Центр исследований международных институтов

Экспертное мнение

Саммит G20: чего ожидать от нового лидера Южной Кореи?

06 Июля2017
Саммит G20: чего ожидать от нового лидера Южной Кореи?

9 мая 2017 года в Республике Корея состоялись досрочные президентские выборы, назначенные после вынесения импичмента и ареста экс-президента страны Пак Кын Хе. Новым Президентом Южной Кореи стал Мун Чжэ Ин. В преддверии очередного саммита «Группы двадцати» в Гамбурге Александр Игнатов, младший научный сотрудник ЦИМИ, анализирует политические приоритеты нового лидера Республики Корея.
Г-на Муна можно считать одним из наиболее влиятельных представителей политической элиты Южной Кореи последних десятилетий. Его политическая биография включает эпизоды упорной невооруженной борьбы с диктаторским режимом Пак Чонхи в 1970-х, совместную работу с 9-м Президентом Республики Корея Но Мухёна в должности секретаря по вопросам гражданского общества, а затем и главы президентской администрации. В качестве оппозиционного кандидата г-н Мун участвовал в Президентских выборах 2012 года и уступил в упорной борьбе экс-президенту страны Пак Кын Хе, набрав 48% голосов избирателей. В период с 2012 по 2016 гг. г-н Мун был депутатом Национального собрания (парламента) Республики Корея от партии «Тобуро» (Совместная демократическая партия). Разразившийся в начале 2017 года коррупционный скандал привел к импичменту Пак Кын Хе и проведению досрочных президентских выборов, на которых Мун Чжэ Ин одержал победу, набрав 41,08% голосов избирателей.
Внешнеполитические ориентиры
Предвыборная кампания избранного Президента была построена на критике ряда внешнеполитических решений своей предшественницы, многие из которых были фактически аннулированы вскоре после вступления г-на Муна в должность, в частности, решение г-жи Пак прекратить взаимодействие с КНДР и разместить на территории страны полный комплект систем противоракетной обороны THAAD .
В ходе предвыборной агитации г-н Мун заявил о намерении пересмотреть политику страны в отношении северного соседа. Новый Президент обозначил условия компромиссного характера, при выполнении которых возможно возобновление двухстороннего диалога и экономического сотрудничества в форме совместной эксплуатации Кэсонского экономического комплекса. Президент Мун ранее заявил о готовности приостановить проведение ежегодных военных учений армий РК и США в качестве уступки Пхеньяну в обмен на приостановку ядерной программы. В тоже время, Мун Чжэ Ин намерен координировать политику в отношении Северной Кореи с США. 30 июня 2017 г. по итогам встречи Президентов Южной Кореи и США в Вашингтоне было сделано совместное заявление, в котором стороны обозначили курс на совместное противодействие угрозам и провокациям со стороны Северной Кореи. Г-н Мун в своём выступлении высоко оценил достигнутое взаимопонимание с г-ом Трампом по вопросу дальнейших мер, направленных на усиление сложившихся взаимосвязей между США и их союзниками в регионе Восточной Азии. Глава Республики Корея упомянул инициативу по созданию механизма проведения стратегических консультаций на высшем уровне между заинтересованными сторонами, состав которых не был определен. В совместном заявлении также были озвучены позиции стран в сфере экономической политики и двусторонней торговли. Президент Трамп выразил озабоченность сложившимся в 2011-2016 гг. дефицитом торгового баланса между Республикой Корея и США. Г-н Мун, в свою очередь, подтвердил общность приоритетов экономического развития двух стран, в основе которого лежат экономический рост и создание рабочих мест. В совместном заявлении стороны не высказались по вопросу размещения компонентов американской системы ПРО на территории Южной Кореи, наличие которых вызывает беспокойство КНР.
Президент Мун в течение своего срока намерен поддерживать стратегический баланс в отношениях с США, что вступает в некоторое противоречие с консервативной политикой Пак Кын Хе и Ли Мёнбака (Президент РК в 2007-2012 гг.), которые стремились к укреплению союзнических связей с Вашингтоном без четкой ориентации на поддержание диалога с Пекином. Приоритеты взаимодействия Южной Кореи и Китая стали предметом телефонного разговора Мун Чжэ Ина и Си Цзиньпина, который состоялся в мае 2017 г. вскоре после окончания президентских выборов.
Внутренняя политика
В своей инаугурационной речи Президент Мун обозначил в качестве приоритетов внутренней политики создание новых рабочих мест и пересмотр отношений государства и частных компаний-чеболей, представители которых стали фигурантами прошедшего коррупционного скандала. Следует отметить планируемое повышение минимального размера почасовой оплаты труда и пенсий, а также более активное перераспределение доходов в пользу менее защищенных слоев населения за счёт повышения налоговой нагрузки на более состоятельных граждан. В качестве мер повышения доверия населения к власти Президент Мун выдвинул планируемую конституционную реформу, ограничивающую президентские полномочия, а также перевод президентской резиденции из Голубого дворца в центр Сеула.
Среди прочих озвученных приоритетов внутреннего развития следует выделить вопросы повышения энергоэффективности экономики Южной Кореи и снижения воздействия на окружающую среду. В ходе своего президентства г-н Мун намерен сокращать долю ТЭЦ в энергетическом балансе страны – первым шаг в этом направлении был предпринят в мае, когда было объявлено о закрытии десяти угольных электростанций.
Позиции по ключевым решениям
Встреча лидеров стран «Группы двадцати» в июле станет первой для г-на Муна в статусе Президента Республики Корея. Новый лидер страны получит возможность утвердить ранее озвученные приоритеты развития и интересы страны по ключевым вопросам в рамках повестки работы форума.
Уже сейчас можно говорить о наличии противоречий между лидерами Южной Кореи и США в сфере международной торговли. Г-н Трамп в соответствии со своей политической программой смещается в сторону более выраженных протекционистских мер, примером которых может стать планируемый пересмотр действующего уже в течение пяти лет Соглашения о свободной торговле между США и РК. Г-н Мун, напротив, не разделяет подхода своего коллеги, заявляя о поддержке существующего режима торговли между двумя странами. США в настоящий момент являются вторым по значимости торговым партнером Южной Кореи, уступая в общем товарообороте Китаю.
Озвученная г-ом Муном позиция по вопросам создания новых рабочих мест и улучшения условий труда, совпадает с духом обязательств «Группы двадцати» прошлых лет. Приоритетными для нового руководства Республики Корея являются вопросы повестки «двадцатки» по экологии и энергоэффективности, структурным реформам, а также повышение качества государственного и корпоративного управления – две сферы, которые вышли на передний план по итогам коррупционного скандала.
По ряду вопросов г-н Мун ещё не высказал свою позицию. Это касается участия страны в Мероприятиях Плана BEPS, позиции страны по вопросам принятых стандартов финансового регулирования, реформы международных финансовых институтов, содействия развитию, вопросов государственной политики в сфере здравоохранения и поддержания гендерного равенства. Однако анализ итогов саммита 2010 г. в Сеуле, а также уровня исполнения страной обязательств, принятых на последующих саммитах, показывают, что Южная Корея сохранит приверженность решениям по этим вопросам. Приняв во внимание опыт преодоления финансово-экономического кризиса 1997 года, в 2010 году Южная Корея в качестве принимающей стороны активно продвигала инициативы, направленные на поддержание макроэкономического роста и создания дополнительных систем обеспечения финансовой стабильности; был выработан новый подход к политике содействия росту и развитию. В последующие годы самый высокий сравнительный уровень исполнения обязательств Южной Кореей был зафиксирован в макроэкономической сфере, финансовом регулировании, занятости и развитии энергетики. Умеренных успехов Южная Корея достигла в сфере содействия развитию и преодоления гендерного неравенства.
Вероятно, на полях саммита в Гамбурге состоится трехсторонняя встреча лидеров Южной Кореи, Китая и США, в ходе которой стороны смогут обсудить вопросы денуклеаризации Корейского полуострова и безопасности региона в целом. Представляется вероятной двусторонняя встреча лидеров Южной Кореи и Японии, которая определит тон политики Сеула в отношении Токио. Уже сейчас можно ожидать возвращение в повестку отношений двух стран вопроса о так называемых «женщинах для комфорта», обсуждение которого не раз приводило к обострению отношений между странами и свертыванию совместных проектов.

Автор: мнс ЦИМИ РАНХиГС Александр Игнатов

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-90-90 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления