Структура
Исследования и Консалтинг
Print

Электронное правительство

Подготовка и сопровождение принятия правовых актов

На протяжении многих лет Центр ИТ-исследований и экспертизы осуществляет разработку и сопровождение согласования и принятия проектов правовых актов, концепций, программ, методических материалов в сфере информационно-коммуникационных технологий.

С участием специалистов Центра были разработаны и приняты федеральные законы, правовые акты Правительства Российской Федерации и профильных министерств, регулирующие следующие вопросы:

  • предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • организация межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении услуг и осуществлении контрольных (надзорных) функций;
  • обеспечение кредитных организаций сведениями, необходимыми им при оказании банковских услуг.

Можно выделить следующие правовые акты, в разработке которых принимал участие Центр

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Федеральный закон от 03.11.2015 N 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 N 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационноевзаимодействие в электронном виде»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 «О базовых государственных информационных ресурсах»;
  • Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»;
  • Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 N 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»;
  • Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 N 482 «О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2015 N 96-р «О перечне сведений, предусмотренных частью 8 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2016 N 2326-р «Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления»;

Концепции, программы:

  • Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р;
  • План мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 09.06.2014 N 991-р.

Методические материалы:

  • Методика подготовки и согласования технологических карт межведомственного взаимодействия в электронном виде при осуществлении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, утв. подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 10.02.2016);
  • Методика проектирования межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утв. подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 12.09.2016 N 354пр);
  • Методические рекомендации по организации и обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и акционерного общества «Электронный паспорт» на межведомственное взаимодействие в электронном виде при предоставлении документов (сведений) кредитным организациям, одобр. в целом подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 19.10.2017 года);
  • Методика подготовки и согласования карт межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и акционерным обществом «Электронный паспорт» при предоставлении документов (сведений) кредитным организациям в случае, если для предоставления документов (сведений) отсутствует вид сведений, зарегистрированный в системе взаимодействия, одобр. в целом подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 19.10.2017 года);
  • Методика мониторинга качества перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму, утв. распоряжением Департамента государственного управления Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 44Р-Д09.

Оптимизация государственных и муниципальных услуг

Важнейшим этапом для повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных и муниципальных услуг стало принятие федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым предусмотрена возможность оказания органами государственной власти и органами местного самоуправления услуг в электронной форме.

В целях оптимизации процедур направления запросов со стороны заявителей и собственно предоставления государственных и муниципальных услуг постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 устанавливаются требования к предоставлению данных услуг в электронной форме.

В качестве пилотного проекта по выработке механизмов взаимодействия между заявителями и органами государственной власти (органами местного самоуправления) Правительством РФ при участии специалистов Центра был подготовлен и принят перечень приоритетных, наиболее востребованных услуг, предоставление которых должно осуществляться в электронной форме (распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р).

В последующем специалисты Центра провели работу по оптимизации данных услуг в части уменьшения количества документов, которые необходимо запросить у заявителя, а также сокращения сроков предоставления услуг.

Центр на регулярной основе осуществляет мониторинг качества предоставления приоритетных услуг в электронной форме. На основе его результатов составляется сводный рейтинг готовности органов власти к выполнению требований постановления Правительства РФ N 236.

При проведении мониторинга выявляются не только ситуационные проблемы и недостатки предоставления услуг, но также обозначаются концептуальные проблемы в данной сфере и формулируются пути их решения. Результаты проводимого мониторинга и предложения по оптимизации механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг ежегодно направляются в Правительство РФ.

Успешный опыт оптимизации, полученный в отношении приоритетных государственных и муниципальных услуг, позволил распространить его на значительную часть других услуг, а также заложил теоретико-правовую основу для обоснования Центром и последующего нормативного закрепления механизмов предоставления ряда государственных и муниципальных услуг по упрощенной для заявителя процедуре, а именно:

  • - комплексные услуги – предоставление на основании единого заявления в электронной форме целого ряда услуг при наступлении определенного события, дающего право на получение таких услуг (рождение ребенка, регистрация брака и других). Введены Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления»;
  • - проактивные услуги – информирование заявителя (без предварительного запроса) через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) о полагающихся ему услугах на основании сведений в государственных информационных ресурсах;
  • - услуги, предоставляемые по «реестровой модели» – предоставление государственных или муниципальных услуг полностью в электронном виде, результатом является не бумажный документ, а запись в электронном реестре, бумажный носитель используется для получения выписки из этого реестра.

Полноценная реализация данных видов услуг позволит обеспечить реализацию современных социальных стандартов в сфере осуществления законных прав граждан и организаций: снизить административные барьеры, упростить прохождение соответствующего комплекса процедур, исключить необоснованные потери времени и материальные издержки.

 

 

Оптимизация функций контроля и надзора

Одним из направлений административной реформы, наиболее востребованных деловым сообществом и обществом в целом, является совершенствование контрольно-надзорной деятельности государства. Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил протоколом от 21.12.2016 Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Основными целями программы были обозначены снижение административной нагрузки на организации и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций.

Центр ИТ-исследований и экспертизы осуществляет методическое обеспечение деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в части выполнения автоматизации и цифровой трансформации контрольной (надзорной) деятельности, разработки проектов нормативных правовых актов в указанной сфере.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия должностных лиц в электронной форме при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Центр инициировал разработку и принятие постановления Правительства РФ от 21.04.2018 N 482, которое регулирует создание рабочей среды – государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ГИС «ТОР КНД»).

Данная система предусматривает применение риск-ориентированного подхода при выборе объектов проверки, видов и сроков проведения контрольных мероприятий, а также оценку результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

ГИС «ТОР КНД» должна стать одной из составных частей Единой информационной среды контрольной (надзорной) деятельности, призванной минимизировать участие государственного служащего в процессе осуществления контрольной (надзорной) деятельности и обеспечить максимальную объективность и обоснованность принимаемых решений за счет применения преимущественно дистанционных методов осуществления контрольной (надзорной) деятельности.

Центр является разработчиком Функциональной архитектуры Единой информационной среды контрольной (надзорной) деятельности и Комплексных требований к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти (Стандарт информатизации контрольно-надзорной деятельности), утв. протоколом заседания проектного комитета от 14.06.2017 N 40(6).

Внедрение межведомственного информационного взаимодействия

Одним из ключевых механизмов, внедряемых в целях повышения качества государственного управления, является организация межведомственного информационного взаимодействия с участием институтов власти и организаций как субъектов частной инициативы.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 утверждено Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), право подключения к которой предоставлено органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, иным органам и организациям.

В настоящий момент с использованием СМЭВ осуществляется обмен документами (информацией):

  • при предоставлении государственных и муниципальных услуг,
  • при осуществлении функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
  • при предоставлении документов (сведений) кредитным организациям.

С самого начала функционирования СМЭВ Центром ИТ-исследований и экспертизы проводится методическая и экспертная поддержка федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, Банка России, кредитных и иных организаций при проектировании и организации межведомственного информационного взаимодействия.

1) Межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Статья 7 федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает прямой запрет требовать от заявителя при оказании государственных или муниципальных услуг предоставления документов, уже имеющихся в распоряжении государственных органов власти или органов местного самоуправления.

Необходимые документы или сведения должны быть получены от обладателей этих документов (сведений) путем межведомственного взаимодействия между соответствующими органами.

Правовыми актами Правительства РФ, в подготовке которых непосредственное участие принимали специалисты Центра, утверждены перечни документов (сведений), находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, федеральных или территориальных государственных внебюджетных фондов.

Проектирование межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг осуществляется с использованием Технологической карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ), содержащей все необходимые параметры, которые требуются для направления запроса органом власти, предоставляющим услугу, и получения необходимых документов или сведений от их обладателя.

Для упрощения процедур разработки и согласования ТКМВ, используемых при предоставлении государственных услуг с использованием СМЭВ, разработана государственная информационная система «Проектирование ТКМВ», экспертное сопровождение которой осуществляется сотрудниками Центра.

2) Межведомственное информационное взаимодействие при осуществлении функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

С принятием в конце 2015 года изменений в федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен запрет требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов (информации), которые находятся в распоряжении иных органов или подведомственных им организаций и которые включены в перечень, определенный Правительством РФ.

Таким образом, закон обусловил необходимость перехода к межведомственному информационному взаимодействию при осуществлении контрольно-надзорных функций.

Перечень документов (информации), запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р. Центр ИТ-исследований и экспертизы проводит экспертизу поступающих предложений контрольных органов по возможному включению новых документов в указанный перечень.

В рамках предоставления методической и консультационной поддержки федеральных и региональных органов исполнительной власти Центром разработаны методические материалы для проектирования межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Организация обмена информацией требует проектирования Технологической карты межведомственного взаимодействия осуществления контроля (надзора) (ТКМВ) между потребителем и поставщиком документов (информации), экспертиза которых также осуществляется специалистами Центра.

3) Межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении документов (сведений) кредитным организациям

Реализация государственной политики по планомерному переходу к информационному обществу с неизбежностью требует решения вопросов интеграции негосударственного сектора экономики в систему межведомственного взаимодействия, в частности, российских кредитных организаций как ключевого элемента финансовой инфраструктуры.

p>

Однако, если при получении государственных и муниципальных услуг заявители освобождены от необходимости предоставлять документы, которые уже находятся в органах управления, многие банковские услуги требуют обязательного предоставления различного рода сведений со стороны клиента, в том числе для его упрощенной идентификации.

Вместе с тем, концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р, указывает на необходимость участия в межведомственном информационном взаимодействии также кредитных организаций.

Подключение российских банков к СМЭВ позволяет им получать необходимые документы и сведения уже не от клиентов, а от уполномоченных органов исполнительной власти, внебюджетных фондов и иных организаций.

Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2012 N 1471-р утвержден перечень документов (сведений), которые могут быть получены кредитными организациями от федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов с использованием СМЭВ. Впоследствии с участием специалистов Центра было разработано и принято распоряжение Правительства РФ от 03.10.2017 N 2147-р, которым расширен указанный перечень документов (сведений) и установлены сроки начала их предоставления банкам.

В рамках методической и экспертной поддержки федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, Банка России, кредитных организаций Центром разработаны Методические рекомендации по организации межведомственного взаимодействия при предоставлении документов (сведений) кредитным организациям, а также Методика подготовки и согласования карт межведомственного информационного взаимодействия для предоставления указанных документов (сведений).

Кроме того, Центром регулярно проводится экспертиза предложений кредитных организаций по возможному включению новых видов документов (сведений) в перечень для предоставления с использованием СМЭВ.

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления