Центр исследований международных институтов

Экспертное мнение

От Ханчжоу к Гамбургу. Исполнение решений саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу подтверждает успех председательства Китая

30 Июня2017
От Ханчжоу к Гамбургу. Исполнение решений саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу подтверждает успех председательства Китая

С 2008 года «Группа двадцати» проделала значительный путь и трансформировалась из института антикризисного управления в ведущий форум международного экономического сотрудничества. Всего с саммита в Вашингтоне институтом было принято более 1700 конкретных обязательств по различным направлениям сотрудничества [1]. Взаимодействие в рамках «Группы двадцати» сфокусировано на макроэкономической политике и финансовом регулировании, противодействии протекционизму в торговле и инвестициях, реформировании глобальных финансовых институтов и сокращении неэффективных субсидий на ископаемое топливо. Эти направления входят в ядро повестки института. Также в повестку входят решения по противодействию изменению климата, обеспечению занятости и гендерного равенства, борьбе с коррупцией и преступностью, содействия развитию и другим вопросам.
Двенадцатый саммит «двадцатки» состоится 7-8 июля 2017 года в Гамбурге. По его результатам будет понятно, какое направление развития получит повестка института после немецкого председательства. Пока же можно подвести итоги реализации решений предыдущего саммита, который проходил 4-5 сентября 2016 года в Ханчжоу.
В рамках своего председательства Китай стремился обеспечить баланс между своими национальными приоритетами и вызовами глобального управления, преемственностью и инновациями. Поэтому в список обязательств вошли как традиционные вопросы финансового регулирования, так и новый комплекс вопросов, связанных с цифровой экономикой и новой промышленной революцией, а также развитием инноваций как ключевого фактора роста в новых экономических условиях, для которых характерна повсеместная цифровизация. Был принят важный документ в сфере инвестиционной политики - «Руководящие принципы «Группы двадцати» в области глобальной инвестиционной политики». План действий «Группы двадцати» по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года обеспечил соответствие сотрудничества «двадцатки» в области развития Повестки-2030.
Исполнение решений саммита в Ханчжоу подтверждает успех председательства. «Группа двадцати» продемонстрировала самый высокий средний показатель уровня исполнения обязательств в истории [2]. Он составил 79% [3]. Лидерами среди стран-членов традиционно стали Канада и Европейский союз. Их средний показатель составил 92%. Стоит отметить, что самый высокий за все время мониторинга уровень исполнения обязательств продемонстрировали Китай и Россия (87%).
Показательно, что максимальной реализации страны-члены добились в обязательствах, впервые вошедших в повестку «двадцатки» во время китайского председательства. Уровень исполнения составил 100% в сфере распространения знаний и трансфера технологий и 90% в поддержании диалога и взаимодействия для развития инноваций. Страны старались следовать Руководящим принципам в области глобальной инвестиционной политики. Мониторинг показал, что уровень исполнения также оказался близким к максимальному – 95%.
Общий уровень исполнения обязательства в сфере финансового регулирования (внедрение Базельского стандарта, стандарта по общей способности банков поглощать убытки (TLAC), а также эффективных режимов трансграничного регулирования банкротств) составил 73%.
В области макроэкономической политики (использование всех доступных механизмов регулирования – фискальных, монетарных и структурных – для обеспечения стабильного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста) «Группа двадцати добилась более внушительного результата, он составил 83%.
Обязательство по борьбе с протекционизмом традиционно является одним из проблемных для членов «Группы двадцати». Уровень его исполнения в 2016 году составил 65%, что является повторением прошлогоднего результата.
Низкий показатель (последние 3 цикла мониторинга - самый низкий) традиционно фиксируется в сфере сокращения субсидий на ископаемое топливо и поддержке наиболее уязвимых слоев населения. Исключением не стал и этот год: по результатам промежуточного доклада уровень исполнения равняется всего 10% (33% по итогам прошлого года).
В целом, высокий уровень исполнения был зафиксирован как в традиционных сферах, входящих в ядро повестки «двадцатки», так и в новых областях сотрудничества [4]. Максимальный уровень исполнения обязательства по трансферу технологий и распространению знаний свидетельствует о выходе инноваций как источника экономического роста на передовые позиции в повестке института и внутренней социально-экономической политике стран-членов. Успешно внедрялись значимые для «двадцатки» решения в области борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли (83%), обеспечения устойчивого развития (93%) и содействия развитию через налоговую политику (95%). В то же время, сохранился низкий уровень исполнения в такой сфере как борьба с неэффективными субсидиями на ископаемое топливо. В ней показатель из года в год является самым низким. Подобные проблемные сферы показывают предел возможностей такого неформального института как «Группа двадцати». Однако они составляют меньшинство, в то время как успешное исполнение большинства ключевых обязательств свидетельствует об эффективности «двадцатки» как основного института глобального управления мировой экономикой.

Примечания:
1. Под обязательством понимается конкретное, специфичное, публично выраженное, коллективно согласованное заявление о намерении действовать, «обещание» или «инициатива» участников саммита предпринять в будущем действия для достижения определенной общественно значимой цели [Kirton et al., 2014]
2. Под исполнением понимаются действия национальных органов власти по реализации необходимых формальных законодательных и административных актов, направленных на претворение в жизнь обязательства, принятого на саммите. Исполнение оценивается в соответствии с критериями официального подтверждения обязательства саммита; анализа способов реализации национальными органами власти; соответствующего распределения финансовых средств и других ресурсов, принятия новых или измененных программ, законодательных механизмов, норм регулирования.
3. При составлении доклада использовалась методология, обеспечивающая сопоставимость данных по странам, обязательствам и председательствам, а также позволяет осуществлять сравнительную оценку уровней исполнения обязательств в «Группе двадцати» и БРИКС. Исполнение оценивается по трехуровневой шкале от «-1» до «+1». Полное или практически полное исполнение принятого обязательства характеризуется оценкой «+1». Оценка «-1» ставится за полное или практически полное невыполнение принятого обязательства, или принятие действия, прямо противоположного цели обязательства. Оценка «0» означает частичное исполнение, или продолжающуюся работу, то есть ситуацию, когда инициативы, начатые властями, не завершены ко времени следующего саммита, поэтому их результаты не могут быть оценены. Для удобства восприятия оценки переводятся из балльной шкалы в проценты, причем оценка «-1» соответствует уровню исполнения 0%, а оценка «+1» - 100%. Перевод осуществляется по формуле: P = (1 + S) * 50, где P – оценка в процентах, а S – оценка в баллах. Для каждого периода мониторинга отбираются обязательства, отражающие повестку дня объединения и приоритеты председательства.
4. В этом году проводилась оценка исполнения 19 приоритетных обязательств, принятых членами «Группы двадцати» на саммите в Ханчжоу, который проводился с 4 по 5 сентября 2016 года. При анализе рассматривались действия стран-членов в период с 6 сентября 2016 года по 30 мая 2017 года.

Автор: Ирина Попова, мнс ЦИМИ РАНХиГС

Доклад Оценка исполнения членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Ханчжоу (англ.)

Предыдущие доклады

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-90-90 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления