Проекты Центра
PrintПроекты 2021 года
Реализация Целей устойчивого развития в рамках национальных проектов и антикризисных мер Российской Федерации в условиях постпандемического восстановления экономики
Основные фундаментальные и прикладные задачи
Планируемые результаты
Сравнительный анализ реализации ключевых решений саммитов 2020 года "Группы двадцати" и БРИКС по преодолению социально-экономических последствий пандемии и восстановлению экономического роста
Основные фундаментальные и прикладные задачи
Планируемые результаты
Мониторинг и сравнительная оценка уровня исполнения обязательств, принятых лидерами на саммитах «Группы двадцати» и БРИКС
Основные фундаментальные и прикладные задачи
Планируемые результаты
Анализ законодательства Европейского союза в области климата и оценка потенциальных последствий реализации нового "закона о климате" для перспектив торгово-экономического сотрудничества ЕС и Российской Федерации
Основные фундаментальные и прикладные задачи
Планируемые результаты
Проекты 2020 года
Анализ современных подходов к коллективному регулированию цифровой экономики
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- Изучение существующих и формирующихся механизмов коллективного регулирования цифровой экономики (принятые решения, рекомендации, инициативы, принципы, декларации; механизмы их осуществления и результаты реализации)
- Определение потенциала механизмов коллективного регулирования цифровой экономики для содействия реализации приоритетов России в данной сфере, в том числе реализации целей государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и интеграции в региональную и глобальную цифровую экосистемы.
- Выработка рекомендаций по реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года и дальнейшим направлениям развития интеграции в области цифровой экономики
- Формирование предложений по эффективному продвижению приоритетов России в международных институтах для влияния на формирование и функционирование механизмов коллективного регулирования цифровой экономики
Планируемые результаты
- Сформулированы рекомендации по использованию потенциала механизмов коллективного регулирования цифровой экономики для поддержки интеграции России в региональную и глобальную цифровую экосистемы и реализацию целей цифровой трансформации ЕАЭС в рамках цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года
- Представлены предложения по участию Российской Федерации в международных институтах, формирующих механизмы коллективного регулирования цифровой экономики для решения глобальных проблем, возникающих в связи с развитием цифровой экономики
Влияние политики стран "Группы двадцати" на условия развития и регулирование цифровой экономики
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- Совершенствование инструментов международных сопоставительных исследований для оценки эффективности международных многосторонних институтов.
- Мониторинг и оценка уровня реализации решений, принятых на саммитах БРИКС и «Группы двадцати».
- Анализ итогов председательства Японии в «Группе двадцати» и Бразилии в БРИКС в 2019 году.
- Подготовка прогноза по приоритетам председательства Италии в «Группе двадцати» и Индии в БРИКС в 2021 году.
Планируемые результаты
- Выявлены сильные и проблемные сферы взаимодействия в рамках «Группы двадцати» и БРИКС для выработки рекомендаций по продвижению приоритетов России в данных институтах.
- Выявлены перспективные направления взаимодействия для более эффективного продвижения интересов России в «Группе двадцати» и БРИКС и общего прогноза развития повестки институтов.
- Произведена оценка эффективности «Группы двадцати» и БРИКС в выработке конкретных решений и их исполнении.
- Подготовлена открытая публикация с результатами мониторинга деятельности «Группы двадцати» и БРИКС .
Анализ политики и опыта перехода к рациональным моделям потребления и производства стран БРИКС и «Группы двадцати»
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- Разработка методологии мониторинга и анализа стратегий стран «Группы двадцати» и БРИКС по переходу к рациональным моделям потребления и производства, реализации ЦУР 12«Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства»
- Сопоставительный анализ повестки дня «Группы двадцати» и БРИКС в сфере устойчивого развития и перехода к рациональным моделям потребления и производства
- Мониторинг политики стран «Группы двадцати» и БРИКС по переходу к рациональным моделям потребления и производства, реализации ЦУР 12«Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства»
- Выделение наилучших практик стран «Группы двадцати» и БРИКС по переходу к рациональным моделям потребления и производства
- Формирование рекомендаций по повышению эффективности российской политики по достижению ЦУР 12 на национальном и международном уровнях
- Формирование предложений по вкладу Российской Федерации в формирование повестки дня «Группы двадцати» и БРИКС по проблематике устойчивого развития и перехода к рациональным моделям потребления и производства
Планируемые результаты
- Разработана методология анализа и оценки реализации ЦУР на национальном и международном уровнях
- Выработаны рекомендации по повышению эффективности национальной политики по достижению ЦУР 12
- Представлены предложения по будущим действиям «Группы двадцати» и БРИКС по проблематике устойчивого развития
- Сформулированы рекомендации по повышению эффективности российской политики по содействию достижению ЦУР 12 на международном уровне и повышению вклада России в реализацию задач перехода к рациональным моделям потребления и производства в развивающихся странах
Проекты 2019 года
Мониторинг и оценка уровня исполнения обязательств, принятых лидерами на саммитах «Группы двадцати» и БРИКС 2018 года. Резюме (рус.). Препринт (рус.)
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- Мониторинг и оценка уровня реализации решений, принятых на саммитах «Группы двадцати» в Буэнос-Айресе и БРИКС в Йоханнесбурге.
- Анализ эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для решения ключевых проблем международной повестки и реализации конкретных приоритетов РФ.
- Анализ итогов председательства Японии в «двадцатке» и Бразилии в БРИКС в 2019 году.
- Прогноз по возможным приоритетам председательства Саудовской Аравии в «двадцатке» 2020 году.
- Рекомендации по продвижению российских интересов в рамках председательства Саудовской Аравии в «двадцатке» 2020 году.
- Рекомендации для программы председательства России в БРИКС в 2020 году.
- Научно-методическая и экспертно-информационная поддержка профильным органам власти.
Планируемые результаты
- Методология сравнительной оценки исполнения коллективных обязательств членами «Группы двадцати» и БРИКС.
- Оценка реализации приоритетных обязательств членами «Группы двадцати».
- Приоритетные обязательства саммита «Группы двадцати» в Буэнос-Айресе.
- Руководство по мониторингу и оценке исполнения обязательств саммита «Группы двадцати» в Буэнос-Айресе.
- Результаты мониторинга исполнения «Группой двадцати» решений, принятых на саммите в Буэнос-Айресе.
- Оценка эффективности реализации решений, принятых на саммите в Буэнос-Айресе.
- Итоги председательства Аргентины в «Группе двадцати» в 2018 г.
- Оценка реализации приоритетных обязательств членами БРИКС.
- Приоритетные обязательства саммита в Йоханнесбурге.
- Руководство по мониторингу и оценке мониторингу и оценки исполнения обязательств саммита в Йоханнесбурге.
- Результаты мониторинга исполнения решений, принятых на саммите в Йоханнесбурге.
- Оценка эффективности реализации решений, принятых на саммите в Йоханнесбурге.
- Итоги председательства ЮАР в БРИКС в 2018 г.
- Сравнительный анализ эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для реализации приоритетов России.
- Прогнозы возможных приоритетов будущих председательств и рекомендации для России.
- Прогноз возможных приоритетов председательства Саудовской Аравии в «Группе двадцати» в 2020 г.
- Рекомендации по продвижению российских интересов в рамках председательства Саудовской Аравии в «Группе двадцати» в 2020 г.
- Рекомендации для председательства России в БРИКС в 2020 г.
Анализ вклада стран «Группы двадцати» в реализацию торгово-инвестиционных направлений в рамках целей устойчивого развития. Резюме (рус.). Препринт (рус.)
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- Уточнение задач в рамках ЦУР, приоритетное значение для реализации которых имеет торгово-инвестиционное сотрудничество и определение показателей по отобранным задачам с учетом подходов ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР.
- Выделение ключевых партнеров стран «Группы двадцати» с учетом уровня экономического развития, объемов товарооборота и инвестиционных потоков.
- Анализ динамики показателей торгово-инвестиционное сотрудничество по задачам за период 2015-2018 гг.Мониторинг торгово-инвестиционных мер стран «Группы двадцати» в отношении стран-партнеров в период 2015-2018 гг.
- Анализ коллективных обязательств «Группы двадцати», соответствующих торгово-инвестиционным задачам в рамках ЦУР и уровня их исполнения.
- Систематизация данных и оценка вклада стран «двадцатки» в реализацию торгово-инвестиционных задач в рамках ЦУР.
- Рекомендации по будущим действиям «Группы двадцати» в целях реализации торгово-инвестиционных задач ЦУР.
Планируемые результаты
- Методология анализа вклада членов «Группы двадцати» в реализацию торгово-инвестиционных задач ЦУР.
- Анализ динамики ключевых показателей по торгово-инвестиционным задачам в рамках ЦУР.
- Анализ коллективных торгово-инвестиционных обязательств «Группы двадцати» и уровня их реализации.
- Мониторинг торгово-инвестиционных мер стран «Группы двадцати» в отношении стран-партнеров в период 2015-2018 гг.
- Оценка вклада стран «Группы двадцати» в реализацию торгово-инвестиционных задач в рамках.
- Рекомендации по совершенствованию деятельности «Группы двадцати» в целях реализации торгово-инвестиционных задач ЦУР.
Проекты 2018 года
Стратегии ведущих стран-доноров по достижению Целей устойчивого развития. Резюме (рус.)
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- Разработка методологии мониторинга и анализа подходов стран-доноров к осуществлению мер по достижению Целей устойчивого развития на национальном и международном уровнях.
- Мониторинг деятельности ведущих стран-доноров по осуществлению мер по достижению ЦУР 8 и 12 на национальном и международном уровнях (в том числе, объемов и структуры бюджета, источников финансирования, механизмов взаимодействия с другими донорами и международными институтами, практики использования двух, трех и многосторонних форматов помощи, механизмов принятия решений в области содействия международному развитию (СМР)).
- Анализ индикаторов, источников информации, процесса мониторинга и предоставления отчетности ведущих стран-доноров в рамках работы Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию на основе изучения предоставляемых ими добровольных отчетов.
- Сопоставительный анализ практик ведущих стран-доноров по организации мероприятий, направленных на достижение ЦУР 8 и 12 на национальном и международном уровнях.
- Выделение наилучших практик в сфере реализации ЦУР 8 и 12 на национальном уровне и в сфере содействия развивающимся государствам в достижении ЦУР.
- Анализ деятельности Российской Федерации по достижению ЦУР.
- Выработка рекомендаций по повышению эффективности российской политики в сферах, затрагиваемых ЦУР 8 и 12, на национальном уровне и в области содействия их достижению развивающимися странами с учетом реализации внешнеполитических интересов России, в том числе предложения по развитию методологии подсчета данных в целях наиболее полного измерения прогресса по ЦУР;
- Формирование рекомендаций по подготовке материалов для добровольного отчета Российской Федерации в Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию.
Планируемые результаты
- Методология мониторинга и анализа стратегий стран-доноров по осуществлению мер по достижению ЦУР на национальном и международном уровнях.
- Мониторинг деятельности стран-доноров по достижению ЦУР 8 и 12 на национальном и международном уровнях (Германия; Япония; Канада; Бразилия; Индия; Китай).
- Анализ деятельности Российской Федерации по достижению ЦУР 8 и 12. (рус)
- Сопоставительный анализ стратегий ведущих стран-доноров по достижению ЦУР 8 и 12.
- Наилучшие практики в сфере реализации ЦУР 8 и 12 на национальном и международном уровнях.
- Рекомендации по повышению эффективности российской политики по достижению ЦУР 8 и 12 на национальном и международном уровнях.
Оценка роли Нового банка развития БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в трансформации системы многосторонних банков развития. Резюме (рус.)
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- Исследование набора инструментов привлечения капитала и финансирования проектов, механизмов софинансирования и стимулирования частных инвестиций, используемых НБР.
- Исследование набора инструментов привлечения капитала и финансирования проектов, механизмов софинансирования и стимулирования частных инвестиций, используемых АБИИ.
- Сравнительная оценка подходов к операционной деятельности НБР и АБИИ.
- Изучение используемых традиционными многосторонними банками развития (МБРР, АзБР, АфБР, ЕБРР, МАБР) механизмов привлечения капитала, инструментов и условий поддержки проектов, подходов к софинансированию и стимулированию частных инвестиций.
- Сравнительный анализ операционных характеристик новых и «традиционных» многосторонних банков развития.
- Оценка траектории развития двух новых институтов и их роли в трансформации глобальной финансовой системы.
- Выработка рекомендаций по совершенствованию операционной деятельности НБР и АБИИ и повышению привлекательности предлагаемых банками инструментов для клиентов.
Планируемые результаты
- Анализ инструментов привлечения капитала и финансирования проектов, механизмов софинансирования и стимулирования частных инвестиций, используемых НБР и АБИИ.
- Сравнительная оценка подходов к операционной деятельности НБР и АБИИ.
- Анализ механизмов привлечения капитала, инструментов и условий поддержки проектов, подходов к софинансированию и стимулированию частных инвестиций, предлагаемых традиционными многосторонними банками развития (МБРР, АзБР, АфБР, ЕБРР, МАБР).
- Сравнительный анализ операционных характеристик новых и «традиционных» многосторонних банков развития.
- Оценка траектории развития НБР и АБИИ и их роли в трансформации глобальной финансовой системы Рекомендации по совершенствованию операционной деятельности НБР и АБИИ и повышению привлекательности предлагаемых ими инструментов для клиентов.
Сравнительная оценка исполнения коллективных обязательств членами «Группы двадцати» и БРИКС. Резюме (рус.)
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- В части решения фундаментальных задач будут усовершенствованы инструменты международных сопоставительных исследований, используемые в мониторинге и сравнительной оценке исполнения коллективных обязательств международных многосторонних институтов (количественные и качественные индикаторы и критерии отбора обязательств и формирования репрезентативной выборки приоритетных обязательств) в том числе через разработку руководства по мониторингу и оценке исполнения каждого из обязательств институтов.
- В части реализации прикладных задач будут проведены мониторинг и сравнительная оценка исполнения коллективных обязательств, принятых на саммитах «Группы двадцати» в Гамбурге и БРИКС в Сямыне в период председательства Аргентины в «двадцатке» и ЮАР в БРИКС.
- На основе полученных данных будет выполнен анализ эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для решения ключевых проблем международной повестки и реализации конкретных приоритетов РФ.
- Будет осуществлен анализ итогов председательства Германии в «двадцатке» и Китая в БРИКС в 2017 году.
- Будут даны прогнозы по возможным приоритетам председательства Японии в «двадцатке» и Бразилии в 2019 году. Прогнозы будут основываться на мониторинге текущих позиций данных стран по вопросам повестки соответствующих институтов и анализе массива накопленных данных по исполнению ими обязательств «двадцатки» и БРИКС На основе прогнозов будут сформулированы рекомендации по продвижению российских интересов в рамках последующих председательств.
- В течение всего периода реализации проекта будет оказываться научно-методическая и экспертно-информационная поддержка профильным органам власти для обеспечения эффективного участия России в международных институтах.
Планируемые результаты
- Анализ итогов председательства Германии в «Группе двадцати» в 2017 г.
- Анализ итогов председательства КНР в БРИКС в 2017 г.
- Промежуточный и итоговый доклад об исполнении обязательств саммита «Группы двадцати» в Гамбурге.
- Промежуточный и итоговый доклад об исполнении обязательств саммита БРИКС в Сямыне.
- Сравнительный анализ эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для реализации приоритетов России.
- Прогноз возможных приоритетов председательства Японии в «Группе двадцати» в 2019 г.
- Рекомендации по продвижению российских интересов в рамках председательства Японии в «Группе двадцати» в 2019 г.
- Прогноз возможных приоритетов председательства Бразилии в БРИКС в 2019 г.
- Рекомендации по продвижению российских интересов в рамках председательства Бразилии в БРИКС в 2019 г.
Проекты 2017 года
Оценка эффективности «Группы двадцати» и БРИКС на основе результатов мониторинга исполнения решений. Резюме (рус.)
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- В части решения фундаментальных задач будут усовершенствованы инструменты международных сопоставительных исследований, используемые в методологии оценки эффективности международных многосторонних институтов (количественные и качественные индикаторы и критерии отбора обязательств и формирования репрезентативной выборки приоритетных обязательств) в том числе через разработку руководства по мониторингу и оценке каждого из обязательств институтов.
- В части реализации прикладных задач будут проведены мониторинг и оценка эффективности реализации решений, принятых на саммите «Группы двадцати» в Ханчжоу и саммите БРИКС на Гоа в период председательства Германии в «двадцатке» и Китая в БРИКС.
- На основе полученных данных будет выполнен сравнительный анализ эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для реализации приоритетов РФ.
- Будет проведён анализ итогов председательства Китая в «Группе двадцати» и Индии в БРИКС в 2016 г.
- Будут даны прогнозы по возможным приоритетам председательства Аргентины в «Группе двадцати» в 2018 и ЮАР и в БРИКС в 2018. Прогнозы будут основываться на мониторинге текущих позиций данных стран по вопросам повестки соответствующих институтов и анализе массива накопленных данных по исполнению ими обязательств «двадцатки» и БРИКС.
- На основе прогнозов будут даны рекомендации по продвижению российских интересов в рамках председательства Аргентины в «Группе двадцати» и ЮАР в БРИКС.
- В течение всего периода реализации проекта будет оказываться научно-методическая и экспертно-информационная поддержка профильным органам власти для обеспечения эффективного участия России в международных институтах.
Планируемые результаты
- Анализ итогов председательства Китая в «Группе двадцати» в 2016 г.
- Анализ итогов председательства Индии в БРИКС в 2016 г.
- Промежуточный и итоговый доклад об исполнении обязательств саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу.
- Промежуточный и итоговый доклад об исполнении обязательств саммита БРИКС на Гоа.
- Сравнительный анализ эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для реализации приоритетов России.
- Прогноз возможных приоритетов председательства Аргентины в «Группе двадцати» в 2018 г.
- Рекомендации по продвижению российских интересов в рамках председательства Аргентины в «Группе двадцати» в 2018 г.
- Прогноз возможных приоритетов председательства ЮАР в БРИКС в 2018 г.
- Рекомендации по продвижению российских интересов в рамках председательства ЮАР в БРИКС в 2018 г.
Сравнительный анализ становления Нового банка развития (НБР) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Резюме (рус.)
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- Исследование процесса становления и работы НБР.
- Исследование процесса становления и работы АБИИ.
- Сравнительная оценка текущего состояния и перспектив взаимодействия НБР и АБИИ с другими международными банками развития.
- Изучение национальных банков развития стран БРИКС с точки зрения миссии, ценностей, принципов, системы управления, формирования капитала, механизмов деятельности, отбора и финансирования проектов, механизмов взаимодействия с международными банками развития.
- Анализ возможностей сотрудничества НБР и АБИИ с национальными банками развития стран БРИКС.
- Исследование различных механизмов софинансирования проектов и привлечения средств частного сектора, используемых национальными и международными банками развития.
- Выработка рекомендаций по эффективному использованию потенциала НБР и АБИИ для реализации интересов РФ, в том числе посредством совершенствования взаимодействия с ними российского национального банка развития.
Планируемые результаты
- Прогноз дальнейшего развития НБР.
- Прогноз дальнейшего развития АБИИ.
- Прогноз развития взаимодействия НБР и АБИИ с другими международными банками развития.
- Исследование национальных банков развития стран БРИКС с точки зрения миссии, ценностей, принципов, системы управления, формирования капитала, механизмов деятельности, отбора и финансирования проектов, механизмов софинансирования, форматов взаимодействия с международными банками развития.
- Рекомендации по использованию потенциала НБР и АБИИ.
- Рекомендации по взаимодействию Внешэкономбанка с НБР и АБИИ.
- Рекомендации по использованию потенциала НБР и АБИИ для реализации интересов РФ.
Сравнительный анализ подходов стран БРИКС и Индонезии к реализации инструментов ОЭСР. Резюме (рус.)
Основные фундаментальные и прикладные задачи
- Разработка методологии оценки реализации инструментов ОЭСР - Принципов корпоративного управления, Рамочной концепции в области инвестиций и Плана BEPS.
- Мониторинг процесса реализации положений инструментов ОЭСР Китаем, Индией, Бразилией, ЮАР и Индонезией.
- Сопоставительный анализ подходов к реализации положений инструментов ОЭСР Китаем, Индией, Бразилией, ЮАР и Индонезией.
- Выделение наилучших практик реализации положений инструментов ОЭСР Китаем, Индией, Бразилией, ЮАР и Индонезией.
- Анализ российской практики реализации положений Принципов корпоративного управления, Рамочной концепции в области инвестиций и Плана BEPS.
- Разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации положений Принципов корпоративного управления, Рамочной концепции в области инвестиций и Плана BEPS в России в целях повышения конкурентоспособности РФ с учетом опыта иностранных государств
Планируемые результаты
- Методология мониторинга реализации Принципов корпоративного управления, Рамочной концепции в области инвестиций и Плана BEPS.
- Сопоставительный анализ реализации положений Принципов корпоративного управления, Рамочной концепции в области инвестиций и Плана BEPS странами БРИКС и Индонезией.
- Наилучшие практики реализации положений Принципов корпоративного управления, Рамочной концепции в области инвестиций и Плана BEPS странами БРИКС и Индонезией.
- Рекомендации по повышению эффективности реализации Принципов корпоративного управления, Рамочной концепции в области инвестиций и Плана BEPS в России.
Проекты 2016 года
1. Оценка эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для реализации приоритетов Российской Федерации. Резюме (рус.)
Оценка эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для реализации приоритетов Российской Федерации
Фундаментальные задачи: совершенствование инструментов международных сопоставительных исследований, используемых в методологии оценки эффективности международных многосторонних институтов, в том числе: количественные и качественные индикаторы и критерии отбора обязательств и формирования репрезентативной выборки приоритетных обязательств, руководства по мониторингу и оценке каждого из обязательств и членов институтов.
Прикладные задачи
1. Мониторинг и оценка эффективности реализации решений, принятых «Группой двадцати» на саммите в Анталье
2. Мониторинг и оценка эффективности реализации решений, принятых БРИКС на саммитах в Уфе
3. Сравнительный анализ эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для реализации приоритетов РФ
Планируемые результаты
1. Промежуточный и итоговый доклад об исполнении обязательств саммита «Группы двадцати» в Анталье
2. Промежуточный и итоговый доклад об исполнении обязательств саммита БРИКС в Уфе
3. Сравнительная оценка эффективности «Группы двадцати» и БРИКС для реализации приоритетов РФ на основе результатов мониторинга реализации решений саммитов «Группы двадцати» в Анталье и БРИКС в Уфе, а также с учётом накопленных данных по исполнению обязательств за предыдущие годы
2. Анализ перспектив Нового банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и их потенциальной роли в трансформации глобальной финансовой архитектуры. Резюме (рус.)
Анализ перспектив Нового банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и их потенциальной роли в трансформации глобальной финансовой архитектуры
1. Исследование НБР и АБИИ с точки зрения миссии, членства, ценностей, принципов, системы управления, формирования капитала, механизмов деятельности, отбора и финансирования проектов
3. Сравнительный анализ НБР и АБИИ с другими многосторонними банками развития по вышеперечисленным параметрам
4. Выявление факторов, влияющие на эффективность работы международных банков развития и возможностей их учета в деятельности НБР и АБИИ
5. Прогнозирование дальнейшего становления и развития НБР и АБИИ и оценка возможностей сотрудничества НБР и АБИИ между собой и с существующими многосторонними банками развития
7. Выработка рекомендаций по эффективному использованию потенциала НБР и АБИИ для реализации интересов Российской Федерации
Планируемые результаты
1. Сравнительный анализ Нового банка развития (НБР) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с точки зрения миссии, членства, ценностей, принципов, системы управления, формирования капитала, механизмов деятельности, отбора и финансирования проектов
2. Сравнительный анализ новых (НБР и АБИИ) и традиционных многосторонних банков развития
3. Прогноз дальнейшего становления и развития НБР и АБИИ и перспектив взаимодействия НБР и АБИИ между собой и с существующими многосторонними банками развития
4. Рекомендации по повышению эффективности функционирования НБР и АБИИ
6. Рекомендации по использованию потенциала НБР и АБИИ для реализации интересов РФ
3. Сравнительный анализ опыта участия стран – не членов ОЭСР в процессе выработки и имплементации отдельных механизмов Организации (Принципов корпоративного управления «Группы двадцати»/ОЭСР, Рамочной концепции в области инвестиций ОЭСР, Плана действий ОЭСР по размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (Плана BEPS)). Резюме (рус.)
Сравнительный анализ опыта участия стран – не членов ОЭСР в процессе выработки и имплементации отдельных механизмов Организации (Принципов корпоративного управления «Группы двадцати»/ОЭСР, Рамочной концепции в области инвестиций ОЭСР, Плана действий ОЭСР по размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (Плана BEPS))
1. Анализ процесса выработки и конкретных положений документа «Принципы корпоративного управления «Группы двадцати»/ОЭСР» (G20/OECD Principles of Corporate Governance)
2. Анализ процесса выработки и положений Рамочной концепции в области инвестиций ОЭСР (Policy Framework for Investment)
3. Анализ процесса выработки и конкретных положений Плана действий ОЭСР по размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (BEPS))
4. Сравнительный анализ участия Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и Индонезии в выработке и согласовании вышеупомянутых механизмов ОЭСР
5. Мониторинг и сопоставительный анализ процесса имплементации положений рассматриваемых документов ОЭСР Китаем, Индией, Бразилией, ЮАР и Индонезией
6. Сравнительный анализ участия России и стран-партнеров в деятельности ОЭСР на примере участия в выработке, согласовании и имплементации механизмов ОЭСР
7. Выделение наилучших практик имплементации положений документов ОЭСР рассматриваемыми государствами
8. Рекомендации по повышению эффективности участия России в процессе выработки и согласования решений в рамках ОЭСР и практической имплементации механизмов Организации на национальном уровне с учетом опыта иностранных государств
Планируемые результаты
1. Анализ процесса выработки и конкретных положений механизмов ОЭСР: Принципов корпоративного управления «Группы двадцати»/ОЭСР, Рамочной концепции в области инвестиций ОЭСР, Плана действий ОЭСР по размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли
2. Сравнительный анализ участия Китая, Бразилии, Индии, ЮАР и Индонезии в процессе выработки, согласования и имплементации механизмов ОЭСР
3. Рекомендации для органов государственной власти РФ по участию в выработке и согласовании, а также имплементации механизмов ОЭСР с учетом зарубежного опыта
4. Проект РГНФ по теме "Модели взаимодействия международных институтов в процессе осуществления многостороннего управления в сферах макроэкономической политики, финансового регулирования, международной торговли и инвестиций" (№ 15-07-00022).
Возникновение новых институтов в ответ на системные уязвимости, стратегическую трансформацию влияния государств в мировой экономике и медленные темпы реформирования существующих институтов вызвало бурную дискуссию в отношении роста количества институтов и сопровождающей его фрагментации глобального управления. Однако фрагментация не означает снижения спроса на глобальное управление или его эффективности. Напротив, она может приносить выгоды, будучи позитивной и креативной. Несмотря на существенные различия своих миссий и коллективной идентичности, «Группа двадцати», БРИКС и АТЭС играют важную роль в повышении инклюзивности, легитимности и эффективности глобального управления. Отличительными чертами трех институтов являются практика проведения встреч на высшем уровне, принцип добровольности исполнения решений, признание роли основных развивающихся стран в мировом экономическом росте, глобальном и региональном управлении, высокая интегрированность в систему международных институтов и активное взаимодействие с международными организациями.
Это взаимодействие напрямую не решает проблем, связанных с фрагментацией, но стимулирует разделение труда, которое снижает риски фрагментации и конкуренции, способствует росту координации, согласованности, подотчетности и эффективности в глобальном управлении. Исследование «Модели взаимодействия международных институтов в процессе осуществления многостороннего управления в сферах макроэкономической политики, финансового регулирования, международной торговли и инвестиций» направлено на изучение взаимодействия «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС с международными организациями в рамках выполнения ими функций глобального управления, включая обсуждение, определение направлений коллективных действий, принятие решений, их исполнение и развитие глобального / регионального управления.
Аналитической основой исследования явилась теория рационального выбора институционализма. Оно опирается на количественный и качественный анализ документов, принятых «Группой двадцати», БРИКС и АТЭС, для выявления динамики и определения предпочитаемых ими моделей взаимодействия с многосторонними организациями.
Для проведения анализа была создана база данных упоминаний международных институтов в документах «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС, маркирующих типы их взаимодействия, а также база данных примеров/случаев взаимодействия «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС с международными институтами, включая информацию о переданных им мандатах и их реализации.
В результате исследования впервые была осуществлена систематизация, классификация и сравнительная оценка различных моделей взаимодействия «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС с другими международными организациями в процессе осуществления многостороннего управления и проведен сравнительный анализ их эффективности.
На основе количественного и качественного анализа документов «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС была проверена ключевая гипотеза о том, что неформальные институты высшего уровня могут прибегать к сочетанию моделей «каталитического воздействия», «ядра, влияющего на систему» и «параллельного управления» при взаимодействии с международными институтами, причем выбор моделей отражает их миссию и роль в системе этих институтов, которые могут меняться со временем.
Полученные результаты показывают, что приверженность «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС многосторонности и интегрированность в систему международных институтов отражаются в интенсивном взаимодействии трех форумов с международными организациями, при этом уникальный характер и миссии каждого из них определяют различия в спектре организаций-партнеров, масштабах и моделях взаимодействия.
«Группа двадцати», БРИКС и АТЭС, каждый по своему, способствуют росту координации в глобальном управлении. Определенно необходимо дальнейшее повышение согласованности и эффективности взаимодействия многосторонних институтов. Однако наличие предпосылок для снижения фрагментарности и конкуренции – хорошая новость, позволяющая с надежной смотреть в будущее глобального управления. На основе полученных результатов исследования были разработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования системы международных институтов.
Результаты проекта были представлены в серии статей, отражающих методологию оценки эффективности взаимодействия международных институтов в процессе осуществления многостороннего управления, модели взаимодействия «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС с международными институтами в процессе осуществления многостороннего управления и сравнительную оценку их эффективности, а также рекомендации по повышению эффективности системы взаимодействия международных институтов. Была подготовлена рукопись монографии «Модели взаимодействия международных институтов в процессе осуществления многостороннего управления».
Научные результаты проекта позволят пополнить знания о меняющейся системе международных многосторонних институтов. Результаты могут быть использованы при формировании внешней политики России, направленной на повышение эффективности системы взаимодействия международных институтов.
Приложение
к основным результатам реализации
проекта №15-07-00022 (2015-2017)
Таблица - Доли и интенсивность взаимодействия «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС с международными организациями
«Группа двадцати» | БРИКС | АТЭС | |||||||
Количество (мест) | Доля | Интенсивность | Количество (мест) | Доля | Интенсивность | Количество (мест) | Доля | Интенсивность | |
МВФ | 834 (1) | 14,51 | 1,93 | 70 (5) | 6,70 | 0,71 | |||
ФФС+СФС | 673 (2) | 11,71 | 1,56 | ||||||
ОЭСР | 636 (3) | 11,06 | 1,47 | 80 (3) | 5,61 | 0,32 | |||
ВБ | 508 (4) | 8,84 | 1,18 | 40 (8) | 3,83 | 0,41 | 102 (2) | 7,16 | 0,41 |
ООН | 311 (5) | 5,41 | 0,72 | 299 (1) | 28,61 | 3,04 | 52 (6) | 3,65 | 0,21 |
БКБН | 272 (6) | 4,73 | 0,63 | ||||||
ФАТФ | 268 (7) | 4,66 | 0,62 | ||||||
Глобальное партнерство по повышению доступа к финансовым услугам | 224 (8) | 3,90 | 0,52 | ||||||
ВТО | 200 (9) | 3,48 | 0,46 | 114 (3) | 10,91 | 1,16 | 274 (1) | 19,23 | 1,11 |
МОТ | 176 (10) | 3,06 | 0,41 | 25 (9) | 2,39 | 0,25 | |||
«Группа двадцати» | - | - | - | 118 (2) | 11,29 | 1,20 | 75,4 | 5,26 | 0,30 |
ВОЗ | 84 (4) | 8,04 | 0,85 | ||||||
Новый банк развития | 67 (6) | 6,41 | 0,68 | ||||||
Пул условных валютных резервов | 45 (7) | 4,31 | 0,46 | ||||||
ЮНКТАД | 25 (10) | 2,39 | 0,25 | ||||||
Сеть по вопросам образования АТЭС | 56 (5) | 3,93 | 0,23 | ||||||
Азиатский банк развития | 48 (7) | 3,37 | 0,19 | ||||||
АСЕАН | 46 (8) | 3,23 | 0,19 | ||||||
Политическое партнерство по продовольственной безопасности | 36 (9) | 2,53 | 0,15 | ||||||
ФАО | 34 (10) | 2,39 | 0,14 | ||||||
Всего международных организаций | 100 | 54 | 57+73=130 | ||||||
Всего упоминаний | 5749 | 100 | 13,31 | 1045 | 100 | 10,61 | 936+489=1425 | 100 | 5,77 |
За более подробной информацией о результатах проектов, а также с предложениями о сотрудничестве в рамках новых научных исследований можно обращаться по адресу: Larionova-mv@ranepa.ru