Центр исследований международных институтов

Экспертное мнение

2-й Международный форум Пояса и пути: куда дальше пойдет флагманская международная инициатива КНР?

30 Апреля2019
2-й Международный форум Пояса и пути: куда дальше пойдет флагманская международная инициатива КНР?

27 апреля в Пекине завершился представительный 2-й Форум «Пояса и пути». В этом году в нем приняли участие свыше 5 000 участников из более чем 150 стран мира и 90 международных организаций. 37 государств были представлены первыми лицами, в их числе – Президент России В.В. Путин. Наряду с церемонией открытия и круглым столом лидеров стран в рамках форума прошли 12 тематических сессий (подфорумов).

В рамках форума впервые была проведена конференция предпринимателей, объединившая 570 китайских и иностранных компаний из 88 стран и регионов, которые заключили 217 соглашений, на общую сумму свыше 64 млрд долларов США. Как отметил в брифинге для журналистов на полях форума Председатель КНР Си Цзиньпин, по итогам форума было достигнуто «в общей сложности 283 практических результата, включая межправительственные соглашения по сотрудничеству».

Новый форум продолжил традицию проведения мероприятий высшего уровня по тематике реализации флагманской международной инициативы нынешнего руководства КНР. Первый форум прошел в мае 2017 г. и привлек к себе внимание по всему миру. Было принято решение о том, что подобные мероприятия будут проводиться раз в два года.

Напомним, инициатива совместного создания «Одного пояса, одного пути» (ОПОП, затем – «Пояса и пути» (ПИП)) впервые была предложена Председателем КНР Си Цзиньпином в ходе его турне по государствам Центральной и Юго-Восточной Азии осенью 2013 г. Ее основные приоритеты включают в себя эффективную международную политическую координацию, интеграцию и взаимосвязанность инфраструктур, в том числе транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной, обеспечение свободной и бесперебойной торговли, удовлетворение потребностей в инвестициях и свободное перемещение капитала, а также укрепление близости между народами.

Ключевым практическим измерением инициативы стало создание сети экономических коридоров по двум основным направлениям – Экономический пояс шелкового пути и Морской шелковый путь XXI века. Результатом также должно было стать формирование благоприятной среды межрегиональной экономической интеграции на основе развития транспортно-логистический и производственной инфраструктуры.

«Под инициативу» был создан целый ряд финансовых институтов, призванных обеспечить ее необходимы ресурсами, крупнейшими из которых стали Фонд Шелкового пути и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Многие «старые» организации, такие как Банк развития Китая или Китайский экспортно-импортный банк также стали играть важную роль в претворении в жизнь ПИП.

Но какие результаты были достигнуты в ее претворении в жизнь? Подробный анализ был представлен китайскими властями в докладе «Инициатива совместного строительства «Одного пояса, одного пути» прогресс, вклад и перспективы», подготовленном Канцелярией руководящей рабочей группы по продвижению строительства «Одного пояса, одного пути». Кроме того, ряд цифр был приведен в выступлениях руководителей страны на форуме и редакционных материалах китайских СМИ.

По подсчетам китайских властей, к инициативе присоединились 126 государств и 29 международных организаций. Было заключено 174 соглашения о сотрудничестве в реализации ПИП. В ПИП широко вовлечены не только государственные компании, но и частный китайский бизнес. По данным Всекитайской федерации промышленности и коммерции, из 500 крупнейших частных компаний КНР в 2017 г. 274 участвуют в проектах ПИП.

Совокупный объем торговли с момента запуска ПИП составил 6 трлн долл. США. При этом динамика торговли постоянно возрастает. В 2018 г., товарооборот Китая со странами, расположенными вдоль ОПОП, достиг 1,3 трлн долл. США, продемонстрировав прирост в 16,4% по сравнению с 2017 г.

Объемы инвестиционной активности Китая в странах вдоль ПИП за время реализации инициативы составили 90 млрд долл. США. В 2018 г. китайские исходящие инвестиции достигли 15,6 млрд долл. США (+8,9% к 2017 г.).

Однако на фоне ежегодных объемов китайских ПИИ за рубежом порядка 100 млрд долл. США, инвестиционная активность в странах ОПОП уже не кажется слишком значительной. Кроме того, не вполне понятны критерии отнесения проекта к ПИП. Фактически, под эту категорию может подпасть любой проект, который публично отнесен к сотрудничеству в рамках ПИП.

Второй форум ПИП проходил в непростой обстановке. Китай в течение последних полутора лет испытывает серьезное давление в связи с непрекращающейся торговой войной с США, ставящей под угрозу перспективы устойчивого развития его экономики. Шаткое перемирие, заключенное на время ведущихся между странами переговоров, может прерваться в любой момент, если они зайдут в тупик.

Дополнительные проблемы вызваны исчерпанием потенциала экспортно-ориентированной модели развития экономики КНР, а также невозможностью обеспечения высоких темпов ее роста за счет наращивания инвестиций в инфраструктуру. Переход на модель, при которой потребительский спрос является основным драйвером развития, пока буксует, несмотря на серьезные достижения, во многом из-за очень сильного имущественного расслоения в стране. В результате темпы роста китайской экономики в последние годы опустились ниже 7% (6,6% по официальным данным в 2018 г.).

Сама инициатива ОПОП также столкнулась с рядом непростых вызовов. Наиболее ярким примером стал публичный призыв в августе 2018 г. вернувшегося на пост Премьер-министра старожила азиатской политики Махатхира Мохамада к пересмотру условий крупнейших китайских инвестиционных проектов в Малайзии. В частности, были заморожены три проекта строительства высокоскоростных железных дорог и двух газопроводов общей стоимостью до 16,5 млрд долл. США (20 млрд долл. США, если учесть проценты по кредитам Экспортно-импортному банку Китая), на которые к моменту принятия решения уже было потрачено более 5 млрд долл. США.

Новые власти Малайзии возложили ответственность за невыгодные условия по проектам на предыдущее руководство страны и призвали к их пересмотру. В результате переговоров стоимость проектов снизилась более чем на треть – до 10,68 млрд долл. США, 5,3 млрд долл. США, из которых должны были быть оплачены заранее. При этом доля малайзийского сырья и трудовых ресурсов в проектах увеличилась до 70%. Оставшиеся 30% поступят из Китая и других азиатских стран. Корректировка условий по проектам способствовала изменению позиций руководства Малайзии, которое одним из первых подтвердило участие лидера страны во втором форуме ОПОП. По сообщениям, малайским опытом захотели воспользоваться власти Шри-Ланки и Мальдивских островов, также испытывающие серьезную долговую зависимость от Пекина.

В непростую ситуацию попал и Пакистан – ключевое государство в инициативе ПИП в Южной Азии. На цели реализация Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) и развития инфраструктуры Пакистан КНР обязалась направить в общей сложности 62 млрд долл. США. Большая часть средств – кредиты китайских банков, условия которых неизвестны.

К осени 2018 г. стало понятно, что Пакистан не справляется с выплатой внешнего долга, пятую часть которого составляют кредиты Китая, и был вынужден обратиться за помощью в Международный валютный фонд (МВФ). В докладе «Исследование влияния инициативы Пояса и пути на формирование долга» отмечается, что Пакистан находится в зоне высокого риска из-за долгов по проектам ПИП и является одной из крупнейших уязвимых стран из списка 23 государств, являющихся должниками Китая в рамках инициативы. Наряду с Пакистаном в эту группу отнесены Джибути, Мальдивы, Лаос, Монголия, Черногория, Таджикистан и Киргизстан.

При этом несмотря на данный факт власти Китая и самого Пакистана продолжают настаивать, что проекты, осуществляемые в рамках ОПОП, взаимовыгодны. Перед форумом сообщалось о том, что претворение в жизнь КПЭК создало 70 000 рабочих мест в Пакистане к концу 2018 г.

Неоднозначную ситуацию с китайскими кредитами, предоставляемыми на непрозрачных условиях, фиксируют и в международных организациях. В частности, об этом говорила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард во время своего визита в Пекин в апреле прошлого года. В апреле 2019 г. руководство МВФ и Всемирного банка в связи с ситуацией с китайскими займами развивающимся государствами вновь призвало к большей транспарентности при выдаче международных кредитов и меньшей опоре государств-заемщиков на долговые механизмы в решении задач развития.

В ряде государств, не выражающих поддержку ПИП, таких как США, говорят о том, что китайская инициатива – это «долговая ловушка», призванная увеличить политическое и экономическое влияние КНР в целевых государствах. При этом подобное видение поддерживают и в Индии, партнере Китая по БРИКС, руководство которой воздержалось от участия в форуме. Отсутствие Индии на форуме также связано с тем Индия осуждает Китай за то, что часть проектов КПЭК реализуется на территории штата Кашмир, нахождение которого в составе Пакистана в Индии считают незаконным.

Разумеется, Китай не мог оставить заявления о кабальном характере ПИП без ответа, и в ряде официальных СМИ появились статьи, разъясняющие позицию КНР. Так, Нин Цзичжэ, заместитель Председателя Государственного комитета по развитию и реформе, в августе 2018 г. подчеркивал, что ОПОП – не «долговая ловушка», а высокие финансовые риски определенных государств, участвующих в инициативе, таких как Пакистан, являются долгосрочными проблемами: «Китай – опоздавший, он – не крупнейший кредитор… Проблемы долга ряда государств необязательно связаны с проектами ПИП, поскольку эти государства на тот момент уже получили большие объемы кредитов от других стран и международных организаций, с чем и связана их тяжелая долговая ситуация».

Апрельский форум ПИП и был призван ответить на опасения международного сообщества, возникшие в ходе реализации инициативы, а также наметить дальнейшие шаги. Одним из его ключевых событий стало выступление Си Цзиньпин, который в своей речи на церемонии открытия призвал к выстраиванию взаимовыгодного и конструктивного международного сотрудничества, чему будет способствовать ПИП.

Китайский лидер отметил необходимость взаимодействия в духе многосторонности и поиска решений для отражения интересов всех заинтересованных сторон посредством консультаций. По его словам, сотрудничество в рамках ПИП должно быть максимально прозрачным и свободным от коррупции. Си Цзиньпин подчеркнул, что при реализации инициативы необходимо придерживаться «открытого, зеленого и чистого сотрудничества», которое должно «преследовать цели улучшения уровня жизни людей и продвижения устойчивого развития». Этому, по его словам, будет способствовать применение общепризнанных правил и стандартов, а также следование нормам законодательства стран-участниц. Одновременно он отметил, что необходимо обеспечивать коммерческую и фискальную устойчивость всех реализуемых проектов для достижения запланированных целей.

Особое внимание Си Цзиньпин уделил развитию инфраструктуры и повышению комплексной взаимосвязанности в рамках ОПОП. Он приветствовал участие в реализуемых проектах международных финансовых институтов и частного бизнеса, а также призвал развивать модель сотрудничества на рынках третьих стран (СРТС).

Отметим, что СРТС подразумевает сотрудничество Китая с развитыми странами в совместной реализации проектов на рынках развивающихся государств в рамках ОПОП. В результате такого сотрудничества объединяются сравнительные преимущества всех заинтересованных сторон (производительные мощности Китая, продвинутые технологии развитых стран и спрос на рынках третьих стран). В частности, по информации посла Франции в КНР Жана-Морис Рипера, Китай и Франция в настоящий момент обсуждают перечень из 13 проектов для реализации в формате СРТС под эгидой ПИП. Кроме того, Китай уже подписал соглашения о СРТС с Японией, Испанией, Нидерландами, Бельгией и Австралией, а также с рядом международных организаций.

В своем выступлении Си Цзиньпин, подтвердив стремление Китая продолжать серьезные реформы и повышать открытость, выделил следующие шаги, которые предпримет его страна для реализации ПИП.

 

  1. Для иностранных инвесторов будет расширен доступ на китайский рынок капитала, а негативный перечень отраслей, закрытых для иностранных инвестиций, будет сокращаться.
  2. Будут интенсифицированы усилия по продвижению международного сотрудничества в сфере охраны прав на интеллектуальную собственность, а также создания благоприятной среды для инноваций и обмена технологиями на принципах рынка и верховенства права.
  3. Стимулируя внутренний спрос, Китай будет расширять импорт высококачественных товаров и услуг.
  4. Большее внимание будет уделено эффективной международной координации макроэкономической политики и повышению эффективности глобального управления.
  5. Новое развитие получит политика открытости. Китай будет придерживаться обязательств в рамках многосторонних и двусторонних торгово-экономических соглашений, содействуя укреплению управления, основанного на верховенстве закона.

 

Кроме того, Си Цзиньпин объявил, что Китай в течение следующих пяти лет выделит средства на программы обменов, учебных программ и совместных исследований для 5 000 представителей инновационных секторов из стран ОПОП. Кроме того, он пригласит посетить страны 10 000 представителей политических партий, «фабрик мысли» и неправительственных организаций из стран ОПОП.

Идеи, озвученные Си Цзиньпином, получили поддержку других глав государств, присутствовавших на форуме, в частности, Президента России В.В. Путина, подчеркнувшего, что «реализация масштабного проекта ОПОП, продвигаемого нашими китайскими коллегами, призвана укрепить созидательное сотрудничество государств Евразии».

В своем выступлении российский лидер обратил внимание на необходимость выстраивания эффективного многостороннего сотрудничества для поиска ответов на ключевые международные вызовы, такие как замедление глобального экономического развития, разрыв в уровне благосостояния между странами, технологическая отсталость. Кроме того, Президент России рассказал о ходе сотрудничества между ЕАЭС и иностранными государствами, а также отметил, что Китай является ключевым единомышленником, естественным партнёром в деле комплексного развития [евразийского] континента.

Вместе с тем вопросы сопряжение ЕАЭС и ПИП по-прежнему находят неоднозначный отклик в Китае. С одной стороны, китайский лидер в своих выступлениях не забывает упомянуть о сотрудничестве с ЕАЭС. Но с другой во многих важных официальных документах, таких как «Инициатива совместного строительства «Одного пояса, одного пути» прогресс, вклад и перспективы», про сопряжение нет ни слова. Получается, что риторика высшего руководства страны не находит отражение в ее практической политике. Для России и стран ЕАЭС это повод задуматься.

Впрочем, как отметил в ходе пресс-конференции по итогам мероприятия российский президент, «когда руководство Китая и Председатель Си Цзиньпин формулирует эти планы, ставит перед собой, перед страной задачи развития – конечно, это очень прагматичный подход. Так же, как и мы, так же, как любая страна, они исходят из своих национальных интересов. Это нормально». Сам российский лидер также воспользовался площадкой форума для реализации национальных интересов и провел ряд двусторонних встреч, в том числе с самим Си Цзиньпином, с которым они обсудили вопросы политической координации по ключевым международным вопросам, а также культурное и социально-экономическое сотрудничество.

По итогам круглого стола лидеров государств-участников, прошедшего в рамках форума, было принято совместное коммюнике. В нем была выражена поддержка ПИП и основным подходам, предложенным китайской стороной. Кроме того, в приложение к документу был включен перечень «экономических коридоров и иных проектов, катализированных и поддерживаемых взаимосвязанностью» из 35 наименований, включающих в себя как отдельные проекты (Пирейский порт в Греции или индустриальный парк «Великий камень» в Беларуси), так и комплексные инициативы (всеобъемлющие региональные экономические коридоры в Индонезии).

Кроме того, в качестве приложений к коммюнике были подготовлены перечни «секторальных инициатив и платформ многостороннего сотрудничества» и «иных релевантных усилий участников» ОПОП, в которые попали не имеющие непосредственное отношение к инициативе Встреча лидеров экономик АТЭС в Чили в 2019 г. или Всемирный молодежный форум в Египте в 2018 г. Все это говорит о стремлении китайской стороны всеми способами расширить масштаб своей инициативы до по-настоящему глобального уровня. Впрочем, удастся ли ей это сделать можно будет попытаться понять во время следующего форума ОПОП, который, по всей видимости, пройдет в 2021 г.

Автор - Сергей Владимирович Михневич, с.н.с. ЦИМИ РАНХиГС

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления