Центр исследований международных институтов

Экспертное мнение

Подводя итоги реализации решений саммита БРИКС в Сямэне

24 Июля2018
Подводя итоги реализации решений саммита БРИКС в Сямэне

Юбилейный 10-й саммит БРИКС состоится 25-27 июля в Йоханнесбурге. Объединение входит в свое новое десятилетие с целым рядом серьезных достижений. С 2009 по 2017 год было принято 104 документа, еще 12 были выпущены уже во время южноафриканского председательства в 2018 году. Состоялось более 200 встреч лидеров и соответствующих министерств. Также лидеры приняли 531 конкретное обязательство [1], уровень исполнения которых стабильно высокий [2]. Накануне саммита можно подвести итоги реализации решений предыдущего председательства, которое стало достаточно успешным и амбициозным.
По итогам встречи в Сямэне было принято 125 обязательств, что является высоким показателем (больше было принято только по итогам саммита в Уфе). Уровень исполнения обязательств по приоритетным сферам сотрудничества составил – 79% [3], что выше, чем средний уровень исполнения за все годы проведения исследований (75,4%), однако ниже, чем по итогам предыдущего саммита (89%) [4]. Максимальной реализации (100%) удалось добиться в сферах развития инфраструктуры в африканских странах, борьбы с терроризмом, развития доступа к информационно-коммуникационным технологиям и совместных проектов в рамках БРИКС в данной области, промышленного потенциала и промышленной политики, новой производственной инфраструктуры и новых промышленных стандартов, а также взаимодействия между малыми, средними и микропредприятиями. Максимальный уровень реализации был продемонстрирован в сфере энергетики (продвижения использования природного газа) и улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и возможности надзора в сфере инфекционных и других заболеваний. Также высокого промежуточного уровня исполнения удалось достичь в сфере борьбы с протекционизмом (80%). Интересно отметить, что с момента появления в повестке института в 2015 году обязательства в сфере ИКТ реализовывались странами-членами полностью, то есть уровень исполнения составил 100% для саммитов в Уфе, Гоа и Сямэне.
Проблемными по итогам саммита в Сямэне стали обязательства в сфере борьбы с коррупцией (50%), финансов (20%) и региональной безопасности (40%). По обязательствам в области региональной безопасности страны-члены традиционно демонстрируют низкий показатель. Объясняется низкий средний уровень исполнения, в том числе тем, что для таких стран, как Бразилия и ЮАР, проблемы Ирака не являются прямой угрозой их национальной безопасности. Также в данном обязательстве речь идет не о внутренних действиях, за которые страны-члены сами несут ответственность, а об укреплении потенциала другого государства в решении проблемы безопасности, что существенно сокращает доступный инструментарий.
Обязательство по борьбе с коррупцией подразумевало укрепление международного сотрудничества в данной сфере, в том числе в рамках профильной Рабочей группы стран БРИКС по борьбе с коррупцией, а также по вопросам возвращения активов и поиска лиц, разыскиваемых за коррупционные преступления. Страны-члены справились с частью обязательства, посвященной сотрудничеству по вопросам возвращения активов и поиска лиц, разыскиваемых за коррупционные преступления, однако не предприняли действий по борьбе с коррупцией непосредственно в рамках Рабочей группы.
В сфере финансов проводился мониторинг нового обязательства по развитию местных рынков облигаций в национальных валютах стран БРИКС, а также усилий по созданию Фонда облигаций в национальных валютах стран БРИКС. Данное обязательство предполагает максимально конкретные действия, которые при этом требуют определенного времени для реализации и носят институциональный характер. Этим можно объяснить такой низкий уровень исполнения обязательства – 20%.
Среди стран-членов лидером по уровню исполнения стал председатель саммита – Китай (85%). Россия и Индия продемонстрировали уровень исполнения в 80%. Для Бразилии и ЮАР этот показатель составил 75%.
В целом, уровень исполнения по итогам саммита зафиксирован достаточно высокий. Он ниже, чем в прошлом году, однако это объясняется большим количеством обязательств в целом, их более амбициозным характером, более четкими формулировками, а также отложенным характером реализации.
В новое десятилетие БРИКС входит с оптимистичными ожиданиями и серьезным потенциалом для дальнейшего развития сотрудничества и усиления роли объединения в системе международных институтов

Примечания
1. Исследование выполнено в рамках долгосрочного совместного проекта Центра исследований международных институтов (ЦИМИ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и Университета Торонто по оценке эффективности БРИКС на основе результатов мониторинга исполнения решений, принятых в рамках саммитов.
2. Под обязательством понимается конкретное, специфичное, публично выраженное, коллективно согласованное заявление о намерении действовать, «обещание» или «инициатива» участников саммита предпринять в будущем действия для достижения определенной общественно значимой цели [Kirton et al., 2014].
3. Под исполнением понимаются действия национальных органов власти по реализации необходимых формальных законодательных и административных актов, направленных на претворение в жизнь обязательства, принятого на саммите. Исполнение оценивается в соответствии с критериями официального подтверждения обязательства саммита; анализа способов реализации национальными органами власти; соответствующего распределения финансовых средств и других ресурсов, принятия новых или измененных программ, законодательных механизмов, норм регулирования.
4. При составлении доклада использовалась методология, обеспечивающая сопоставимость данных по странам, обязательствам и председательствам, а также позволяет осуществлять сравнительную оценку уровней исполнения обязательств в «Группе двадцати» и БРИКС. Исполнение оценивается по трехуровневой шкале от «-1» до «+1». Полное или практически полное исполнение принятого обязательства характеризуется оценкой «+1». Оценка «-1» ставится за полное или практически полное невыполнение принятого обязательства, или принятие действия, прямо противоположного цели обязательства. Оценка «0» означает частичное исполнение, или продолжающуюся работу, то есть ситуацию, когда инициативы, начатые властями, не завершены ко времени следующего саммита, поэтому их результаты не могут быть оценены. Для удобства восприятия оценки переводятся из балльной шкалы в проценты, причем оценка «-1» соответствует уровню исполнения 0%, а оценка «+1» - 100%. Перевод осуществляется по формуле: P = (1 + S) * 50, где P – оценка в процентах, а S – оценка в баллах. Для каждого периода мониторинга отбираются обязательства, отражающие повестку дня объединения и приоритеты председательства. Более подробная информация о методологии и результатах исследования, а также докладов об исполнении обязательств по итогам предыдущих саммитов находится на сайте Центра исследований международных институтов РАНХиГС http://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/briks/analitika.
5. В этом году проводилась оценка исполнения 10 приоритетных обязательств, принятых членами БРИКС на саммите в Сямэне, который проводился 3-4 сентября 2017 года. При анализе рассматривались действия стран-членов в период с 17 сентября 2017 года по 5 июля 2018 г.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления