Центр исследований международных институтов

Экспертное мнение

Интервью с директором ЦИМИ РАНХиГС Мариной Ларионовой о саммите БРИКС в Сямыне

29 Августа2017
Интервью с директором ЦИМИ РАНХиГС Мариной Ларионовой о саммите БРИКС в Сямыне

Интервью с директором Центра исследований международных институтов (ЦИМИ) РАНХиГС Мариной Ларионовой.

– Сотрудничество БРИК началось в 2006 г. Прошло десятилетие. Что можно сказать о форуме накануне саммита в Сямыне?

– 3 и 4 сентября в Сямыне в рамках китайского председательства состоится уже 9-й саммит БРИКС. Деятельность форума с момента его создания приковывает к себе пристальное внимание и вызывает массу споров. Некоторые относятся к нему скептически и считают, что БРИКС является лишь площадкой для согласования конкретных интересов и позиций странами-членами, а не полноценным институтом глобального управления. Другие ставят под вопрос его жизнеспособность и пророчат его скорый распад, аргументируя такие оценки цивилизационными и экономическими различиями участников БРИКС. Однако анализ реальной деятельности института показывает, что за период своего существования БРИКС состоялся как неформальный форум глобального управления, в рамках которого страны-члены последовательно укрепляют сотрудничество, расширяют и углубляют сферы взаимодействия, координируют усилия для восстановления и роста своих экономик и содействия развитию стран всего мира.

На данный момент лидеры стран БРИКС приняли 406 конкретных обязательств в 12 различных сферах сотрудничества, от экономики и финансов до вопросов изменения климата и образования. Кроме того, с момента появления института в рамках БРИКС было проведено около 160 встреч в различных форматах, по итогам которых было принято более 50 документов и создано большое число рабочих и контактных групп и других механизмов координации.

Средний уровень исполнения приоритетных обязательств является высоким. По итогам саммита в Санье 2011 г. он составил 74%. Средний уровень исполнения обязательств, принятых на саммите в Дели в 2012 г., составил 64%. В Дурбане в 2013 г. показатель вернулся на уровень 2011 г. (75%). По результатам саммита в Форталезе в 2014 г. была достигнута отметка в 70%. Средний балл по исполнению обязательств в рамках Уфимского саммита составил 78%.

– Какие выводы можно сделать по итогам исполнения обязательств предыдущего саммита?

– Итоги саммита в Гоа 2016 г. подтверждают положительную динамику уровня исполнения последних трех лет и развития института в целом. Лидеры вновь заявили о готовности использовать все политические инструменты – монетарные, фискальные и структурные, индивидуально и коллективно, для достижения цели устойчивого, сбалансированного и всеохватывающего роста. В области энергетики они высказались в поддержку более широкого использования природного газа в качестве экономически эффективного и чистого топлива. Лидеры также согласились предпринимать совместные усилия по укреплению безопасности в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), борьбе с использованием ИКТ в преступных и террористических целях и улучшению сотрудничества между техническими, правоохранительными органами, НИОКР и развитию инноваций в области ИКТ. И последнее, но не менее важное: они подтвердили приверженность сотрудничеству между органами здравоохранения и регулирующими органами с целью обмена передовым опытом и обсуждения проблем, а также выявления потенциальных областей более тесного сотрудничества.

Итоговый уровень исполнения обязательств саммита в Гоа является самым высоким за все время проведения исследований, он составил 89%. По всем сферам, кроме региональной безопасности, странам удалось достичь показателя выше 50%. Максимальный уровень исполнения наблюдается сразу для шести приоритетных обязательств: по поддержке микро-, малых и средних предприятий в их вхождении в региональные и глобальные цепочки стоимости, электронной торговле, содействию развитию, налогам, ИКТ и борьбе с терроризмом. Полное исполнение странами БРИКС этих обязательств подтверждает их приверженность цели обеспечения стабильного экономического роста и поиска новых его источников, а также растущую роль БРИКС в содействии росту развивающихся экономик мира, особенно Африки, и ключевых вопросах международной безопасности. Показатели исполнения странами БРИКС обязательств по переходу на природный газ как экологически чистое и экономически эффективное топливо и сотрудничеству в борьбе с коррупцией также достигли очень высокого уровня в 90%.

Оценка обязательства по региональной безопасности является самой низкой − 40%, что продолжает динамику прошлых лет. Объясняется низкий средний уровень исполнения в том числе тем, что для таких стран, как Бразилия и ЮАР (обе продемонстрировали полное отсутствие исполнения), проблемы Афганистана не являются прямой угрозой их национальной безопасности. Также в данном обязательстве речь идет не о внутренних действиях, за которые страны-члены сами несут ответственность, а за укрепление потенциала другого государства в решении проблемы безопасности, что существенно сокращает доступный инструментарий.

– Есть ли у БРИКС потенциал дальнейшего развития?

– Общая тенденция исполнения обязательств свидетельствует о том, что страны БРИКС демонстрируют высокую готовность, как реализовывать решения для обеспечения собственного роста, так и помогать в этом другим развивающимся странам. Это подтверждает наличие у БРИКС потенциала и дальше укрепляться в роли важного института глобального управления. Кроме того, вопросы ИКТ, инноваций и цифровой экономики выходят на первый план в повестке, и можно говорить о том, что они становятся частью ее ядра. Такая вовлеченность и заинтересованность вопросами развития цифровой экономики крупными игроками с большой степенью политического влияния и технологического потенциала является важным фактором формирования более широкой международной повестки в данной области. Таким образом, БРИКС продолжает развиваться как значимый форум глобального управления, в рамках которого разрабатываются и согласовываются решения по ключевым вопросам социально-экономического развития.

Центром исследований международных институтов РАНХиГС совместно с Университетом Торонто ежегодно проводится анализ исполнения обязательств, принятых странами-членами в рамках саммитов БРИКС. По итогам исследования составляются и размещаются в открытом доступе два доклада на английском языке: промежуточный и итоговый.

Примечания:
1. Под обязательством понимается конкретное, специфичное, публично выраженное, коллективно согласованное заявление о намерении действовать, «обещание» или «инициатива» участников саммита предпринять в будущем действия для достижения определенной общественно значимой цели [Kirton et al., 2014]
2. Под исполнением понимаются действия национальных органов власти по реализации необходимых формальных законодательных и административных актов, направленных на претворение в жизнь обязательства, принятого на саммите. Исполнение оценивается в соответствии с критериями официального подтверждения обязательства саммита; анализа способов реализации национальными органами власти; соответствующего распределения финансовых средств и других ресурсов, принятия новых или измененных программ, законодательных механизмов, норм регулирования.
3. При составлении доклада использовалась методология, обеспечивающая сопоставимость данных по странам, обязательствам и председательствам, а также позволяет осуществлять сравнительную оценку уровней исполнения обязательств в «Группе двадцати» и БРИКС. Исполнение оценивается по трехуровневой шкале от «-1» до «+1». Полное или практически полное исполнение принятого обязательства характеризуется оценкой «+1». Оценка «-1» ставится за полное или практически полное невыполнение принятого обязательства, или принятие действия, прямо противоположного цели обязательства. Оценка «0» означает частичное исполнение, или продолжающуюся работу, то есть ситуацию, когда инициативы, начатые властями, не завершены ко времени следующего саммита, поэтому их результаты не могут быть оценены. Для удобства восприятия оценки переводятся из балльной шкалы в проценты, причем оценка «-1» соответствует уровню исполнения 0%, а оценка «+1» - 100%. Перевод осуществляется по формуле: P = (1 + S) * 50, где P – оценка в процентах, а S – оценка в баллах. Для каждого периода мониторинга отбираются обязательства, отражающие повестку дня объединения и приоритеты председательства.
4. В этом году проводилась оценка исполнения 10 приоритетных обязательств, принятых членами БРИКС на саммите на Гоа, который проводился с 15 по 16 октября 2016 года. При анализе рассматривались действия стран-членов в период с 17 октября 2016 года по 14 августа 2017 года.

Итоговый доклад 2016 г. (англ.

Доклады предыдущих лет 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-90-90 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления