток...

– Во-вторых, у нас очень интересная студенческая жизнь. У нас развиты и самоорганизация, и самоуправление. Самоорганизация – это курсы, объединения по интересам. У нас их много: «Таможенник», «Дипломат», «Полис»... Студентам интересно. А самоуправление – это уже объединение студентов, с которым мы активно взаимодействуем. Наделяем их полномочиями по решению нашей главной задачи – совершенствованию образовательного процесса. Мы отчасти переходим на так называемый проектный метод образования, когда вместо лекций и семинаров формируются команды, работающие над конкретной задачей, над проектами в социальной и управленческой сферах.

Многие из наших студентов на добровольной основе помогают обездоленным семьям, больным детям и так далее. Совершенно бескорыстно и бесплатно, будучи сами не очень богатыми людьми.

Кроме того, мы исповедуем подход преподавателей к студентам, как к партнерам. Именно такой стиль дает наилучший результат. Идет взаимообогащение. Потому что и взрослым, у современной молодежи есть чему поучиться. Это и взгляд на мир, и знание современных информационных возможностей. Многие студенты переходят к нам из других вузов. Просятся, но мы не можем взять всех. В общем, у нас в институте интересная и достаточно насыщенная жизнь.

– А в социальных вопросах у Вас лучше, чем в других вузах?

– У нас хорошее общежитие, мы каждый год выделяем на его благоустройство довольно существенную сумму. Более того, у нас раньше была гостиница для слушателей. Но мы отдали ее студентам. В прошлом году у нас был увеличенный прием, и мы пошли на то, что отказались от статьи дохода, отдали гостиницу под общежитие.

В области досуга тоже стараемся содействовать. Конечно, есть свои трудности. Например, у нас нет ни одного своего физкультурного зала, не говоря уже о бассейнах. Но мы сейчас над этим работаем. Недавно получили согласие нашего головного, московского, кампуса, будем строить корпус для занятий спортом.

Студентам, которые идут учиться на платное отделение и имеют высокие баллы ЕГЭ, мы делаем 15%-ю скидку на обучение.

– Расскажите, пожалуйста, как Вы готовитесь к приемной кампании?

– Готовимся весь год. Заниматься призывами весной уже поздно. Поэтому мы в течение всего года работаем со школами, причем не только с выпускниками, но и с десятиклассниками, девятиклассниками.

На самом деле, приемная кампания сродни выборной. Потому что нас выбирают. Но, в отличие от политической сферы, у нас она каждый год происходит. Мы избрали метод работы через наших студентов. Им больше верят. Обманывать они не умеют, да и смысла нет. Они говорят то, что есть на самом деле. Именно это люди и хотят знать! Поэтому наши студенты работают на Дне открытых дверей, ходят в школы, рассказывают, что им нравится, что не нравится в нашем институте. Их никто не заставляет, они делают это сами.

Более того, мы уже второй год практикуем одну модель... Смысл ее в том, что школьники на день становятся студентами. Они сидят на занятиях, ходят по общежитиям. Мы исповедуем открытость и осознанный выбор.

Кстати, 5 апреля в главном корпусе на Среднем пр. В.О., 57 пройдет День открытых дверей нашего института. Можно будет познакомиться со всеми направлениями обучения, с факультетами, посмотреть, как живут наши студенты. Я сам буду участвовать, буду рассказывать, отвечать на любые вопросы. Поскольку любая организация во многом зависит от того, каков лидер, руководитель. Но мы этого тоже не боимся. И приглашаем всех: пожалуйста, приходите!

У нас дни открытых дверей проходят каждый месяц на разных факультетах. И в 90% случаев дети приходят со взрослыми. То есть идут уже с настроем, готовясь принять решение. Это уже осознанный поступок. И на государственную работу люди тоже должны приходить осознанно. Одна из особенностей управленца – уметь принять решение за других, а это сложно. Это далеко не каждому дано. И это нужно понимать, а не исходить из того, что во власти сладко и хорошо. Там сладко и хорошо, если ты не отвечаешь за результат, если никто не спрашивает. А если спрос есть, то это не так уж и сладко. Работа интересная, творческая, но сложная.

Фото предоставлено пресс-службой Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Источник: http://nevnov.ru/specialno/lyudi/vladimir-shamaxov-na-gosudarstvennoj-sluzhbe-nuzhnyi-lyudi-obladayushhie-genom-gumannosti.html.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!