Центр исследований международных институтов

Экспертное мнение

Ракетно-ядерный кризис на Корейском полуострове. Потенциал многосторонней дипломатии исчерпан?

06 Декабря2017
Ракетно-ядерный кризис на Корейском полуострове. Потенциал многосторонней дипломатии исчерпан?

Уходящий 2017 год в контексте региональной безопасности в Северо-Восточной Азии можно по праву считать одним из самых напряженных за всё время существования понятия «северокорейская ядерная угроза». В течение года Северная Корея произвела несколько пусков ракет различных типов. По мнению экспертов, некоторые их ракет могут обладать техническими характеристиками межконтинентальных ракет-носителей и, соответственно, могут иметь возможность доставить ядерную боеголовку к удаленным целям. СМИ КНДР (наиболее известные – газета «Нодон синмун» и Центральное телеграфное агентство Кореи) причисляют к таким целям непосредственных соседей КНДР: Республику Корея и Японию, а также Гуам, территорию Соединенных Штатов и Австралию.
В сентябре этого года КНДР произвела очередные (шестые) ядерные испытания на своей территории, вызвав осуждение со стороны мирового сообщества. Принятый Советом Безопасности ООН пакет новых санкций значительно осложнил международное положение страны, ограничивая, в частности, продажу на экспорт продукции текстильной промышленности и импорт сырой нефти. Через два с половиной месяца КНДР прервала последовавший период затишья и произвела очередной ракетный пуск, который стал поводом для созыва экстренного заседания Совета Безопасности ООН.
Внимание к ядерному вопросу КНДР объясняется несколькими факторами, среди которых предполагаемое количество ракет-носителей и мощность располагаемых зарядов у руководства страны играет несколько второстепенную роль. В контексте современной ситуации в СВА принципиальное значение имеет восприятие вовлеченными сторонами фактов, указывающих на наличие ядерного оружия у КНДР, а также вероятности его применения. Многие эксперты придерживаются мнения о том, что дальнейшая эскалация напряжения на Корейском полуострове, будь то ядерные испытания КНДР или инцидент в демилитаризованной зоне, может привести к общерегиональному вооруженному конфликту, который может перерасти в столкновение глобального масштаба. Современную систему безопасности в Северо-Восточной Азии определяют отношения между двумя блоками – США и их союзниками в регионе (Республика Корея и Япония) с одной стороны, и двустороннего альянса Китая и КНДР с другой, связанных Договором о дружбе и взаимопомощи 1961 г. Россия в этой ситуации не связана формальными союзническими обязательствами с той или иной стороной, однако негативное развитие ситуации в регионе не может не затронуть российские интересы. Данная система работает на сдерживание сторон от силового варианта решения проблемы, но не способствует созданию действенных механизмов многостороннего невоенного урегулирования в силу несовместимости позиций сторон.
Попытка многостороннего мирного урегулирования была предпринята в 2000-х годах на волне улучшения отношений между КНДР и РК в годы Ким Чен Ира и Президента РК Ким Де Чжуна, когда ядерный вопрос было решено рассматривать в кругу шести государств региона – Южной и Северной Кореи, США, Японии, Китая и России. Переговорный процесс сталкивался со значительными трудностями в силу взаимного неприятия сторонами плана по денуклеаризации полуострова: США настаивали на полном замораживании ядерных объектов КНДР под контролем международных экспертов как обязательного условия для дальнейших договоренностей; КНДР при поддержке Китая требовали предоставления гарантий безопасности со стороны США до замораживания ядерной программы. Свою роль также сыграла ротация власти в Республике Корея и утверждение в руководстве страны консерваторов, скептически настроенных по отношению к северному соседу. В итоге Шестисторонние переговоры были приостановлены в 2008 году без чётких итогов и ощутимой перспективы повторного созыва.
В силу отсутствия иных многосторонних переговорных форматов по северокорейской ядерной проблеме, единственной представительной и полномочной площадкой остаётся Совет Безопасности ООН. Тем не менее, влияние данной площадки на процесс урегулирования кризиса представляется ограниченным даже с учетом единогласной поддержки членами Совета резолюций по вопросу КНДР – так было в ходе голосования по резолюциям 2345, 2356, 2371 и 2375 (2017), ужесточающих международные санкции против Северной Кореи. Согласно распространенному в экспертной среде мнению, санкции в данном вопросе обладают низкой эффективностью в силу того, что их целью является не коллапс режима, а его принуждение к вступлению в переговоры. Эффективность санкций в данной ситуации подрывается не только внутренней устойчивостью северокорейского режима, но и отсутствием других основополагающих компонентов, главный из которых – готовность США и их партнеров пойти на уступки, в частности, отказаться от предварительных условий для переговоров, а также предпринять иные действия, призванные продемонстрировать готовность к диалогу. Следует принять во внимание, что на фоне очередного витка кризиса руководство Южной Кореи и США решили не отказываться от проведения очередных совместных военных учений в непосредственной близости от КНДР. Кроме того, США ответили отказом на выдвинутый Китаем и Россией план «двойной заморозки», призванный реанимировать многосторонний переговорный процесс. Таким образом, перспектива разрешения ядерного вопроса Корейского полуострова в рамках существующих механизмов маловероятна. Однако СБ ООН потенциал Организации не исчерпывается. И безусловно перспективным является предложение А. Панова и А. Торкунова о созыве Генерального секретаря ООН международной конференции, включающей членов шестисторонних переговоров, а также участников процесса наблюдения за перемирием на Корейском полуострове, представителей ряда стран АТР, МАГАТЭ, для разработки и подписания договора о мире и многосторонних гарантиях безопасности на Корейском полуострове со стороны СБ ООН, о ненападении, невмешательстве во внутренние дела заинтересованных стран.

Автор: мнс ЦИМИ РАНХиГС Александр Игнатов 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления