Центр исследований международных институтов

Новости

От саммита «Группы двадцати» в Буэнос-Айресе к саммиту в Осаке. Как «двадцатка» справилась с реализацией решений

27 Июня2019
От саммита «Группы двадцати» в Буэнос-Айресе к саммиту в Осаке. Как «двадцатка» справилась с реализацией решений

Накануне саммита «Группы двадцати», который пройдет 29-30 июня в Осаке можно подвести итоги исполнения приоритетных решений, принятых лидерами «двадцатки» на встрече в Буэнос-Айресе 1-2 декабря 2018 года.

Саммит прошел в условиях обострения противоречий сразу по нескольким направлениям. Эскалация протекционизма в экономической политике ведущих держав, прежде всего США, вплоть до развертывания торговых войн. Растущее неравенство и цифрового разрыва, проблемы изменением климата и реализации Парижского соглашения, кризис в  ВТО вокруг Органа по разрешению споров. Опасения, что «двадцатка» не сможет согласовать итоговые документы саммита, в целом не оправдались. Были приняты Декларация лидеров и План действий, включавших 115 конкретных обязательств. Достижением саммита в Буэнос-Айресе стало согласование общей позиции «двадцатки» в поддержку необходимой реформы ВТО.

Мониторинга исполнения обязательств включает действия, принятые членами «Группы двадцати» между саммитами. Соответственно, период мониторинга для решений аргентинского председательства составил семь месяцем, что в два раза короче, чем, например, для предыдущего саммита «двадцатки» в Гамбурге. Несмотря на это, итоговый уровень исполнения для саммита 2018 года составил 78% (Таблица 1). Это выше, чем средний показатель для всех встреч лидеров «Группы двадцати», он равняется 74%. Более высокий уровень исполнения был зафиксирован всего для четырех саммитов: Гамбурга (87%), Ханчжоу и Канн (80%) и Лос-Кабоса (79%). То есть с учетом более короткого периода мониторинга уровень исполнения является достаточно высоким.

Самый высокий уровень исполнения в 93% был зафиксирован для сфер здравоохранения и цифровой экономики. Все члены «двадцатки» предприняли действия по расширению доступа к услугам здравоохранения и повышению их качества внутри своих стран и практически все также участвовали в международных инициативах для укрепления системы здравоохранения по всему миру. Также практически все члены «двадцатки» предпринимали действия по развитию цифровой инфраструктуры как внутри страны, так и на международном уровне. Для обязательства по повышению энергоэффетивности в соответствие с ЦУР 7 уровень исполнения составил 90%. Такой же уровень лидеры продемонстрировали для обязательства в сфере продовольственной безопасности (достижение мира, свободного от голода и всех форм неполноценного питания). Для еще одного обязательства по энергетике (обеспечение реорганизации сектора энергетики, сочетающего экономический рост со снижением уровня выбросов парниковых газов) уровень исполнения также высокий и составляет 88%. Высокий уровень исполнения (87%) по итогам саммита в Буэнос-Айресе члены «двадцатки», кроме США, не присоединившихся к решению, продемонстрировали для решения по реализации Парижского соглашения. Большинство членов предприняли действия по всем трем основным направлениям деятельности (удержание роста температуры в обозначенных рамках, меры по адаптации к изменению климата, а также выделение финансирования на климатические программы). Такой высокий уровень исполнения закрепляет успех саммита в Буэнос-Айресе в продвижении Парижского соглашения, несмотря на существующие разногласия и конфликты. При этом для обязательства по климатическому сотрудничеству, содействию развивающимся странам, и особенно наиболее уязвимым островным государствам, в их борьбе с изменением климата, уровень исполнения значительно ниже и составил 70%.

Для обязательства по макроэкономической политике, которое заключалось в обеспечении инклюзивного роста с выгодами для всех через инвестиции в человеческий капитал и региональное развитие, поддержку инклюзивной бизнес среды и улучшение качества управления уровень исполнения составил 85%.

Уровень исполнения трех приоритетных для Аргентины обязательств составил 83%. Члены «двадцатки» успешно справились с реализацией решений по обеспечению гендерного равенства в экономической сфере, в том числе через взаимодействие с частным сектором. Такой же уровень исполнения был зафиксирован для обязательства по развитию инфраструктуры и увеличения частного ее финансирования. Еще одной важной для аргентинского председательства сферой было сотрудничество по вопросам занятости и будущего труда,  а именно использование потенциала технологий для обеспечения развития рынка труда. Исполняя это решение, члены «двадцатки» как проводили внутренние реформы, так и участвовали в международных партнерствах. Второе обязательство в сфере занятости было посвящено развитию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Уровень исполнения для него ниже и составил 70%.

Для еще одной приоритетной сферы аргентинского председательства – сельского хозяйства – уровень исполнения составил 78%. В этом году оценивались действия членов «двадцатки», направленные на повышение устойчивости сельского хозяйства через управление почвенными и водными ресурсами.

Для обязательства по реформе ВТО уровень исполнения также оказался высоким и составил 80%. Практически все члены «двадцатки» открыто выступили с поддержкой реформы организации, а некоторые разработали конкретные предложения и представили их международному сообществу. Итоги саммита в Осаке покажут, удастся ли членам выработать консенсус по параметрам реформы.

Уровень исполнения чуть ниже среднего по саммиту был зафиксирован для обязательств по реализации программ раннего развития детей, а также сотрудничества с развивающимися странами по вопросам налогового администрирования. Он составил 73%. Для обязательства по обеспечению справедливой и прозрачной системы международного налогообложения в рамках внутренних и многосторонних инициатив уровень исполнения составил 80%.

Проблемными обязательствами с наименьшим уровнем исполнения стали решения по реформе МВФ (68%),  обеспечению управления данными в условиях цифровой экономики (55%) и развитию политики в сфере финансовых технологий (53%). Реформа МВФ является одним из приоритетных вопросов «двадцатки», однако  существенных сдвигов в реформе не достигнуто. В настоящее время вопрос о разработке новой формулы расчета рассматривается в контексте 15 Общего пересмотра квот МВФ, где США обладают самым большим количеством голосов и вместе с ЕС и  ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений. Сферы управления большими данными, как и развития финансовых технологий, являются новыми в целом и для повестки института, поэтому поиск решений в них только начался. 

Среди членов «двадцатки» самый высокий (максимальный) уровень исполнения продемонстрировали ЕС – 100%, Австралия – 90 %. Уровень исполнения в 88% был зафиксирован для Канады, Китая, Германии, Великобритании, а также Аргентины, что подтверждает тенденцию, при которой страна, принимавшая саммит, показывает уровень исполнения выше, чем в предыдущие годы. Самый низкий уровень исполнения был зафиксирован для ЮАР (53%).

Уровень исполнения России составил 73%. При этом оценка «-1» была выставлена только по обязательству, связанному с сотрудничеством с развивающимися государствами в климатической сфере. В 2019 году Россия реализует несколько проектов в этой сфере в рамках сотрудничества с ПРООН, однако само подписание соглашения и выделение средств состоялось до периода мониторинга, который начался сразу после саммита, то есть 3 декабря 2018 года.

В целом, анализ уровня исполнения показал, что члены «двадцатки» успешно справились с реализацией большинства обязательств. Низкий уровень исполнения был зафиксирован либо в новых и довольно специфичных сферах работы с большими данными и технологиями в финансовом секторе, либо в традиционно проблемной сфере реформы МВФ. Успешно были выполнены обязательства по ключевым приоритетам аргентинского председательства, уровень исполнения самой Аргентины также высокий, что свидетельствует об успехе председательства.

Полную версию доклада об исполнении членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Буэнос-Айресе в 2018 году можно скачать здесь.

 

Таблица 1 – Уровень исполнения обязательств саммита в Буэнос-Айресе 2018 года по странам и сферам

Аргентина Австралия Бразилия Канада Китай Франция Германия Индия Индонезия Италия Япония Корея Мексика Россия Саудовская
Аравия
ЮАР Турция Великобритания США ЕС Среднее
1 Изменение климата: помощь развивающимся странам 0 +1 0 +1 0 +1 +1 +1 −1 +1 +1 +1 0 −1 0 −1 0 +1 +1 +1 +0.40 70%
2 Развитие: раннее развитие детей +1 +1 +1 +1 0 0 +1 0 0 0 0 +1 0 0 +1 0 −1 +1 +1 +1 +0.45 73%
3 Цифровая экономика: управление данными 0 +1 0 0 +1 0 0 −1 +1 0 0 0 0 +1 0 −1 0 0 −1 +1 +0.10 53%
4 Занятость: развитие навыков 0 +1 0 +1 0 +1 +1 +1 +1 0 −1 0 0 +1 0 0 0 0 +1 +1 +0.40 70%
5 Энергетика: чистые и гибкие системы 0 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 0 +1 −1 +1 +0.75 88%
6 Налоговое администрирование в развивающихся странах +1 +1 0 0 +1 +1 +1 +1 0 −1 0 0 0 +1 0 +1 0 +1 0 +1 +0.50 75%
7 Продовольственная безопасность +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 0 0 0 +1 +1 0 +1 +0.80 90%
8 Гендер: экономическое равенство +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 0 +1 0 +1 0 0 +1 +1 0 0 +1 +1 +0.65 83%
9 Реформа МВФ +1 0 +1 +1 +1 0 0 +1 −1 −1 +1 0 +1 0 0 0 0 −1 +1 +1 +0.35 68%
10 Макроэкономика: инклюзивный рост +1 +1 +1 +1 +1 0 0 0 +1 +1 0 0 +1 +1 0 0 +1 +1 +1 +1 +0.70 85%
11 Изменение климата: Парижское соглашение +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 0 0 0 0 +1 n/a +1 +0.74 87%
12 Цифровая экономика: цифровая инфраструктура +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 0 +1 0 +1 +1 +1 0 +1 +0.85 93%
13 Занятость: будущее труда +1 +1 0 0 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 0 0 0 +1 0 +1 +0.65 83%
14 Энергетика: энергетическая безопасность +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 0 0 0 +1 +1 +1 +0.80 90%
15 Финансовое регулирование: технологии 0 0 0 0 0 0 0 −1 0 0 +1 0 −1 0 0 0 0 +1 0 +1 +0.05 53%
16 Международное налогообложение +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 −1 0 +1 0 0 +1 0 +1 +0.60 80%
17 Сельское хозяйство и продовольствие: почва и водные ресурсы +1 0 +1 +1 +1 0 +1 0 0 +1 +1 0 0 0 +1 0 +1 +1 0 +1 +0.55 78%
18 Здравоохранение: универсальный доступ +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +0.85 93%
19 Инфраструктура: частные инвестиции +1 +1 +1 +1 0 +1 0 0 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 0 0 +1 +1 +1 +0.60 83%
20 Торговля: реформа ВТО +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 0 +1 0 +1 +1 +1 0 −1 −1 +1 +1 +1 +1 +0.60 80%
  Среднее +0.75 +0.80 +0.70 +0.75 +0.75 +0.65 +0.80 +0.45 +0.40 +0.50 +0.60 +0.60 +0.35 +0.45 +0.45 +0.05 +0.25 +0.75 +0.42 +1.00 +0.57 78%
88% 90% 85% 88% 88% 83% 88% 73% 70% 75% 80% 80% 68% 73% 63% 53% 63% 88% 71% 100% 78%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

1. Под обязательством понимается конкретное, специфичное, публично выраженное, коллективно согласованное заявление о намерении действовать, «обещание» или «инициатива» участников саммита предпринять в будущем действия для достижения определенной общественно значимой цели [Kirton et al., 2014]

2. Под исполнением понимаются действия национальных органов власти по реализации необходимых формальных законодательных и административных актов, направленных на претворение в жизнь обязательства, принятого на саммите. Исполнение оценивается в соответствии с критериями официального подтверждения обязательства саммита; анализа способов реализации национальными органами власти; соответствующего распределения финансовых средств и других ресурсов, принятия новых или измененных программ, законодательных механизмов, норм регулирования.

3. При составлении доклада использовалась методология, обеспечивающая сопоставимость данных по странам, обязательствам и председательствам, а также позволяет осуществлять сравнительную оценку уровней исполнения обязательств в «Группе двадцати» и БРИКС. Исполнение оценивается по трехуровневой шкале от «-1» до «+1». Полное или практически полное исполнение принятого обязательства характеризуется оценкой «+1». Оценка «-1» ставится за полное или практически полное невыполнение принятого обязательства, или принятие действия, прямо противоположного цели обязательства. Оценка «0» означает частичное исполнение, или продолжающуюся работу, то есть ситуацию, когда инициативы, начатые властями, не завершены ко времени следующего саммита, поэтому их результаты не могут быть оценены. Для удобства восприятия оценки переводятся из балльной шкалы в проценты, причем оценка «-1» соответствует уровню исполнения 0%, а оценка «+1» - 100%. Перевод осуществляется по формуле: P = (1 + S) * 50, где P – оценка в процентах, а S – оценка в баллах. Для каждого периода мониторинга отбираются обязательства, отражающие повестку дня объединения и приоритеты председательства.

4. В этом году проводилась оценка исполнения 20 приоритетных обязательств, принятых членами «Группы двадцати» на саммите в Буэнос-Айресе, который проводился с 1 по 2 декабря 2019 года. При анализе рассматривались действия стран-членов в период с 3 декабря 2018 года по 10 мая 2019 года.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления