Центр исследований международных институтов

Новости

По Гамбургскому счету. «Группа двадцати» продемонстрировала исторически высокий уровень исполнения обязательств Гамбургского саммита

30 Ноября2018
По Гамбургскому счету. «Группа двадцати» продемонстрировала исторически высокий уровень исполнения обязательств Гамбургского саммита

Тринадцатый саммит «Группы двадцати» состоится 30 ноября – 1 декабря 2018 года в Буэнос-Айресе. В условиях общего кризиса системы глобального управления и нарастающих противоречий, особенно в сферах борьбы с протекционизмом и изменением климата, многие представители как академического сообщества, так и политических и экономических элит опасаются, что по итогам саммита не удастся согласовать решения по ключевым вопросам сотрудничества. В своем последнем докладе о торговых мерах «Группы двадцати» Всемирная торговая организация (ВТО) отмечает рост среднемесячных темпов введения протекционистских мер, а также значительное увеличение объема затронутой ими международной торговли. Уровень оптимизма снижает также факт того, что впервые за историю «Группы семи», Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в 2018 году страны-члены не смогли согласовать итоговые документы саммита «семерки», ежегодной министерской встречи ОЭСР и саммита АТЭС.
Торговля и борьба с изменением климата стали проблемными сферами для «Группы двадцати» уже в 2017 году во время немецкого председательства. В результате в коммюнике по итогам саммита в Гамбурге отсутствует традиционное обязательство «Группы двадцати» по неприменению новых и сокращению существующих протекционистских мер и впервые зафиксировано признание роли законных инструментов торговой защиты. Это отражает позицию администрации США и намерение некоторых других стран-членов более активно использовать меры защиты национальных экономик. По климату девятнадцать членов заявили о приверженности Парижскому соглашению, при этом в коммюнике зафиксирован выход Соединенных Штатов Америки из Парижского соглашения и отказ от выполнения их текущего определяемого на национальном уровне вклада в реализацию Соглашения. Такой очевидный кризис, однако, не привел к провалу в уровне исполнения обязательств в сфере торговли и климата по итогам саммита в Гамбурге. С учетом специфики решения 2017 года, которое кроме отказа от протекционистских мер предполагало также введение либерализующих, уровень исполнения составил 78%, что является достаточно высоким показателем для данной сферы. Высокий уровень исполнения также был зафиксирован для двух обязательств в сфере борьбы с изменением климата. Первое связано непосредственно с сокращением выбросов парниковых газов, второе направлено на обеспечение адаптации к изменению климата и его негативным последствиям. В результате по первому обязательству уровень исполнения составил 80%, Уровень исполнения второго немного выше – 83%. То есть несмотря на серьезные противоречия и фактический отказ США исполнять некоторые обязательства в данной сфере, удалось обеспечить прогресс в их исполнении.

pic 1

Рисунок 1 – Динамика уровня исполнения обязательств по торговле и среднего по саммиту

pic 2

Рисунок 2 – Динамика уровня исполнения обязательств в сфере борьбы с изменением климата и среднего по саммиту

Средний уровень исполнения обязательств саммита в Гамбурге составил 87%, что является самым высоким показателем с момента начала исследований. По абсолютному большинству обязательств уровень исполнения превысил 80%. Максимального уровня исполнения (100%) странам-членам удалось добиться по двум обязательствам в сферах международного налогообложения и финансового регулирования. Все 20 стран-членов продемонстрировали прогресс в имплементации Базельского стандарта и положений Плана по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли. Максимальный уровень исполнения данных обязательств демонстрирует стремление стран-членов внедрять согласованные в рамках института реформы и успех работы «двадцатки» по одному из ее первоначальных и самых важных направлений.
Уровень 90% и выше был достигнут для целого ряда обязательств: в обеспечении условий для цифровизации экономики (95%), развитии системы здравоохранения, в том числе через повышение квалификации кадров (98%), макроэкономики: развитии инклюзивной бизнес среды (90%), развитии справедливой международной налоговой системы (98%), борьбе с мусором (защите окружающей среды) (90%) и инвестиций и участии в региональных и международных инициативах в сфере в устойчивой энергетики (93%). Все эти сферы являются приоритетными для немецкого председательства и «Группы двадцати» в целом.
Еще два обязательства, отобранные для мониторинга, относятся к традиционным для «двадцатки» сферам – сельскому хозяйству и содействию развитию. В контексте цифровизации экономики принятые решения касались внедрения ИКТ и развития цифровой грамотности. Для сельского хозяйства оценивалось внедрение ИКТ и развитие соответствующих навыков у занятых в нем людей. В области содействия развитию оценивались усилия стран по развитию финансовой грамотности и возможностей пользоваться финансовыми услугами среди населения, а также цифровой грамотности и цифровых финансовых услуг. Уровни исполнения по этим обязательствам составили 83% (сельское хозяйство) и 88% (содействие развитию).
Также приоритетными для Гамбургского саммита стали темы достижения целей устойчивого развития и обеспечения гендерного равенства. Для обязательства по имплементации повестки 2030 на национальном уровне и помощи развивающимся странам в достижении ЦУР уровень исполнения составил 88%, что является высоким показателем. В сфере обеспечения гендерного равенства было выбрано обязательство по обеспечению доступа женщин на рынок труда через образовательные программы, развитие инфраструктуры, программы социальной защиты и изменение правового поля (где это необходимо). Уровень исполнения составил 85%.
Наименьший уровень исполнения члены «двадцатки» продемонстрировали в сфере защиты беженцев и обеспечения их нужд, в том числе по безопасному возвращению домой (65%) и борьбы с коррупцией в государственном управлении (70%). Такой невысокий уровень исполнения демонстрирует, что по данным направлениям удалось достичь определенного успеха, однако принимаемые усилия, особенно в сфере вынужденного перемещения, ограничены и требуют развития и более тесного сотрудничества членов «двадцатки».
Таким образом, результаты мониторинга отражают тренды развития современной мировой экономики: акцент на цифровизацию, поиск компромиссов в сфере изменения климата, двойственность характера международной торговли, отсутствие решения проблемы беженцев. Также они подтверждают, что в Гамбурге удалось прийти к компромиссу, пусть иногда за счет смягчения формулировок.
Несмотря на сохраняющиеся проблемы, «Группа двадцати» по-прежнему остается ведущим форумом глобального управления, центральной площадкой для согласования решений по ключевым направлениям. России необходимо использовать потенциал института как для принятия участия в разработке наиболее важных решений в системе международных экономических отношений, так и для достижения целей экономического развития. Активное участие в выработке решений «Группы двадцати» и их исполнение создают возможности для реализации ключевых целей и задач социально-экономического развития России до 2024 года по обеспечению темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, низкой инфляции и обеспечении устойчивого роста реальных доходов населения. Сферами, в которых активное участие в работе «Группы двадцати» могут принести наибольшие выгоды, являются: повышение производительности труда и создание качественных рабочих мест, цифровая экономика, здравоохранение, международная кооперация и экспорт, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, экология.

Полный текст доклада доступен в разделе Аналитика сайта ЦИМИ РАНХиГС: https://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/gruppa-dvadtsati/analitika

Таблица 1 - Уровень исполнения обязательств саммита в Гамбурге 2017 года

  Аргентина Австралия Бразилия Канада Китай Франция Германия Индия IИндонезия Италия JЯпония Корея Мексика Россия Саудовская
Аравия
ЮАР Турция Великобритания США ЕС Среднее
1 Изменения климата: энергоэффективность +1 1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 0 0 +1 0 +1 1 +1 +0.60 80%
2 Борьба с коррупцией 0 0 +1 +1 +1 +1 1 +1 +1 0 0 +1 0 0 +1 0 1 +1 0 +1 +0.40 70%
3 Цифровая экономика +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +0.90 95%
4 Гендер: доступ на рынки труда 0 0 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 0 +1 +1 0 +1 +1 +1 +0.70 85%
5 Здравоохранение +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +0.95 98%
6 Макроэкономика +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 0 +1 +0.80 90%
7 Миграция и беженцы +1 0 +1 +1 0 +1 +1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 +1 0 0 +1 +0.35 68%
8 Содействие развитию: Повестка 2030 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 0 +1 0 +1 +1 +1 1 +1 +0.75 88%
9 Международное налогообложение +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +0.95 98%
10 Торговля 0 +1 +1 0 0 +1 +1 0 +1 0 +1 +1 0 +1 +1 +1 0 +1 0 0 +0.55 78%
11 Международное налогообложение: BEPS +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1.00 100%
12 Финансовое регулирование: Базель III +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1.00 100%
13 Содействие развитию: цифровая и финансовая грамотность +1 +1 +1 +1 1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 +1 0 +1 +1 0 +1 +0.75 88%
14 Изменение климата: устойчивость +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 1 +1 1 +1 1 +1 +0.65 83%
15 Защита окружающей среды: переработка отходов +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 0 +1 0 +1 +1 +1 +0.80 90%
16 Продовольствие и сельское хозяйство: ИКТ +1 +1 0 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 +1 0 0 1 +1 +1 +1 +0.70 85%
17 Энергетика: устойчивая энергетика +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0 +1 0 0 +1 +1 +1 +0/85 93%
    +0.82 +0.71 +0.82 +0.94 +0.76 +0.94 +0.88 +0.82 +0.94 +0.76 +0.76 +0.71 +0.65 +0.65 +0.59 +0.65 +0.29 +0.94 +0.35 +0.94 +0.75 87%
91% 85% 91% 97% 88% 97% 94% 91% 97% 88% 88% 85% 82% 82% 79% 82% 65% 97% 68% 97% 87%

 

 

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления