Центр исследований международных институтов

Экспертное мнение

НБР завершает этап становления, закладывая основу для укрепления позиций в будущем

03 Ноября2017
НБР завершает этап становления, закладывая основу для укрепления позиций в будущем

Новый банк развития (НБР), деятельность которого была формально запущена на саммите БРИКС 2014 года в бразильской Форталезе, за сравнительно небольшой период времени фактически завершил этап своего становления в качестве нового элемента глобальной системы финансирования развития.

НБР, основополагающей целью которого стало финансирование проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также других государствах с формирующимися рынками и развивающихся странах, начал полноценную работу в 2016 году, по итогам которого получили одобрение семь проектов с предполагаемыми инвестициями в 1,5 млрд долларов США. Часть средств была привлечена в результате размещения «зеленых» облигаций на китайском финансовом рынке.

2017 год отмечен несколькими важными событиями, позволяющими говорить о продолжении динамичного развития банка.

На заседании Совета управляющих банка 30 июня 2017 года была принята в окончательной редакции стратегия развития НБР на ближайшие пять лет (2017-2021 гг.). Принятие стратегии, содержащей конкретные планы по увеличению масштабов операций банка, означает, что он сформировал предпочтительную для себя бизнес-модель, которой намерен следовать в будущем.

Портфель поддержанных НБР инфраструктурных проектов к настоящему времени расширился до одиннадцати. Из четырех одобренных банком в 2017 кредитов два получит Китай, по одному – Россия и Индия. Суммарные инвестиции НБР составят более 1,4 млрд долларов.

Очевидно расширение списка приоритетных направлений поддержки: проекты 2016 года в основном были связаны с развитием чистой энергетики, вновь одобренные предусматривают инвестиции в совершенствование систем водоснабжения и защиты от наводнений. Особое место занимает второй по счету проект, финансируемый НБР в России. 460 млн долларов будут направлены на развитие инфраструктуры и внедрение современных информационных технологий в российских судах, способствуя достижению целей федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».

Всего в нынешнем году НБР намерен утвердить финансирование проектов в объеме 2,5-3 млрд долларов. Цель выглядит вполне достижимой, с учетом июльского заявления президента банка К.В. Каматха о ведущейся работе по изучению 23 новых проектов на сумму 6 млрд долларов для одобрения до конца 2018 года. В этот пакет, по его словам, входят семь проектов в Бразилии, шесть в Индии, пять – в Китае, три в ЮАР и два в России. Стоит отметить, что минимальная цель по инвестициям в объеме 6 млрд долларов на 2017-18 гг. зафиксирована в Декларации о намерениях по поддержке инфраструктурных инвестиций, принятой ведущими многосторонними банками развития в 2016 году.

Значимым событием с точки зрения совершенствования деятельности НБР стало создание специального Фонда подготовки проектов. Его средства будут выделяться странам-заемщикам банка для оперативной подготовки качественной проектной документации. Планируется, что объем фонда составит около 10 млн долларов США. Свои добровольные взносы в него уже одобрили Китай (4 млн долларов) и Россия (1,5 млн долларов).

Несомненным достижением с точки зрения перспектив расширения операций банка стало открытие в августе 2017 года первого регионального центра в ЮАР. Такой формат облегчит и ускорит процесс подготовки заявок на получение финансирования от НБР в Южной Африке. В дальнейшем, согласно упомянутой среднесрочной стратегии банка, подобные центры будут открыты в Бразилии, России и Индии.

Планируется и расширение членского состава банка. Согласно пятилетней стратегии НБР, процесс будет постепенным, чтобы не создавать излишней финансовой и операционной нагрузки. Позднее был принят документ об условиях и процедурах принятия новых членов. Фактически присоединиться к НБР сможет любое заинтересованное государство – член ООН, как планирующее стать заемщиком банка, так и нет.

Наконец, НБР укрепляет основы для взаимодействия с многосторонними банками и другими типами инвесторов. За прошедший период 2017 года подписаны меморандумы о взаимопонимании и стратегическом сотрудничестве с РЖД, несколькими коммерческими банками, включая Китайский сельскохозяйственный банк и Промышленный и коммерческий банк Китая, агентствами по страхованию экспортных кредитов стран-членов БРИКС, АБИИ, Евразийским банком развития, Европейским инвестиционным банком, международным инвестиционным банком.

Такой широкий спектр партнеров создает возможности не только для совместного инвестирования в развитие инфраструктуры, но и для взаимовыгодного сотрудничества в других областях. Так, несколько китайских коммерческих банков выступили в роли андеррайтеров при размещении облигаций НБР. Несомненно, при планируемых в самое ближайшее время привлечениях средств (суммарно около 750 млн долларов) на российском и индийском финансовых рынках коммерческие банки соответствующих стран также окажут содействие НБР.

Несмотря на позитивную динамику по различным аспектам деятельности, сохранение траектории устойчивого роста потребует от НБР решения целого ряда задач. В основном они связаны с привлечением фондирования, которое невозможно без обеспечения высокого уровня доверия со стороны потенциальных инвесторов. В этой связи ключевыми представляются две задачи. Первая - повышение прозрачности деятельности. В частности, доступная информация об условиях поддержки банком проектов недостаточна, в том числе в сравнении с другим новым финансовым институтом – АБИИ. Вторая задача – ускорение процесса присвоения банку международного кредитного рейтинга. Оно позволит более активно привлекать средства путем выпуска ценных бумаг на финансовых рынках.

В случае успешного решения этих задач НБР, прошедший этап становления, продолжит укреплять свои позиции в системе институтов финансирования развития, основываясь на отмеченных достижениях. Россия, будучи одной из стран-основателей банка, заинтересована в этом как с точки зрения усиления своего экономического и политического влияния на международной арене, так и с учетом планируемой реализации за счет средств НБР ряда крупных инвестиционных проектов на своей территории, среди которых строительство автодороги в Башкортостане, модернизация гидротехнических сооружений на Волге и важнейший проект создания высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань.

Автор: Андрей Шелепов, научный сотрудник Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ – специально для ИнфоБРИКС

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления