Центр исследований международных институтов
Обязательства, принятые в рамках саммитов БРИКС
Print

БРИКС относится к многосторонним институтам высшего уровня, которые, как правило, характеризуются ограниченным членством, относительно низким уровнем бюрократии, гибкостью форматов взаимодействия, опорой на принципы консенсуса в принятии решений и добровольности их исполнения. Регулярные встречи глав государств и правительств для координации позиций по широкому кругу вопросов международной, региональной и национальной политики являются вершиной (summit) таких институциональных образований, включающих достаточно большое количество акторов, взаимодействующих по сложившимся процедурам на двух уровнях: национальном и международном. Обязательства, зафиксированные в коллективных документах, не являются юридически обязательными для исполнения, имплементация решений стимулируется взаимными ожиданиями и давлением со стороны партнеров. Диалог лидеров для определения направлений коллективных действий, выработки общих решений, исполнения принятых обязательств, развития глобального управления и решения задач политического управления на национальном уровне составляет суть и определяет уникальный характер «многосторонних институтов высшего уровня», в том числе БРИКС. 

Методология оценки исполнения обязательств была разработана и применялась Группой по исследованиям «восьмерки» Университета Торонто с 1996 г. для подготовки докладов об исполнении обязательств «Группы семи». С появлением «Группы двадцати» на уровне глав государств и правительств методология была усовершенствована Группой по исследованиям «двадцатки» для оценки уровня исполнения обязательств «двадцаткой». В 2011 г. она была адаптирована для анализа реализации коллективных решений БРИКС.

Обязательства для мониторинга и оценки отбираются из документов, принятых лидерами на саммитах. Под обязательством понимается конкретное, специфичное, публично выраженное, коллективно согласованное заявление о намерении действовать, «обещание» или «инициатива» участников саммита предпринять в будущем действия для достижения определенной общественно значимой цели.

Оценка исполнения проводится по выборке приоритетных обязательств каждого саммита «Группы семи/восьми», «Группы двадцати» и БРИКС. Приоритетными являются обязательства, лучше всего отражающие ключевые проблемы, по которым на саммите в целом были согласованы решения, критические для осуществления глобального управления. Ввиду значительного количества обязательств, содержащихся в документах лидеров (например, на саммите «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге было принято 281 решение), исполнение каждого из них оценить невозможно. Поэтому для анализа отбираются только обязательства, лучше всего демонстрирующие суть документов саммита в достаточно представительной форме. Таким образом, получившаяся выборка представляет приоритеты саммита, повторяет распределение по сферам и пропорциональна количеству обязательств в каждой из них. Список также сбалансирован таким образом, чтобы дать возможность сравнения прошлых и будущих саммитов.
Приоритетные обязательства также должны быть применимы к различным подгруппам стран – членов института. Способность полностью выполнить обязательство в течение периода времени между двумя последующими саммитами также учитывается для обеспечения релевантности результатов. Обязательства также должны соответствовать некоторым дополнительным критериям, таким как измеримость исполнения и значимость для саммита и института, определяемая исследовательской командой и соответствующими экспертами. 

Под исполнением понимаются действия национальных органов власти по реализации необходимых формальных законодательных и административных актов, направленных на претворение в жизнь обязательства, принятого на саммите. Исполнение оценивается в соответствии с критериями официального подтверждения обязательства саммита; анализа способов реализации национальными органами власти; соответствующего распределения финансовых средств и других ресурсов, принятия новых или измененных программ, законодательных механизмов, норм регулирования. 

Руководство по мониторингу (англ.)

Подробное описание методологии исследования исполнения обязательств представлено в статье «Что влияет на исполнение обязательств «Группы двадцати» и БРИКС: сравнительный анализ» (рус.)

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления