Центр исследований международных институтов

Экспертное мнение

На пути к саммиту БРИКС в Сямыне. Как страны справляются с исполнением обязательств?

29 Июня2017
На пути к саммиту БРИКС в Сямыне. Как страны справляются с исполнением обязательств?

3 и 4 сентября 2017 года в Сямыне в рамках китайского председательства состоится уже 9-й саммит БРИКС. Деятельность форума с момента его создания приковывает к себе пристальное внимание и вызывает массу споров. Некоторые относятся к нему скептически и считают, что БРИКС является лишь площадкой для согласования конкретных интересов и позиций странами-членами, а не полноценным институтом глобального управления. Другие ставят под вопрос его жизнеспособность и пророчат его скорый распад, аргументируя такие оценки цивилизационными и экономическими различиями участников БРИКС. Однако анализ реальной деятельности института показывает, что за период своего существования БРИКС состоялся как неформальный форум глобального управления, в рамках которого страны-члены последовательно укрепляют сотрудничество, расширяют и углубляют сферы взаимодействия, координируют усилия для восстановления и роста своих экономик и содействия развитию стран всего мира.
На данный момент лидеры стран БРИКС приняли 406 конкретных обязательств [1] в 12 различных сферах сотрудничества, от экономики и финансов до вопросов изменения климата и образования. Кроме того, с момента появления института в рамках БРИКС было проведено около 160 встреч в различных форматах, по итогам которых было принято более 50 документов и создано большое число рабочих и контактных групп и других механизмов координации.
Уровень исполнения [2] приоритетных обязательств является высоким. По итогам саммита в Санье 2011 года он составил 74%. Средний уровень исполнения обязательств, принятых на саммите в Дели в 2012 году, составил 64%. В Дурбане в 2013 году показатель вернулся на уровень 2011 года (75%). По результатам саммита в Форталезе в 2014 году была достигнута отметка в 70%. Средний балл по исполнению обязательств в рамках Уфимского саммита составил 78% [3]. Промежуточные результаты саммита на Гоа остаются на том же уровне, но могут быть улучшены к моменту подведения окончательных итогов в начале сентября.
Итоги саммита на Гоа 2016 года подтверждают положительную динамику уровня исполнения последних трех лет и развития института в целом. Лидеры вновь заявили о готовности использовать все политические инструменты - монетарные, фискальные и структурные, индивидуально и коллективно, для достижения цели устойчивого, сбалансированного и всеохватывающего роста. В области энергетики они высказались в поддержку более широкого использования природного газа в качестве экономически эффективного и чистого топлива. Лидеры также согласились предпринимать совместные усилия по укреплению безопасности в использовании ИКТ, борьбе с использованием ИКТ в преступных и террористических целях и улучшению сотрудничества между техническими, правоохранительными органами, НИОКР и развитию инноваций в области ИКТ. И последнее, но не менее важное: они подтвердили приверженность сотрудничеству между органами здравоохранения и регулирующими органами с целью обмена передовым опытом и обсуждения проблем, а также выявления потенциальных областей для более тесного сотрудничества.
Промежуточный уровень исполнения обязательств по итогам 2016 года является высоким по всем сферам кроме региональной безопасности [4]. Страны-члены достигли среднего уровня исполнения обязательств в 78%. Максимальный уровень исполнения наблюдается для обязательств по поддержке микро-, малых и средних предприятий в их вхождении в региональные и глобальные цепочки стоимости и электронной торговле. Полное исполнение странами БРИКС этих обязательств подтверждает их приверженность цели обеспечения стабильного экономического роста и поиска новых его источников. Показатели исполнения странами БРИКС обязательств по обмену налоговой информацией, переходу на природный газ как экологически чистое и экономически эффективное топливо и сокращению цифрового разрыва между развитыми и развивающимися странами также достигли очень высокого уровня в 90%. Значительный уровень исполнения (80%) был зафиксирован в сфере международного сотрудничества по борьбе с коррупцией.
Оценка обязательства по региональной безопасности является самой низкой − 30%, что также продолжает динамику прошлых лет. Объясняется низкий средний уровень исполнения в том числе тем, что для таких стран как Бразилия и ЮАР (обе продемонстрировали полное отсутствие исполнения) проблемы Афганистана не являются прямой угрозой их национальной безопасности. Также в данном обязательстве речь идет не о внутренних действиях, за которые страны-члены сами несут ответственность, а за укрепление потенциала другого государства в решении проблемы безопасности, что существенно сокращает доступный инструментарий.
Общая тенденция исполнения обязательств свидетельствует о том, что страны БРИКС демонстрирую высокую готовность реализовывать согласованные решения в традиционной для института сфере макроэкономической политики. Высокие показатели характерны для других областей, входящих в ядро повестки БРИКС – содействие развитию и борьба с терроризмом. Кроме того, страны БРИКС показывают хороший уровень исполнения решения в относительно новой для института сфере информационно-коммуникационных технологий. Вопросы ИКТ, инноваций и цифровой экономики выходят на первый план в повестке БРИКС и можно говорить о том, что они становятся частью её ядра. Таким образом, БРИКС продолжает развиваться как значимый форум глобального управления, в рамках которого разрабатываются и согласовываются решения по ключевым вопросам социально-экономического развития.
Центром исследований международных институтов РАНХиГС совместно с Университетом Торонто ежегодно проводится анализ исполнения обязательств, принятых странами-членами в рамках саммитов БРИКС. По итогам исследования составляются и размещаются в открытом доступе два доклада на английском языке: промежуточный и итоговый. Окончательные результаты анализа будут опубликованы перед саммитом в Сямыне.


Примечания:
1. Под обязательством понимается конкретное, специфичное, публично выраженное, коллективно согласованное заявление о намерении действовать, «обещание» или «инициатива» участников саммита предпринять в будущем действия для достижения определенной общественно значимой цели [Kirton et al., 2014]
2. Под исполнением понимаются действия национальных органов власти по реализации необходимых формальных законодательных и административных актов, направленных на претворение в жизнь обязательства, принятого на саммите. Исполнение оценивается в соответствии с критериями официального подтверждения обязательства саммита; анализа способов реализации национальными органами власти; соответствующего распределения финансовых средств и других ресурсов, принятия новых или измененных программ, законодательных механизмов, норм регулирования.
3. При составлении доклада использовалась методология, обеспечивающая сопоставимость данных по странам, обязательствам и председательствам, а также позволяет осуществлять сравнительную оценку уровней исполнения обязательств в «Группе двадцати» и БРИКС. Исполнение оценивается по трехуровневой шкале от «-1» до «+1». Полное или практически полное исполнение принятого обязательства характеризуется оценкой «+1». Оценка «-1» ставится за полное или практически полное невыполнение принятого обязательства, или принятие действия, прямо противоположного цели обязательства. Оценка «0» означает частичное исполнение, или продолжающуюся работу, то есть ситуацию, когда инициативы, начатые властями, не завершены ко времени следующего саммита, поэтому их результаты не могут быть оценены. Для удобства восприятия оценки переводятся из балльной шкалы в проценты, причем оценка «-1» соответствует уровню исполнения 0%, а оценка «+1» - 100%. Перевод осуществляется по формуле: P = (1 + S) * 50, где P – оценка в процентах, а S – оценка в баллах. Для каждого периода мониторинга отбираются обязательства, отражающие повестку дня объединения и приоритеты председательства.
4. В этом году проводилась оценка исполнения 10 приоритетных обязательств, взятых членами БРИКС на саммите на Гоа, который проводился с 15 по 16 октября 2016 года. На промежуточном этапе при анализе рассматривались действия стран-членов в период с 17 октября 2016 года по 31 марта 2017

Автор: Ирина Попова, мнс ЦИМИ РАНХиГС

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления